Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
методическая разработка на тему

Митина Наталья Сергеевна

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Первый класс школы - один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостьобучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа развивающих занятий с дошкольниками (адаптация к школе).

Учитель - психолог Митина Н.С.

Психологическая программа процесса адаптации первоклассников к школьному обучению


  • Цели и задачи
  • способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
  • выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в про цессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
  • развивать и корректировать психические функции обучающихся;
  • развивать способность к обобщениям;
  • развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности
  • развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
  • научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
  • снижать уровень агрессивности обучающихся
  • снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
  • создавать обучающимся ситуацию успеха;
  • корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
  • изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
  • формировать адекватное поведение обучающихся;
  • формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом;
  • формировать учебные мотивы обучающихся;
  • формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
  • определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;
  • проводить диагностику способностей обучающихся;
  • анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.

Актуальность программы:

В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них. Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами - низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Первый класс школы - один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемостьобучающихся в последующие годы.

Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.

Длительность программы 1 год

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Тема 1. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что приятно всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление конфликта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать партнера по игре или совместной деятельности.

  1. - занятие: освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения (игра 1).
  2. - занятие: развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы (игра 2)
  3. - занятие: развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения (игра 3)
  4. - занятие: овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику (игра 4)

Тема 3. Развитие целенаправленного слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему предстоит научиться в школе, где ребенок 70 % времени проводит слушая. Не надо путать слова «слышать» и «слушать». «Слышать» означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздался какой - либо звук; «слушать» значит воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном. Способность слушать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет его жизни, сама по себе она не возникает. Именно на неумение детей слушать часто жалуются воспитатели детских садов, особенно при проведении занятий с младшими дошкольниками. На воспитание этой способности и направлены игры, представленные в этом разделе.

1 - 2 -е занятия: развитие умения прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их (игры 9 -11).

  1. е        занятие: развитие умения различать и воспроизводить звуки (игра 12).
  2. е        занятие: развитие умения выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого - либо действия или события (игра 13).

Тема 4. Формирование целенаправленного внимания у дошкольников.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолевать эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

1 - занятие: овладение навыками одновременного выделения и учета нескольких различных условий решения задачи (игра 14).

  1. занятие:        развитие целенаправленного внимания (игра 15).
  2. занятие:        развитие устойчивого внимания (игра 16).
  3. занятие:        развитие устойчивого сосредоточенного внимания (игра 17).

Тема 5. Развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения, она развивается, как сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Важнейшим условием развития памяти ребенка являются его собственные специальные усилия - запомнить что- то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать детям те средства и рациональные приемы, которые потом могут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

1-занятие: развитие у детей целенаправленного запоминания (игра 18).

2 - занятие: обучение детей навыками установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания (игра 19).

3-занятие: расширение объема памяти и внимания (игра 20).

4 - занятие: развитие вербальной памяти у дошкольников (игра 21).

Тема 6. Развитие мышления и речи у дошкольников.

Практически на любом учебном или развивающем занятии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, - речь и мышление. При этом, как правило, занятие строятся по принципу доступности, т. е. используется тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли. Настоящий раздел данной программы направлен на специальное развитие этих процессов в необходимом единстве.

Развитие речи предполагает расширение активного словаря, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи.

  1. - занятие: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения (игра 22).
  2. - занятие: овладение навыками самостоятельного выделения функции предмета и обозначения их словом (игра 23).
  3. - занятие: развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах (игра 24).
  4. - занятие: овладение навыками элементарного анализа и синтеза отличительных особенностей объектов, установления их тождества и различия (игра 25).

Тема 7. Подготовка детей дошкольного возраста к обучении чтению.

Одной из основных предпосылок овладения в дальнейшем навыками чтения является развитие у детей отвлеченного мышления. Ребенку трудно научиться читать прежде, чем его речь и мышление не пройдут определенных этапов развития, в ходе которого возникает способность воспринимать слова в отрыве от конкретного предмета (слово перестает быть свойством предмета), речь становится осознанной, отвлеченной от конкретной ситуации, слово начинает восприниматься как единица речевого потока, осознается эквивалентность устного и письменного слова. Обследования не умеющих читать дошкольников показывают, что многие из них даже не осознают, что поток их речи состоит из слов, а употребление взрослым одного незнакомого ребенку слова зачастую приводит к непониманию всего сообщения в целом. Возможно, именно в силу слабого развития отвлеченного мышления некоторые дети испытывают впоследствии труднопреодолимую неприязнь к чтению, плохо понимают то, что читают сами.

Данный раздел программы рассчитан на индивидуальную работу с ребенком, но при определенной ее организации может быть использован и на групповом занятии. Соблюдение указанной последовательности этапов работы является обязательным.

  1. занятие:        овладение способностью выделять классы предметов.
  2. занятие:        овладению способностью выделять подклассы предметов внутри класса.
  1. - занятие: овладение действием исключения предмета или слова из класса.
  2. - занятие: научить ребенка воспринимать слово в отрыве от конкретной ситуации, понимать возможность существования различных значений одного слова.
  3. - занятие: развитие ребенка осознанной речи, отвлеченной от конкретной ситуации, от его непосредственного жизненного опыта.
  4. - занятие: овладение навыком выделения из контекста новых, незнакомых ребенку слое.

к

  1. - занятие: развитие у ребенка способности к расчленению речевого потока на единицу (т.е. умения выделять слово как единицу речи).
  2. - занятие: формирование у ребенка представления об эквивалентности устного и письменного слова.

Все задания к данной теме даны в приложении.

Игра 1. Раздувайся, пузырь!

Задача игры. Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей- приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры. Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть («Как тебя зовут?», «Машенька, пойдем играть/»). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т. д. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. («Посмотрите как, как наемного! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. -А теперь давайте сделаем маленький кружок».) Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры

  1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп» руки разнимаются и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. Карусели.

Задача игры. Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры. Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг с другом в общую игру. Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образует круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле- еле- еле- еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз- два, раз- два (пауза). Вот и кончилась игра». Движения: сначала карусель движется в правую сторону. Темп движения постепенно замедляется, и снова «раз-два» все останавливаются.

Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала. Правила игры

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. Куклы пляшут.

Задача игры. Научить детей выполнить игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры. Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры

  1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
  2. Куклу можно передавать только тому, кто еще не плясал.

Игра 4. По дорожке Валя шла.

Задача игры. Развить у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры. Все дети ходят по кругу, а кто- нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находиться в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала. (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.) Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши». (Хоровод остановился, все смотрят на середину круга.] Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбрать тех детей, которые еще не были в кругу и не плясали.

Игра 5. Салочки - догонялочки.

Задача игры. Воспитания у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности.

Описание игры. На полу выделяются две «зоны» - дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать!» - С последними словами текста. Но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.

Правила игры.

  1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя свои движения с движениями других детей.
  2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».
  3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому. Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. В конце игры следует поощрить тех участников, которые соблюдали правила.

Игра 6. Пустое место.

Задача игры. Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличии от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Ребенок должен сам выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушать правила поведения в совместной деятельности.

Описание игры. Дети берутся за руки, строятся в круг и садятся на пол лицом внутрь круга. Взрослый. Находясь за кругом, обходит его приговаривая: «Огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить!» Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого- нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» - и показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Взрослый и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и повторяет слова, давая детям возможность освоить правила игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становиться водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

  1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
  2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
  3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

Игра 7. Лиса и гуси.

Задача игры. Воспитание у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе; главная ее цель - вызвать желание помогать другому.

Описание игры. Выбирают ребенка на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является взрослый. На полу обозначается нора лисы, дом гусей, а между ними луг, где пасутся гуси. Хозяин провожает гусей на луг, где они некоторое время свободно гуляют. Потом хозяин, находящийся в доме, зовет гусей: «Гуси- гуси! (Гуси: «га- га- га».) Есть хотите? (Гуси: «да- да- да!») Ну, летите!» Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Когда лиса осалит 2 - 3 гусей, она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе со взрослым подходят к лисьей норе со словами: «Лиса- лиса, отдай наших гусят!» Лиса: «Не отдам!» Все: «Тогда мы сами их отнимем у тебя!» Взрослый предлагает детям встать за ним гуськом и крепко схватить друг друга за талию. Взрослый подходит к лисе, берет ее за руку и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем- потянем. Ух!» Все участники игры, держась друг за друга, делают движения назад под слова «тянем» (2-3 раза). Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирают новую лису и игра начинается сначала.

Правила игры.

  1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина: «Ну, летите».
  2. Лиса не должна хватать детей, достаточно лишь осалить. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.
  3. На выручку пойманным гусям идут все участники игры.
  4. Как только выручающие перетягивают лису, пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.

Игра 8. Кто раньше дойдет до флажка?

Задача игры. Воспитание выдержки и умения управлять собой. В этой игре задача усложняется: во - первых, отсутствует воображаемая ситуация, и, во - вторых, ребенок должен преодолеть естественное желание бежать, чтобы быть первым.

Описание игры. На стол кладут флажок. Дети выстраиваются на расстоянии 25 - 30 шагов от стола. Взрослый вызывает сначала двух детей, предлагает им стать «на старте» и по сигналу дойти до флажка; при этом подчеркивается, что нужно именно идти, а не бежать. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Победившим считается тот, кто первым дошел до флажка. Затем выбирают новую команду, на стол ставят новый флажок (так как приз - флажок - каждый раз остается у победителя), и игра продолжается. По окончанию игры можно устроить парад победителей.

Правила игры.

  1. Двигаться к флажкам можно только шагом. Переходить на бег нельзя.
  2. Тот, кто выполнил первое правило и быстрее всех дошел до флажка, становится победителем.
  3. Если к флажкам одновременно подходят двое детей, оба считаются победителями и получают награды.

Игра 9. Что я слышу?

Задача игры. Развить умение прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их.

Описание игры. Взрослый предлагает сидящим вокруг него детям: «Давайте поиграем в игру «Что я слышу?». Можно послушать звуки в доме, звуки улицы, голоса животных, послушать, как рифмуются слова. Детям постарше можно предложить угадать, кто произносит следующие слова: «Московское время 10 часов 5 минут», «Открой рот и скажи: «А - а - а », «Днем ожидается облачная погода, без осадков», «Осторожно! Двери закрываются, следующая станция - Маяковская» и т. п. Конкретная форма организации подобных игр зависит от фантазии взрослого; вариантов их может быть множество, причем ведущими в них могут быть и дети.

Игра 10. Кто разбудил Ми шутку.

Задача игры. Научить детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их.

Описание игры. Дети вместе со взрослым садятся на стульчики, стоящие полукругом. Напротив них - свободный стул. Взрослый подзывает к себе одного ребенка, желательно наиболее активного, дает ему игрушечного мишку, предлагает ему сесть спиной к остальным детям на свободный стул и не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что этот ребенок будет убаюкивать Мишутку, а кто - то другой будет его будить. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», - говорит взрослый.

Дети вместе со взрослым поют колыбельную песню, Мишутка «засыпает». Но вот настало утро, надо разбудить Мишутку. Взрослый указывает рукой на одного из ребят, не называя его по имени, и предлагая четко и достаточно громко произнести слова: «Мишутка, Мишутка! Довольно спать, пора вставать!» (Дети должны соблюдать полную тишину и не подсказывать Мишутке), а ребенку с мишкой - подойти к детям, найти среди них того, кто произнес слова, и отдать ему мишку. Потом выбирают нового ребенка, который будет убаюкивать мишку, и игра начинается сначала.

Правила игры.

  1. Укладывает и будит мишку только тот, на кого укажет взрослый.
  2. Когда мишка спит и когда его будят, соблюдать полную тишину.
  3. Не подсказывать Мишутке, кто его будил.
  4. На активные роли выбирают только тех, кто выполняет все правила игры и соблюдает тишину.

Игра 11. Узнай меня.

Задача игры. Формирование целенаправленного восприятия звуков. Эта игра сложнее предыдущей, так как здесь детям нужно будет не только узнать голос ребенка, но и определить, какая игрушка издает тот или иной звук. Ведь сам по себе звук, исходящий от предмета, для ребенка не существует отдельно от его внешнего вида, узнать предмет только по звуку ребенку еще трудно.

Описание игры. Для игры необходимы три озвученные игрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков, например погремушка, колокольчик; детская гармошка; неваляшка, барабан, резиновая игрушка с пищиком.

Сначала взрослый предлагает детям послушать, как звучат игрушки, посмотреть на них. Затем дети встают в круг, взрослый выбирает ребенка, который встает на середину круга, и завязывает ему глаза. Дети движутся по кругу, приговаривая что- нибудь ритмичное. С последними словами все останавливаются, наступает полная тишина и кто- нибудь из детей (до кого дотронется рукой водящий ребенок) спрашивает: «Кто я? Назови меня». Ребенок, находящийся в круге, должен назвать имя того, кто произнес эти слова. Если загадка отгадана верно, оба ребенка встают в круг, а водящим становится другой ребенок. Вся процедура повторяется снова, меняется лишь загадка. Тому ребенку, до которого ведущий дотронулся рукой, взрослый дает одну из озвученных игрушек. «Послушай и отгадай, какая из игрушек у меня в руке?» - спрашивает ребенок и извлекает чистый звук средней громкости. И так далее.

Правила игры.

  1. Стараться загадывать так, чтобы нетрудно было узнать, кто говорит или какая игрушка звучит.
  2. Правильно ходить по кругу, вовремя останавливаться, соблюдать полную тишину.

Игра 12. Звуковые загадки.

Задача игры. Научиться не только отгадывать звучащий предмет, но и передавать характер звука словом или голосом. Это учит ребенка не только различать, но и воспроизводить звук.

Описание игры. Взрослый показывает детям приготовленные для игры предметы и предлагает отгадать загадки: он будет с помощью игрушек извлекать звуки, а ребята, не видя предмета, должны отгадать, что звучит. Игрушки загораживаются, дети соблюдают полную тишину. Когда игрушка перестает звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты...» (назвать игрушку). Разгадав загадку, дети вместе со взрослым должны обозначить словом и передать звукоподражанием характер услышанного звука.

Загадав 2-3 загадки таким образом, взрослый меняет организацию игры. Теперь за ширму садится кто- нибудь из детей и заставляет звучать какую - нибудь игрушку. Отгадывают загадку все дети, но отвечает только тот ребенок, которого назовет взрослый.

Правила игры.

  1. Строго соблюдать тишину, внимательно слушать, как звучит предмет.
  2. Говорить разгадку только после слов «...загадку разгадали. Ты...». Вслух говорят разгадку только те, кого просит взрослый.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  (подпрограмма к Образовательной программе школы)...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, в...