Открытый урок по русскому языку на районном семинаре учителей начальных классов Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра) Система Л.В.Занкова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

 

                       Открытый урок по русскому языку

 Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)  Система Л.В.Занкова.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное  казенное образовательное  учреждение

            «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

                       Ленинского района Волгоградской области

                       

                       Открытый урок по русскому языку

       на районном семинаре учителей начальных классов

      Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)

                                      Система Л.В.Занкова.

                                         

                                                                 Учитель: Растова Любовь Сергеевна

                                                                 Класс:  3 «Б»

                                                  Г. Ленинск .

Тема: Состав слова. Закрепление (творческая игра)

Цели: при помощи игры проверить и закрепить умение разбирать слова

             по составу;

             развивать орфографическую зоркость, творческое мышление;

             воспитывать уважительное отношение к своему здоровью.

                                                     Ход урока

I. Организационный момент.

-Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ребята поднимают эмблемы настроения, см. Приложение 1)

-А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

-Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.

II. Чистописание.

-А сейчас задание по чистописанию.

Прежде чем начать писать, выполним упражнение для развития мышц рук, которые помогут красивее писать. (Выполнение упражнений «Колечко» и «Скалочка», см. Приложение 2)

Напишем такие сочетания:  ник  лыж  и

-Что вы можете сказать об этих сочетаниях? Какое слово из них можно составить? (лыжники)

-Напишите это слово несколько раз.

-Чем являются данные сочетания в слове  лыжники?

-Кто из вас догадался, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О составе слова)

III. Постановка цели урока.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку.

Цель игры-проверить, насколько хорошо мы изучили тему «Состав слова».

Ученые называют этот раздел русского языка   Словообразование 

-Как вы думаете, что изучает этот раздел?

-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться образовывать слова.

IV.Работа по теме урока.

-Нам предстоит сложная и интересная работа. Подготовимся к ней. Выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка» (см. Приложение 3)

1.Работа над корнем слова.

-Как вы считаете, какая часть слова самая главная? (Корень)

-Как вы думаете, почему ученые использовали именно это слово для названия главной части слова?

Работа в группах.

Вам необходимо «посадить» корень слова, «вырастить» деревце, получить как можно больше «листьев» (однокоренных слов)

-сад-     -дом-     -вод-     -лес-     -гриб-     -зим-

Каждая группа зачитывает придуманные слова.

2.Работа с приставками.

-Что вы знаете о приставке?

-В русском языке более 40 приставок. С некоторыми мы уже знакомы, о других нам еще предстоит узнать.

-А сейчас выпишите слова с приставками.

Спрыгнуть, полотенце, доброта, доплыть, помыть.

-Какие приставки можно выделить в этих словах?

-Припишите как можно больше приставок к слову  бежать.

Физминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки вверх поднимать,

Приседать и вставать,  

Прыгать и скакать.

3. Работа с суффиксами.

-Если мы с вами наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а …(котище), не дом, а … (домище).

-Какая часть слова помогает таким превращениям? (Суффикс)

-Запишите слова  котище и домище, выделите в них суффиксы. (-ищ-)

-Образуются ли при помощи суффиксов новые слова?

-Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

На доске ромашка. В сердцевине ромашки написаны суффиксы:-н-, -ов-, -ек-,

-ин-, -еньк-, -очк-, -ышк-, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, клен, зверь, сокол, красный, ваза, солнце.

Дети зачитывают полученные слова.

-Какую же важную роль выполняют приставки и суффиксы?

Шуточная физминутка

  Игра – кричалка заключается в том, что каждый вопрос водящего        должен сопровождаться хоровым ответом: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение.

 - Как живешь?

 - Вот так! – показать большой палец.

 -  Как идешь?

 - Вот так! – прошагать двумя пальцами по ладошке другой руки.

 - Как бежишь? 

 - Вот так! – согнуты руки в локтях и показать, как ими работают во время

   бега.      

  - Как берешь?

  - Вот так! – сделать движение к себе.

  - А даешь?

  - Вот так! -  сделать движение от себя.

  - А шалишь?

  - Вот так! – надуть щеки и разом стукнуть по ним.

  - А грозишь?

  - Вот так! – погрозить пальцем соседу.

4.Работа с окончаниями.

-Прочитайте предложение.

  В гости хорошо, а дом лучше.

-Получилась пословица? (Нет)

-Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу? (Изменить слова)

-Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении между собой? (Окончание)

-Что такое окончание?

-Запишите пословицу, меняя окончания.

-Назовите окончания слов, которые вы изменили.

-Объясните смысл пословицы.

V. Подведение итога урока.

-Зачем нужно уметь находить части слова?

-Что нового узнали на уроке?

-Над чем еще нужно поработать на уроке?

-Какой момент урока больше всего понравился и чем?

VI.Рефлексия.

-Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.

-Ребята, которые активно работали на уроке, получают дипломы. (Вручаю дипломы)

                                            Приложения

                                                                                              Приложение 1.

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 2

  • Упражнение  «Колечко».

       Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

  • Упражнение «Скалочка» ( 10-15 с.)

      - Покатать ручку между ладонями.

      - Покатать ручку между большим и указательным пальцам

                                                                                                             Приложение 3

  • Упражнение  «Массаж точек мозга».

       При надавливании на определенные точки активизируется процесс поставки кислорода в мозг. От косточек ключиц примерно на  2 -3 см ниже находятся углубления. Надавливать на них большими пальцами. Можно большим пальцем правой руки надавливать на одну точку, а левую руку положить на живот ( с этого лучше начинать). На счет 8 делаем в одну сторону, затем в другую.

  • Упражнение «Горизонтальная восьмерка».

       Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы Затем подключите язык, то есть рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.

         

         

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»

Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов  по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...

Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками (районный семинар учителей начальных классов, октябрь 2018г.)

Открытое внеурочное занятие по художественному творчеству: станем волшебниками Тема: «Рисование ватой по бархатной бумаге»Цель: закрепить навыки аппликационных работ.Задачи:...

сценарий открытого урока по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова"

Сценарий по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова" разработан с учетом ФГОС....

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"

Выступление в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"...