Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку на районном семинаре учителей начальных классов Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра) Система Л.В.Занкова.
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

     

                           Открытый урок по русскому языку

     Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)  Система Л.В.Занкова.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                        Муниципальное  казенное образовательное  учреждение

                «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

                           Ленинского района Волгоградской области

                           

                           Открытый урок по русскому языку

           на районном семинаре учителей начальных классов

          Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)

                                          Система Л.В.Занкова.

                                             

                                                                     Учитель: Растова Любовь Сергеевна

                                                                     Класс:  3 «Б»

                                                      Г. Ленинск .

    Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)

    Цели: при помощи игры проверить и закрепить умение разбирать слова

                 по составу;

                 развивать орфографическую зоркость, творческое мышление;

                 воспитывать уважительное отношение к своему здоровью.

                                                         Ход урока

    I. Организационный момент.

    -Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ребята поднимают эмблемы настроения, см. Приложение 1)

    -А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

    -Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

    II. Чистописание.

    -А сейчас задание по чистописанию.

    Прежде чем начать писать, выполним упражнение для развития мышц рук, которые помогут красивее писать. (Выполнение упражнений «Колечко» и «Скалочка», см. Приложение 2)

    Напишем такие сочетания:  ник  лыж  и

    -Что вы можете сказать об этих сочетаниях? Какое слово из них можно составить? (лыжники)

    -Напишите это слово несколько раз.

    -Чем являются данные сочетания в слове  лыжники?

    -Кто из вас догадался, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О составе слова)

    III. Постановка цели урока.

    -Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку.

    Цель игры-проверить, насколько хорошо мы изучили тему «Состав слова».

    Ученые называют этот раздел русского языка   Словообразование 

    -Как вы думаете, что изучает этот раздел?

    -Итак, сегодня на уроке мы будем учиться образовывать слова.

    IV.Работа по теме урока.

    -Нам предстоит сложная и интересная работа. Подготовимся к ней. Выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка» (см. Приложение 3)

    1.Работа над корнем слова.

    -Как вы считаете, какая часть слова самая главная? (Корень)

    -Как вы думаете, почему ученые использовали именно это слово для названия главной части слова?

    Работа в группах.

    Вам необходимо «посадить» корень слова, «вырастить» деревце, получить как можно больше «листьев» (однокоренных слов)

    -сад-     -дом-     -вод-     -лес-     -гриб-     -зим-

    Каждая группа зачитывает придуманные слова.

    2.Работа с приставками.

    -Что вы знаете о приставке?

    -В русском языке более 40 приставок. С некоторыми мы уже знакомы, о других нам еще предстоит узнать.

    -А сейчас выпишите слова с приставками.

    Спрыгнуть, полотенце, доброта, доплыть, помыть.

    -Какие приставки можно выделить в этих словах?

    -Припишите как можно больше приставок к слову  бежать.

    Физминутка

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку.

    Очень нравится нам

    Делать по порядку:

    Весело шагать,

    Руки вверх поднимать,

    Приседать и вставать,  

    Прыгать и скакать.

    3. Работа с суффиксами.

    -Если мы с вами наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а …(котище), не дом, а … (домище).

    -Какая часть слова помогает таким превращениям? (Суффикс)

    -Запишите слова  котище и домище, выделите в них суффиксы. (-ищ-)

    -Образуются ли при помощи суффиксов новые слова?

    -Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

    На доске ромашка. В сердцевине ромашки написаны суффиксы:-н-, -ов-, -ек-,

    -ин-, -еньк-, -очк-, -ышк-, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, клен, зверь, сокол, красный, ваза, солнце.

    Дети зачитывают полученные слова.

    -Какую же важную роль выполняют приставки и суффиксы?

    Шуточная физминутка

      Игра – кричалка заключается в том, что каждый вопрос водящего        должен сопровождаться хоровым ответом: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение.

     - Как живешь?

     - Вот так! – показать большой палец.

     -  Как идешь?

     - Вот так! – прошагать двумя пальцами по ладошке другой руки.

     - Как бежишь? 

     - Вот так! – согнуты руки в локтях и показать, как ими работают во время

       бега.      

      - Как берешь?

      - Вот так! – сделать движение к себе.

      - А даешь?

      - Вот так! -  сделать движение от себя.

      - А шалишь?

      - Вот так! – надуть щеки и разом стукнуть по ним.

      - А грозишь?

      - Вот так! – погрозить пальцем соседу.

    4.Работа с окончаниями.

    -Прочитайте предложение.

      В гости хорошо, а дом лучше.

    -Получилась пословица? (Нет)

    -Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу? (Изменить слова)

    -Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении между собой? (Окончание)

    -Что такое окончание?

    -Запишите пословицу, меняя окончания.

    -Назовите окончания слов, которые вы изменили.

    -Объясните смысл пословицы.

    V. Подведение итога урока.

    -Зачем нужно уметь находить части слова?

    -Что нового узнали на уроке?

    -Над чем еще нужно поработать на уроке?

    -Какой момент урока больше всего понравился и чем?

    VI.Рефлексия.

    -Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.

    -Ребята, которые активно работали на уроке, получают дипломы. (Вручаю дипломы)

                                                Приложения

                                                                                                  Приложение 1.

                                                                                                               

                                                                                                                Приложение 2

    • Упражнение  «Колечко».

           Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

    • Упражнение «Скалочка» ( 10-15 с.)

          - Покатать ручку между ладонями.

          - Покатать ручку между большим и указательным пальцам

                                                                                                                 Приложение 3

    • Упражнение  «Массаж точек мозга».

           При надавливании на определенные точки активизируется процесс поставки кислорода в мозг. От косточек ключиц примерно на  2 -3 см ниже находятся углубления. Надавливать на них большими пальцами. Можно большим пальцем правой руки надавливать на одну точку, а левую руку положить на живот ( с этого лучше начинать). На счет 8 делаем в одну сторону, затем в другую.

    • Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

           Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы Затем подключите язык, то есть рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.

             

             

                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

    Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

    Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

    Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

    Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

    Районный семинар учителей начальной школы

    Тема выступления: "Использование современных образовательных технологий на уроках  в начальной школе"....

    Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками (районный семинар учителей начальных классов, октябрь 2018г.)

    Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками Тема: «Рисование ватой по бархатной бумаге»Цель: закрепить навыки аппликационных работ.Задачи:...