Главные вкладки

    Презентация "Развивающие возможности урока. Диагностика и формирование УУД" ( к семинару для учителей начальных классов )
    презентация к уроку по теме

    Ковалевская Вероника Петровна

    Презентация  "Развивающие возможности урока. Диагностика и формирование УУД"  содержит диагностический материал - анализ особенностей формирования УУД, примеры заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchie_vozmozhnosti_uroka_-_kopiya.ppsx476.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Развивающие возможности урока. Диагностика и формирование УУД. Педагог-психолог МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Камчатский край Ковалевская В.П.

    Слайд 2

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения.

    Слайд 3

    В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: Коммуникативные УУД: Умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие. Познавательные УУД : Умения обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах. Умения анализировать и синтезировать учебный материал. Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение обобщать, сравнивать, группировать, сопоставлять, классифицировать. Регулятивные УУД : Умение ставить цели и планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её решения. Умение принимать, понимать и удерживать учебную задачу. Умение контролировать и оценивать свои действия, учитывая характер ошибок, вносить коррективы.

    Слайд 4

    Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ОО в МБОУ СОШ № 3 г. Вилючинска Диагностический Блок: психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности УУД у обучающихся. Консультативный Блок : оказание помощи педагогу в подборе заданий и упражнений, способствующих формированию УУД (развивающие возможности урока).

    Слайд 5

    Диагностический Блок № Параметры Ф.И. ученика 1 2 3 4 5 1 1.Познавательная сфера 1.1.Произвольность психических процессов Способен сосредоточиться на учебной задаче и не отвлекаться в процессе ее решения. 2 Может поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения. 3 Понимает требования учителя и старается их выполнить. 4 При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает свои усилия для их преодоления. 5 1.2 Развитие мышления Способен обобщать имеющиеся знания, делать выводы. 6 Способен к умозаключениям на основе, имеющихся данных. 7 1.3. Сформированность важнейших учебных действий Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания. 8 Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения Психолого-педагогическая карта (анализ особенностей формирования ууд )________ класса Заполняется педагогом. Класс_________Учебный год____________Ф.И . педагога________________________________________ Инструкция для педагога: Внимательно прочитайте высказывания соответствующие поведенческим проявлениям ребенка. Если проявление свойственно данному ученику напротив высказывания необходимо поставить «+», если не свойственно поставьте «-», если свойственно иногда «+ - », если не знаете, поставьте «0» .

    Слайд 6

    9 Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. 10 1 .4 Развитие речи Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами. 11 Связно выражает свои мысли. 12 Имеет достаточный словарный запас 13 1.5 Развитие тонкой моторики Пишет разборчиво. 14 Выполняет основные требования к письму. 15 Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур 16 1.6 Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Способен работать в одном тепе со всем классом. 17 Сохраняет учебную активность в течение всего урока. 18 2.Особенности поведения и общения. 2.1. Взаимодействие со сверстниками Активен в общении со сверстниками. 19 Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым. 20 Имеет постоянных друзей в классе. 21 2.2. Взаимодействие с педагогами Может обратиться к учителю с просьбой. 22 Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним.

    Слайд 7

    23 Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить. 24 2.3 Соблюдение этических и социальных норм Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня. 25 Соблюдает принятые в школе, классе правила общения, поведения 26 2.4 Поведенческая саморегуляция При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положения рук, ног). Контролирует свои эмоции. 27 Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений. 28 2.5 Активность и независимость Достаточно активен на уроке. 29 Стремиться проявить свои знания. 30 Проявляет заинтересованность в получении новых знаний. 31 3.Особенности мотивационной сферы. Наличие и характер учебной мотивации Редко пропускает занятия. 32 Проявляет заинтересованность в хорошей оценке, похвале 33 Устойчивое эмоциональное состояние В меру переживает за оценки и замечания учителя

    Слайд 8

    2. Психолого-педагогическая карта учащегося начальной школы (заполняется педагогом-психологом или педагогом на основе анализа психолого-педагогической карты класса) Психолого-педагогическая карта учащегося начальной школы Фамилия, имя ученика___________________________Дата рождения___________________ Диагностируемые уровни: высокий – в, средний – с, низкий – н. Возрастная норма – N, ниже возрастной нормы - N. Класс Основные параметры психолого - педагогического статуса ученика. УУД 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Познавательная сфера: Произвольность психических процессов (познавательные у.у.д., регулятивные у.у.д.) Развитие мышления (познавательные у.у.д.) Когнитивные процессы: анализ/синтез обобщения классификации умозаключения

    Слайд 9

    1.4. Сформированность важнейших учебных действий (познавательные у.у.д.) 1.5. Развитие речи (коммуникативные у.у.д.) 1.6. Развитие моторики 1.6. Умственная работоспособность. 1.7. Темп учебной деятельности. 1.8. Уровень готовности к школе (для 1 кл.)

    Слайд 10

    Мотивационная сфера (личностные у.у.д.) 2.1.Учебная мотивация (указ. конкретное содержание) 2.2. Уровень школьной адаптации (для 1 кл) 2.3. Личностная тревожность Особенности поведения и общения, отношение к себе (коммуникативные у.у.д.) 3.1.Отношение со сверстниками 3.2. отношения с педагогами 3.3. соблюдение социальных норм 3.4. поведенческая саморегуляция (регулятивные у.у.д.) 3.5. Отношение к себе, уровень самооценки

    Слайд 11

    2.Консультативный Блок Развивающие возможности урока : упражнения и задания, способствующие формированию УУД. Познавательные УУД (примеры заданий и упражнений) Задания, требующие осмысления информации, развитие логических операций : Произведите разбор, проанализируйте, Из чего состоит…? В чем сходство и в чем различие…, Сопоставьте…, Сравните…, Как можно распределить…, Заполните таблицу…, Расположите в следующем порядке… Найдите закономерность…Обобщите…, Что лишнее? Уточните…Приведите пример…Почему…? Каким образом…? Что является причиной…? Какое влияние на… оказало…? Запишите условие кратко…, Обозначьте на схеме…, переведите…, Представьте в виде… Найдите аналогию…Как вы понимаете…? Раскройте значение…, Докажите…, подтвердите…, Почему вы так думаете?

    Слайд 12

    Задания, требующие самостоятельных действий и творческого применения информации, развитие логических операций: Где мы можем наблюдать…? Как можно применить…? Как можно поступить в ситуации…? Что может быть решением данной проблемы? Составьте вопросы и задания к тексту… Что произойдет, если…, на основе размышлений определите…, найдите закономерность…, исследуйте самостоятельно… Напишите сочинение, сценарий…, Составьте классификацию…, Придумайте задачу…Предложите гипотезу… Задачи на развитие логических операций( примеры задач): 1 . Даша и Маша получили в школе пятерки: одна - по математике, другая по чтению. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила оценку не по математике? 2. Коля и Вася - два брата. Один из них ходит в детский сад, другой – в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе? 3.Попугай, Мартышка, Слоненок и Удав решили отправиться в путешествие. Каждый из них выбрал себе один из видов транспорта – самолет, поезд, пароход или автомобиль. Кто на чем отправился в путь, если известно, что слоненок не помещается в самолет, удав предпочитает наземные виды транспорта, а Мартышку на первом же посту ГИБДД оштрафовали за нарушение правил дорожного движения?

    Слайд 13

    Развитие умения обобщать: «Назови одним словом» (важно также использовать материал, изучаемый на уроках) - в подобных заданиях должны содержаться слова, которые объединены общим смыслом. Этот общий смысл надо передать одним словом. Пример: 1. лисица, медведь, заяц, обезьяна – животные (используем словарные слова). 2. берёза, ель, осина, ива – Д еревья; Пила, молоток, рубанок, отвертка – инстр у менты; Африка, Евразия, Австралия, Антарктида – Мате р ики; сыроежка, мухомор, лисичка, масленок – г рибы. Выпиши буквы в 1 слове – 1, во 2 слове- 6, в 3 слове- 5, в 4 слове – 1. Какое слово получилось? Друг. 3. Назови одним словом: Пушкин, Некрасов, Чуковский, Заходер – писатели. Золушка, Курочка Ряба, Теремок, Кот в сапогах – сказки.

    Слайд 14

    Развитие умения анализировать, классифицировать: 1.Распредели слова по группам: собака, одуванчик, шапка, слон, рубашка, корова, василек, платье, ромашка. 2. Найди лишнее слово, не подходящее к остальным по смыслу. Нужно выбрать одно лишнее слово и выписать первую букву : сосна, тополь, берёза, осина, дуб; молоко, кефир, сливки, сметана, компот; трамвай, трактор, поезд, аэроплан, автобус; добрый, ласковый, злой, веселый, нежный; футбол, теннис, коньки, хоккей, волейбол; малина, крыжовник, земляника, ананас, клюква. Какое слово получилось? Сказка.

    Слайд 15

    3. Зачеркни лишнее слово и закончи предложение: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, домовой, мышка. Все оставшиеся слова обозначают? 4. Найди неверные высказывания: 1. каждый год начинается 1 января;2. любой месяц состоит из 30 дней; 3. Существуют месяцы, которые состоят из 31 дня; 4.Только один месяц в году состоит из 28 или 29 дней. 5. Из ряда чисел 63, 12, 21, 36, 38, 59, 40, 74 выбери и запиши те __ , которые сделают высказывания верными: 12 и __ - четные числа; 63 не больше__ ; 21 не меньше__ ; 38 не меньше___ , но и не больше__ ; сумма чисел___ и___ не меньше 50. 6. Даны числа: 5,18,13,24,74,81,90,44,4. обведи красным цветом числа, в записи которых одна цифра или есть 4.

    Слайд 16

    7. Продолжи ряд чисел: 3,6,9,12,__,__,__. 66, 60, 54,__,__,__. 56,60,20,24,8,12,__,__. 8. Расставь любые математические знаки, чтобы равенство стало верным: 2 2 2 2 2 = 7, 3 3 3 3 3 = 22, 5 5 5 = 2, 5 5 5= 15, 5 4 3 2 1 =1. 9. Найди по три числа в каждом ряду, сумма которых равна числу, данному справа от ряда: 2 7 3 4 5 8 9; 17 9 2 11 12 24 40; 11 7 3 16 9 8 35. 10. В каждой из девяти клеток квадрата, поставь одно из чисел 1,2,3 таким образом, чтобы сумма чисел в вертикальном, горизонтальном ряду и каждой из двух диагоналей равнялась 6.

    Слайд 17

    Регулятивные УУД (примеры заданий и упражнений) Умение принимать и удерживать учебную задачу, самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности, умение контролировать и оценивать действия: «Прочистка мозгов» (настраивает класс на освоение нового учебного материала, подчеркивает единство всех в классе). «Встаньте и потянитесь. Нам надо приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте, ноги слегка расславьте, одну руку держите справа от головы примерно на расстоянии 20 см от нее, другую – точно так же слева. Представьте себе, что вы держите в руках цветную ниточку. Представьте теперь, что вы тяните эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь свою голову через другое ухо. Оглянитесь вокруг – вы видите, что все остальные делают тоже самое. Постарайтесь подстроиться к общей работе так, чтобы все тянули ниточку в одном ритме. Мы чистим мозги! Мы хотим ясно соображать, хорошо думать. И вот теперь, тогда наши мозга прочищены до блеска, мы готовы к новым учебным делам!»

    Слайд 18

    2. «Алфавит». Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий произносит слово и пишет его на доске. Затем дети, которым присвоены буквы хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши (используем словарные слова). 3. «Запретный номер». Выбирается определенная цифра – одна или две. Дети начинают считать по очереди: 1,2,3…, когда доходит очередь до запретного числа, цифра не произносится, а выполняется какое-то движение, например хлопок в ладоши. 4. «Корректурные пробы». Детям предлагается на специальном бланке обводить, зачеркивать (используем разные способы, цветные ручки) определенные буквы, цифры, слова (например, словарные; сгруппировать слова по смыслу; используя найденные слова, составить предложение). Время выполнения задания ограничивается временем – 4 – 5 мин.

    Слайд 19

    После проведения игры можно провести проверку, взаимопроверку (работа в паре). Игра может проводиться на уроках русского языка, математики, чтения, английского языка (используем английский алфавит) Примеры проб: Упр. « Нахождение слов среди букв» «Собираем урожай» АрпоодегнктпомидораренплршнлошморковьополрпорлзйгештьбкартофельмтпоолкшнщрьттьрлрРаокапустаррлйкзэмбтьгкщюбаклажанполелешпляблокопрерткннештькешьщйххмьредистмгешущттгрушипоешгполлыггнсливалоиошрььлйдахаТирнщблукорлртолшнзъхйббижщапельсиналк Упр. «Нахождение слов среди букв» «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся» Лошьоибабочкаоилиьжэфзйщнштбтшчерепаха Опоещтлотьльбмуравейоещзнщльдощшшошоч Ьтиоршегрьяйщзшщастрекозаьбидлдлббялйх Лорнтьюбьнезщжукьитютхйшегиььзмеяьиопше Опбьтбтэцшкгцзаоопчелатилоиршбькььотбьло

    Слайд 20

    Коммуникативные УУД (примеры заданий и упражнений) «Передай чувство» (развитие у детей умения сотрудничать). Дети встают «цепочкой» (в затылок друг к другу), подушечки пальцев ставят на спину впередистоящего ребенка. Ученик, стоящий в конце цепочки, загадывает какое-либо чувство и без слов – одним только движениями пальцев – передает его партнеру. Тот должен угадать чувство и передать его другому и т.п. «Сердце класса» (формирование сплоченности класса, позитивного восприятия сверстников). Учитель заранее вырезает из плотной бумаги сердце и прикрепляет его к доске. Ученикам предлагается вспомнить хорошие качества которые имеются у всех учеников, и написать их фломастерами внутри сердца.

    Слайд 21

    3. «Чьи качества?» (развитие самоуважения). Ученик водящий загадывает какого-либо ученика класса, но никому не говорит об этом. Затем он указывает на некоторые из написанных на «сердце» качеств, показывая, что у загаданного человека эти качества есть. Остальные ученики отгадывают. 4.«Пять качеств» (способствует формированию у детей позитивного восприятия окружающих). На доску прикрепляются три листа бумаги. Ученики все вместе решают, какими самыми лучшими качествами должны обладать родители, и записывают эти качества на листе. Затем дети обсуждают пять лучших качеств педагогов и записывают их. Потом обсуждаются пять лучших качеств, которыми должны обладать дети. После этого три списка сравниваются. Отличия и сходства обсуждаются.

    Слайд 22

    5.“Слепой и поводырь” (формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, умения сопереживать). Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”, который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого” завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями. 6. Упражнение “Дождик”. Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. .

    Слайд 23

    7. «Ученик дня». Игра проводится в конце учебного дня, игру необходимо проводить ежедневно в течение длительного времени. У каждого ребенка должна быть возможность хотя бы раз побыть «учеником дня». Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения. Назначается «ученик дня». Все ученики встают в круг, «ученик дня» в центр. Ребята должны сказать разные приятные слова ученику, пожелать чего-то хорошего, в конце – дружно поаплодировать.

    Слайд 24

    Список литературы Артюхова И. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников. – М.: Чистые пруды.2008. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1,2,3,4 класс. – М.: Дрофа, 2008. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. — 2-е изд. -М.: Генезис, 2001. Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление. – М.: Эксмо . 2010. Канаткина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 1,2,3,4 класс. – М.:Просвещение . 2012 Развивающие задания игры, тесты, упражнения: 2,3 класс/ сост. Языкова Е.В. – М.: Экзамен. 2010. Соболева А.Е., Печак Е.Е. Математика . Считаем уверенно. – М.: Эксмо . 2010 8. Холодова О.А. Юным умникам м умницам. – М.: РОСТ.2007. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис. 2011. 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис. 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»

    Материалы к проведению методического семинара «Современный урок как основа формирования УУД в условиях реализации стандарта второго поколения»...

    Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по "Перспективе" для 2 класса....

    Разработка рабочей программы к урокам технологии с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам технологии по программе "Перспектива" для 3 класса....

    Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

    Календарно-тематическое планирование уроков математики по программе "Перспектива"  для 2 класса....

    Разработка рабочей программы к урокам математики с формированием УУД по программе "Перспектива" для 3 класса.

    Календарно-тематическое планирование к урокам математики по прграмме "Перспектива" для 3 класса....

    Презентация к семинару для учителей начальных классов "Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность"

    Вашему вниманию предлагается презентация семинара для учителей начальных класов  "Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность"...