Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Мазитова Эльвира Раисовна

Цели: Обучающий аспект

Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивающий аспект:

Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

Воспитательный аспект:

Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Задачи: Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова.

Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, картинки, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.92 КБ
Файл prezentatsiya_uroka_otkrytyy.odp762.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе

Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспект

Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивающий аспект:

Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

Воспитательный аспект:

Воспитывать культуру межличностных отношений, культуру поведения на уроке, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Задачи: Систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова.

Оборудование: Мультимедийное устройство, ноутбук, проектор, картинки, учебник.

  1. Мотивационный этап

- Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

Чётко, смело говорим

И тихонечко сидим

Постарайтесь всё понять

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

- Сегодня у нас гости. Вот этот мячик тоже гость.

Мой весёлый звонкий мяч!

Ты куда помчался вскачь?

Мой мячик покатился под первое задание.

  1. Орфографическая разминка                                                                  (1 слайд)

Первое задание. Прочитайте про себя. Догадайтесь, какие буквы пропущены в этих словах?

м.чи - …, г.лы - ….

(в этих словах пропущены безударные гласные)

- О чём надо помнить, чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне?

(надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением)

- Вспомните алгоритм                                                                                        2 слайд

(один – много, много – один, назови ласково,  найди          корень подбери другую часть речи)

- Запишите слова, рядом напишите проверочные слова.

Проверка: мячи – мяч, голы – гол.                                                                   3 слайд

Мой мячик катится дальше и подкатился под второе задание урока.                                                                                                    

                                                                                                                          4 слайд

- Что вам напоминает изображённое на доске?

(веточка мимозы, рассыпанные бусы, камешки на берегу моря и т.д.)

- Я очень довольна вашими ответами. У вас отличное воображение и много фантазии. А мне, кажется, «рассыпалась буква». Догадайтесь, какая?

(Буква Ф)

- Молодцы! А сколько звуков она обозначает?

(Два звука {ф}, {фь})

- Запишите букву в тетрадь.

- Ребята, а как называется человек с богатым воображением и фантазией?

(Фантазёр)                                                                                                           5 слайд

- Допишите строчку словом фантазёр

- А теперь назовите слова, содержащие звуки [ф] [фь]

(зефир, шофёр, фикус, фея, портфель,  фотография, фокус, телефон,  асфальт и т.д.

- Молодцы! Вы назвали много слов.

- А знаете ли вы,  что почти все слова, содержащие звуки [ф] [фь],  это нерусские слова, а слова «пришельцы), пришедшие к нам из других языков. Например, слово футбол пришло к нам из английского языка.

(игра в мяч двумя ногами)

Эта буква будет сегодня хозяйничать во многих словах.

Мой мячик покатился дальше и остановился около букв: Р,С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, В   - на доске

- Мысленно уберите непарные согласные и прочитайте главное слово нашего урока – СОСТАВ –

Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значения этого слова

(состав вещества,  офицерский состав,  состав команды, грузовой состав, пассажирский, количество чего – либо, входящего в целое (состав числа 12)

- Мы на уроке русского языка.  Состав чего нас будет интересовать? (только состав слова)

- Значит какая тема урока? А какая цель у нас?

Для реализации цели начнём работать.                                                        6 слайд

  1. Систематизация знаний

- Сегодня на уроке будем говорить о составе слова, постараемся систематизировать имеющиеся знания о составе слова, закрепим их.

- О каких частях слова мы говорим?

(о корне, суффиксе, приставке, окончании) (стихи и правила)

1.         Корень в домике живет,

Главный смысл в себе несет

Как и все его родные

Слова однокоренные.

2.        Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она

Ведь при помощи приставки

Образуются слова.

3.        У любого слова в речи есть

Окончание и основа

Окончание меняет форму слова,

Помогает в предложении ему встать,

Чтобы смысл нам понять.

Если звука мы не слышим,

Если букву мы не пишем,

То окончание немое,

То есть просто нулевое.

Окончание отделяем –

Основу – домик получаем

4.         За корнем суффикс проживает

Он уменьшает и ласкает

Специальность скажет нам

Деток назовет зверям                                                                              7 слайд

        - Посмотрите на доску. Будем работать с предложениями.

        1. ф.т..л – п.п.л.рн..  .гр..                                                                     9 слайд

        2. юные, готовятся, к, футболисты, матч

- Прочитайте первое предложение. Чего не хватает?

(гласных)

- Сколько слов в этом предложении? Попробуйте прочитать. Второе слово – популярное. Подберите близкие по значению слова

(известная, любимая)                                                                                     10 слайд 

Проговорите  орфографически и запишите 1предложение.

Пишем красиво, чисто.

- Во 2 предложении набор слов

12 слайд

 

- Предложение выражает законченную мысль. Чтобы получилось предложение надо все слова связать грамматически. Запишите его самостоятельно. Выделите орфограммы.

  1. А теперь пришла пора отдохнуть.

Глазки, пальчики устали

Мы их двигаться заставим!

(побросайте друг другу воображаемые мячики, старайтесь каждый раз его поймать)                                                                                

                                                                                                                        13 слайд

- А сейчас внимание. Мячик предлагает вам провести игру в футбол.  

Если штангой сделать г

Если штангой сделать л

И забить в ворота о

Будет… гол!

- Давайте найдём родственные слова

футбол, футболист, футбольный                                                                   14 слайд

                                

- Разберите слова по составу.

Вспомните алгоритм.                                                                                           15 слайд

 

Изменю слово – найду изменяемую часть – выделю окончание -

подберу родственное слово – найду общую часть – выделю корень – найду приставку – найду суффикс

Проверка.                                                                                                        16 слайд 

  1. Познавательная игра

Давайте отдохнём и поиграем. Игра заключается в том, что вам необходимо отгадать загадки и шарады.

1.Шарады.   Прочитайте, составьте слово, а затем разберите его по составу.

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход

Рассказчик                                                                                                    17   слайд

Корень мой находится в цене

В очерке найди приставку мне

Суффикс мой в тетрадке все встречаем

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Оценка                                                                                                          18   слайд

 

2. Загадки

Вот по кругу друг за дружкой

Ходят дружно две подружки

Не толкаясь, не мешая

Быстро движется большая

Стрелки                                                                                                          20  слайд

Покружилась звёздочка в воздухе немножко

Села и растаяла на моей ладошке

Снежинка                                                                                                      21   слайд

Вы хорошо справились с заданиями.

Со всеми заданиями, на которые указывал наш мячик – наш друг и весёлый путешественник, вы справились.                                                                 23   слайд

  1. Рефлексия

- Какое задание было трудным?

- Посмотрите, на доске круги-мячики.

        красн. - все получилось отлично

        желт. – все получилось хорошо

        синий – не все получилось так, как хотелось

        зелен. – только часть заданий получилась                                              24 слайд

- Выберете тот кружок-мячик, который, вы считаете, вам подходит.

- А вот так я оценила вашу работу                                                                    25 слайд

- Пришла пора прощаться с нашим мячиком.

 Д/з. Попробуйте дома дописать стихотворение:

«Убежал мой мяч…

Догони его! Не плачь!»                                                                                     26 слайд

- Несколько слов из своего стихотворения разберите по составу

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока:« Состав слова.Корень»

Научить  называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правописание собственных имён существительных»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.Цель урока:  формировать умения в правописании имен собственных.Задачи  урока:Образовательные: 1. Обобщить знания учащихся об употреблен...