Одаренные дети и формы работы с ними
статья по теме

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ob_odarennykh_detyakh.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД
   НА ТЕМУ :

«
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
И ФОРМЫ РАБОТЫ
    С НИМИ.»


         
Учителя начальных классов
                             МБОУ «СОШ №3  п. Яблоновский
                                  Уджуху Мариет Гиссовны
                                               2014год.

               

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НИМИ.
  В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одаренных детях  сегодня-это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодежь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный  скачок в экономической и социальной сфере РА  да и в целом в  России. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" обращает внимание на то, " что необходимо создать  специальную систему поддержки школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят."Такой "социальный заказ" предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ /образовательному учреждению/ новые формы и методы работы с одаренным ребенком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала. Важность этой задачи требует комплексного подхода к ее решению, создания целостной системы работы  с одаренными детьми, т.е. работ
та с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.  Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а так же способных детей ,в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений наших школ. Положительная динамика в работе педагогов школ в данном направлении приводит к возникновению проблем своевременного вы- явления, поддержки и сопровождения одаренных и способных детей /речь идет  об интеллектуально, творчески, спортивно одаренных детях/. Их решение обеспечивает программа работы с одаренными детьми. Ожидаемые результаты.

 1.Формирование системы работы с одаренными учащимися. 2.Создание творческой среды обеспечивающей возможность самореализации учащихся : расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций,  семинаров, системы дополнительного образования.

 3.Творческая самореализация выпускника школы.

 4.Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и  старшей школ.

 5.Повышение квалификации педагогов.

 Одаренный человек может сделать очень многое. Образование
одаренного ребенка, его развитие очень важно. Успешность
выполнения  той или  иной деятельности зависит от знаний, от способностей.
    Способность, одаренность, гениальность. Сам по себе одаренный
человек может сделать большой вклад в своей  области. Это как бы
полезное ископаемое, самородок. В современных условиях
 коммерческие школы с помощью спонсоров создают условия  для одаренных детей, но не в массовом плане. В частные школы
приглашаются высококлассные специалисты в этой области. Все,
конечно, зависит от знаний. Знание - это не способность.
Способность - это фактор  для знаний. Способности зависят от
желания. Уровень способности разный. Это одаренность,
гениальность, т.е. целый комплекс.
    Талантливость - более высокий уровень.
     Гениальность выше других двух уровней. Способным человек
бывает часто, одаренным -реже, талантливым - еще реже, гениальным- 1 -2 в столетие (Менделеев - химик ). « В одном месте
присовокупилось, в другом - отсовокупилось» (Ломоносов ). В одной
области этот человек способен на многое, но в другой он был никем.
     Проблема одаренности - это скорее всего проблема для взрослых.
Решать судьбу ребенка должны взрослые, чтобы не внести какие - то
трудности, трагичность в его судьбу.
                                    Происхождение способностей.
1.Способность - это врожденное свойство. Он станет тем, кем запрограммирован (судьбой ).Близнецы  ( по разным причинам воспитывались в разных семьях), но способности у них одинаковые. Воспитание не влияет на способности. Самые музыкальные по наследству Бах. Способности можно развивать, но как?. Это дело времени и техники. На основе врожденных предпосылок создаются и вырабатываются способности. При развитии способностей требуется определенный  период (возрастной) - сенситивный период, в дошкольном возрасте. Художественные способности активный период до 9 лет. В этот период легче всего добиться успеха.
                               Как можно ожидать способности?
2.  Ребенок в дошкольном возрасте, в игровой форме пытается делать
разные виды деятельности: складывает, поет, танцует. Если  есть
способности, то он сможет выполнить те виды деятельности, какие у него способности. Родители не придают этому значение. Если у ребенка сильно развиты способности, родители обращаются к специалистам.
Способный человек, как бы обычный ребенок плюс одаренность, но это  ошибка. Развитие ребенка -это система. Существует потребность, интеллект, характер, самооценка, какие-то взгляды, убеждения. Это связано в каких -то элементах. Изменение элементов влияет на ребенка. У ребенка  формируется в школьном возрасте способности в той области, в которой он одарен. И в том, что он в определенной мере воспринимает то, чем он занимается, интересуется .Он и собеседников вводит в круг своих интересов. Этот вид его заинтересованности по - разному воспринимают дети, одноклассники. Если его не понимают, то в классе он становится отверженным. Ему говорят - ты способный. У него есть основания  считать себя человеком значимым, но в классе его отвергают. Появляются внутренние комплексы, он становится ранимым, нервным. Особые черты характера на фоне педагогической ситуации вырастает в особый склад характера. Он был другим, если бы он  был обычным учеником. Деформируется личность, он  находится в противоречии    между собой в силу воспитания. Сложно с ним и ему.
       Подростковый период болезненный, тем более для одаренных
детей. Ребенок считает себя  взрослым. Он будет всячески
демонстрировать свою взрослость, требует самостоятельности.
Оценка для него болезненна, он требует свободы. А одаренные
всегда под опекой. Оценка должна быть не навязчива, осторожна.
                     В чем   заключается проблема обучения?
     Педагоги увеличивают нагрузку, а дети должны получать творческое
задание. Задание подбирать сложно. Одно и тоже  задание надоедает,
тем более надоедает одаренным детям. Это отбивает охоту  учиться.
Способный ребенок реализует через свою деятельность себя. У него
мир иной, чем у обыкновенного ребенка. Он более чувствительный,
впечатлительный. Способный человек должен высказываться через
продукты своей одаренности. Способные люди должны понять этого
человека  через его деятельность.
                                 Кто они - одаренные дети?
                          Какие они? Как их можно распознать?
                   А).ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО   ОДАРЕННЫЙ  РЕБЕНОК.
1. Легко  и  быстро  все схватывает  на  уроках.
2.Обладает чувством  здравого смысла и  использует  знания
в практических повседневных ситуациях.
3.Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь
 между одним  событием и  другим, между причиной и следствием.
4.Быстро  запоминает  услышанное  или  прочитанное  без
специальных заучиваний.
5. Знает много о таких проблемах, о которых его сверстники  и не
догадываются.
6.Имеет  богатый  словарный  запас,  легко  пользуется  новыми словами,  точно  выражает  свою  мысль.
7.Любит  книги,  решает  задачи, требующие  умственного усилия.
8.Задает очень  много  вопросов,  интересуется  многим  и часто
спрашивает  об этом  взрослых.
9.Оригинально  мыслит и  предлагает  неожиданные ответы и решения.
10.  Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое
и неожиданное.
                     Б).ХУДОЖЕСТВЕННО   ОДАРЕННЫЙ  РЕБЕНОК.
1.В своих рисунках и картинках изображает  большое разнообразие предметов,  ситуаций  и  людей  (нет  однообразия  в  сюжетах рисунков).
2.Серьезно относится  к произведениям искусства. Становится
вдумчивым и серьезным при виде  хорошей картины, необычной
скульптуры.
3.Оригинален в выборе  сюжета, рисунка.
4.Готов исполнить новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции.
5.Прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
6.Интересуется произведениями искусства, созданными другими
людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается
воспроизвести то, что ему понравилось на собственном рисунке.
                             В).МУЗЫКАЛЬНО  ОДАРЕННЫЙ  РЕБЕНОК.
1.Очень  быстро  и  легко  отзывается  на ритм  и  мелодии, всегда
вслушивается в них.
2.Хорошо поет.
3.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много
 энергии и чувства.
4.Стремится  пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5.В  пении  или  музыке  выражает  свои  чувства  или  душевное
 состояние.
6. Сочиняет оригинальные или собственные мелодии.
                             Г).ЛИТЕРАТУРНО ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК.
1.Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что -новое и необычное, когда рассказывает о чем-то
знакомом и известном всем.
3.Придерживается  только необходимых  деталей в рассказах  о
событиях, все несущественное отбрасывает,  оставляя главное и характерное.
4.Рассказывая о чем-то придерживается выбранного сюжета.
Не теряет основной мысли.
5.В своих рассказах передает эмоциональное состояние  героев, их переживания и чувства.
6. Любит писать рассказы и стихи.
7.В рассказах передает героев живыми. Изображает их чувства,
настроение и характер.
                             Д). АРТИСТИЧЕСКИ  ОДАРЕННЫЙ  РЕБЕНОК.
1.Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2.Интересуется актерской игрой.
3.Меняет  тональность и  выражение  голоса, когда  изображает
человека.
4.Понимает и хорошо изображает конфликт, когда разыгрывает
какую- либо драматическую  ситуацию.
5.Передает чувства, мимику, жесты, движения.
6.Стремится вызвать эмоциональные реакции у людей, когда о
чем-то рассказывает.
7.Пластичен и открыт всему новому, не  останавливается на старом,
не использует старые варианты, не боится попыток.
                             Е).СПОРТИВНО  ОДАРЕННЫЙ  РЕБЕНОК.
1.Энергичен, нуждается в большом объеме физических движений.
2.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3.Лучше других физически координирован в движениях, двигается
легко и грациозно.
4.Свободное время предпочитает проводить на тренировках.
                            Ж).ТЕХНИЧЕСКИ  ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК.
1.Хорошо выполняет задание по ручному труду.
2.Интересуется машинами и механизмами.
3.В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов,
поездов, радиоприемников.
4.Легко чинит испорченные приборы, использует старые детали для
создания новых игрушек.
5.Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
6.Изучает журналы о моделировании и создании приборов и
машин.
                                 Как работать с такими детьми?
Основные направления образовательной деятельности уч-ся.
Можно  выделить такие формы образовательной деятельности, как
1)факультатив - ( задачи : учитывать  индивидуальные
возможностей учащихся; повышать степень самостоятельности
учащихся; расширять познавательные возможности учащихся;
формировать навыки творческой и проектной деятельности.)
Содержание   деятельности : выполнение программ  школьного  компонента с учетом  индивидуальных запросов учащихся, обеспечение углубления по предметам.
2)ученическая  конференция -( задачи: развивать  умения  и  навыки самостоятельно приобретать знания на основе работы с  научно- популярной, учебной и справочной литературой; обобщать и систематизировать знания по учебным предметам; формировать информационные культуры учащихся; формировать коммуникативную культуру. Содержание деятельности : неделя науки и творчества;
оформление  портфолио  учащихся;  создание  сборника выступлений учащихся на конференции.
3)предметная неделя- ( задачи: представить широкий спектр форм
внеурочной деятельности; повысить мотивации учеников к изучению образовательной области; развивать творческие  способности учащихся.)Содержание деятельности : День Знаний; День открытых дверей; Программа проведения предметных недель.
4)     научное общество учащихся -( задачи: привлекать учащихся к     исследовательской, творческой и проектной деятельности;
формировать аналитическое и критическое мышления учащихся
в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Содержание деятельности :Неделя науки; ученические форумы;
анкетирование; диагностика; олимпиады.
5)кружки - ( задачи : развивать творческие способности учащихся;
содействовать в профессиональной ориентации; участвовать во
внеклассной работе.
Содержание работы: творческие отчеты; участие в конкурсах; проектах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
                                      В ШКОЛЕ.
1-2 классы- уроки, кружки, внеклассная работа, секции, проекты.
5-7 классы- уроки, факультативы, конференции, кружки, предметные недели, секции.
8-9 классы- внеклассная работа, урок, предметная неделя,
олимпиады, факультативы, конференции, рефераты, элективные курсы, спецкурсы.          
10-11  классы- урок, внеклассная работа, предметная неделя олимпиады.
                       ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Существует ряд признаков  , характеристик, которые наблюдаются
практически у  всех  одаренных  детей. Одаренность  ребенка
следующими качествами.
1.Ребенок начал ходить и говорить рано.
2.Раньше своих сверстников начал проявлять интерес к цифрам,
буквам, рисованию,  музыке, пению. Некоторые вундеркинды
уже в два года интересуются географией, языками, математикой.
3.Хорошее развитие речи, ребенок не по годам четко и ясно излагает свои мысли, используя слова, которые у большинства детей еще отсутствуют в лексиконе.
4.Память ребенка заставляет удивляться, он с легкостью запоминает
стихи и способен рассказывать наизусть сказки.
5.При возникновении какой-либо проблемы , задачи , одаренный ребенок пытается найти нестандартные способы решения.
6.Одаренный ребенок очень любознателен, он проявляет живой   интерес ко всему новому.
7.Одаренный ребенок предпочитает просмотру телевизора  и
компьютерным играм чтение.
8.Большое удовольствие  такой ребенок получает от познавательной, интеллектуальной деятельности.
9.Одаренный ребенок предпочитает больше общаться  со взрослыми, чем со своими сверстниками.
10.Они очень эмоциональны, чувствительны, что создает проблемы в
коммуникации с окружающими детьми и взрослыми.
11.У одаренных детей повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы.
12.У  одаренных  детей  отмечается  отставание  в  социальном
развитии, что во многом обусловлено  с проблемами в общении
вследствие  повышенной  эмоциональности.
13.Благодаря своему богатому воображению, одаренные дети
ко всему подходят творчески ,проявляя свой изобретательский
талант. Но нередко воображение порождает у таких детей необоснованные страхи. В своем мозгу они могут нарисовать самые невероятные картины.
14.Стремление во всем докопаться до истины толкает их на
настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут
докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты.
15.Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше
времени для сна чем сверстникам. Это далеко не весь список
показателей детской одаренности. Их насчитывается около тридцати. Сюда можно добавить, что у многих одаренных детей отмечается хорошее чувство юмора, интерес к религии, Богу, происхождению человечества.

 ЛИТЕРАТУРА:
1.Рабочая концепция  одаренности. -М.: ИЧП «Издательство Магистр»
1998г.-68 с (электронный вариант в  медиацентре  УИПК ПРО)  
2.Табарданова Т.Б.  Психолого- педагогические  особенности работы
с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях:
учебно-методическое  пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.
80 с.(электронный вариант в медиацентре УИПК ПРО )
3.Личностное портфолио  старшеклассника:учебн.-метод. Пособие
З.М.Молчанова,   А.А. Тимченко,  Т.В.Черникова.  Под ред .
Т.В. Черниковой.
4.Матюшкин А.М. Сиск Д.А. «Одаренные дети».Журнал «Вопросы психологии.» 1988г.
5.Новикова Т.Г, «Потфолио, или Папка личных достижений  ученика».
Ж. «Методист».2005г.
6.Примерное положение о портфолио ученика общеобразователь-
ного учреждения.(Юридический журнал директора школы.)2008г.
7.Психология одаренности детей и подростков. Н С Летейса.
      М. Академия. 1996г.
8.Пособие для учителя « Учителю об одаренных детях.»
В.П.Лебедевой. 1997г. М.Молодая гвардия.













   
                                          
         




     
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети: модели организации работы

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновацион...

Одарённые дети и формы работы с ними.

Данный материал содержит определение одарённости, модель одарённого ребёнка, признаки, отличающие одарённого ученика, категориии одарённых детей, формы выявления одарённости, принципы и формы работы с...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы учителя начальных классов Подгайной Ирины Николаевны...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (из опыта работы)

В статье раскрываются такие понятия, как одаренный ребенок,  что такое исследовательское обучение. Представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности, на примере клуба "Юный исследоват...

"Выявление и развитие одаренных детей" (Из опыта работы)

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интере...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...

Одаренные дети и работа с ними с учетом ФГОС НОО

Подготовлен ли современный педагог к работе с одаренным ребенком в условиях массовой школы? Это вопрос стал главным при анализе тех проблем, которые часто фиксируют у себя педагоги.Ключевой фигурой в ...