Одаренные дети: модели организации работы
презентация по теме

Киржинова Саида Аскербиевна

 

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_modeli_organizacii_raboty.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Проработав учителем 30 лет,  я получила возможность проследить, как за это время изменился социальный заказ на образование.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

На мой взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от нас, учителей, зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба – и ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам.

В настоящий момент мы вошли в комплексный проект модернизации системы общего образования.  Комплексный, потому что модернизируются все сферы образования. Центральный вопрос – качество образования и  как ответ на это качество – оплата труда учителя.

Но можно ли однозначно ответить на вопрос: что такое качество образования?

Судя по результатам анкетирования родителей учащихся, я сделала вывод, что качество образования

  1. для одних – это высокие результаты в учебе.
  2. Для других родителей важно здоровье их ребенка. Они не хотят ему навредить, им  не нужна излишняя нагрузка.
  3. Для третьих, качество образования  - это успешность их ребенка в дальнейшем. Они желают видеть его активным, инициативным, предприимчивым, самостоятельными.

Мы всегда прислушиваться к мнению родителей.

Работа с одаренными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную.

От выбора программы во многом зависит качество образования. За свою педагогическую деятельность я ознакомилась с несколькими программами обучения и отдала свое предпочтение  программе «Начальная школа XXI века».

Последние 10 лет я работаю по этой программе. Она мне очень нравится, т. к.  раскрывает новые подходы к целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Считаю, что эта программа  в полной мере отвечает стандартам нового поколения.

Одаренные дети имеют высокие интеллектуальные способности и  устойчивую положительную мотивацию к учению. Маленькие "вундеркинды" предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Поэтому мы часто играем в интеллектуальные игры. Детям очень нравится игра БУРИМЕ, в которой они учатся писать стихи. Пробуют все.  Лучшие работы попадают в поэтическую копилку или  публикуются  в  газете «Кошехабльские вести».

Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, секции, привлечение учащихся к участию в олимпиадах разного уровня и конкурсах вне школы, а также  система внеурочной исследовательской работы учащихся.  

Сейчас большое внимание стали уделять дополнительному образованию. Об этом свидетельствуют и новые образовательные стандарты и 79 статья законопроекта Об образовании.

В  рамках реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" образовательное учреждение  предоставляет учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника. В прошлом учебном году моим первоклассникам было предложено 7 курсов различных направлений. Каждый ребенок самостоятельно выбирал себе занятия по душе. Сравнив выбор детей с результатами диагностики, которую я провожу при первом знакомстве со своими  будущими учениками,  окончательно выявила  интересы и склонности каждого ребенка, определила степень и вид  одаренности.

Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж невидаль. Особенно в нашей школе, где создаются все условия для развития дарования детей. Большинство  учащихся помимо  кружков, секций и факультативов, предоставленных общеобразовательным учреждением, посещают ДЮСШ, ДШИ, районную детскую библиотеку и т.д. Например, мои ученики  всегда  охвачены дополнительным образованием. Они часто занимают призовые места на шахматных турнирах в районе, в республике, а также в городах  Краснодарского края. Чтобы помочь своим ученикам, я оборудовала в классе «Уголок шахматиста», изготовила настенную магнитную шахматную доску, что позволяет детям тренироваться на переменах и во внеурочное время.

Работа с одаренными детьми имеет свои особенности. Это инициативные дети, которые  могут не только предлагать свои идеи, но и их реализовывать. Реализовать детскую инициативу мне помогает проект «Выборы президента класса».  В этом проекте дети раскрываются полностью. И у них все получается. Надо только им больше доверять и верить в них.

В работе с одаренными детьми нужно избегать двух  крайностей: возведение ребенка на пьедестал  и  с другой стороны – игнорирования интеллектуальных успехов. Нужна «золотая середина».

Как и в любом вопросе, в работе с одаренными детьми есть свои проблемы. Во-первых, слабое материально-техническое обеспечение, которое не позволяет развивать учащихся в полной мере. Не могу сказать, что в этом направлении ничего не делается. Но всегда хочется большего. Моя мечта иметь в классе компьютер, проектор, а еще лучше интерактивную доску.

Не менее важным моментом является поощрение одаренных детей  младшего школьного возраста. 

… Но очень хочется, чтобы чествование победителей районных олимпиад проходило в торжественной обстановке, с вручением грамот и небольших призов в виде книги или мягкой игрушки.

Нельзя забывать  и о поощрение родителей одаренных детей. Ведь благодаря им, в первую очередь, мы имеем в школах умных и талантливых детей. Даже в законопроекте Об образовании (статья 44) говорится, что «родители являются первыми педагогами». А мы только продолжаем, начатое ими дело.

Мне, как учителю, повезло. В каждом наборе у меня были и есть одаренные дети, которые проявили себя не только в начальных классах. Первый мой выпуск принес 4 золотые медали. Спустя пять лет эти же выпускники окончили ВУЗы с красными дипломами. Второй выпуск дал две золотомедалистки. На протяжении всех лет учебы в различных ВУЗах  нашей страны эти студенты  являются Керашевскими степендиатами.

Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей, в которых вложена частичка и моего труда.

Желаю, чтобы в нашем районе было как можно больше одаренных детей.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я из династии учителей, общий педагогический стаж которой составляет 271 год.  

Проработав учителем 30 лет,  я получила возможность проследить, как за это время изменился социальный заказ на образование.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

На мой взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от нас, учителей, зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба – и ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам.

Считаю  нецелесообразным в условиях школы выделять таких учащихся в отдельные классы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для выявления скрытой до определенного времени одаренности у их одноклассников.

В настоящий момент мы вошли в комплексный проект модернизации системы общего образования.  Комплексный, потому что модернизируются все сферы образования. Центральный вопрос – качество образования и  как ответ на это качество – оплата труда учителя.

Но можно ли однозначно ответить на вопрос: что такое качество образования?

Судя по результатам анкетирования родителей учащихся, я сделала вывод, что качество образования

  1. для одних – это высокие результаты в учебе. Эти показатели смотрятся в первую очередь и часто являются показателем  работы учителя, что не  совсем правильно.
  2. Для других родителей важно здоровье их ребенка. Они не хотят ему навредить, им  не нужна излишняя нагрузка.
  3. Для третьих, качество образования  - это успешность их ребенка в дальнейшем. Они желают видеть его активным, инициативным, предприимчивым.

Работа с одаренными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Последние 10 лет я работаю по программе «Начальная школа XXI века». Мне очень нравится эта программа, т. к.  она помогает реализовать  пути модернизации начального образования, раскрывает новые подходы к целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Считаю, что эта программа  в полной мере отвечает стандартам нового поколения.

Интерес к изучаемому предмету – основа успешности обучения. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами  ученики. Наша задача – добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли в школу. Для решения этой проблемы мною проводятся нестандартные, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Свой опыт я обобщила в методической разработке «Нестандартные уроки и творческие занятия». Собранный  в ней материал направлен на развитие основных интеллектуальных качеств учащихся.

На уроках методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего,   должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться своеобразием. Для индивидуальной работы использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера.

Одаренные дети имеют высокие интеллектуальные способности и  устойчивую положительную мотивацию к учению. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Я, в свою очередь, стараюсь дать детям чуть больше, чем предусмотрено программой. Например, учу ребят писать стихи. Пробуют все.  Лучшие работы попадают в поэтическую копилку или  публикуются  в  газете «Кошехабльские вести».

Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, секции, привлечение учащихся к участию в олимпиадах разного уровня и конкурсах вне школы, а также  система внеурочной исследовательской работы учащихся.  

Статья 79 проекта закона  Об образовании гласит:

 Дополнительное образование  направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени.

Дополнительное образование обеспечивает выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

В  рамках реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" образовательное учреждение  предоставляет учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника. В прошлом учебном году моим первоклассникам было предложено 7 курсов различных направлений. Каждый ребенок самостоятельно выбирал себе занятия по душе. Сравнив выбор детей с результатами диагностики, которую я провожу при первом знакомстве со своими  будущими учениками,  окончательно выявила  интересы и склонности каждого ребенка, определила степень и вид  одаренности.

Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж невидаль. Особенно в нашей школе, где создаются все условия для развития дарования детей. Большинство  учащихся помимо  кружков, секций и факультативов, предоставленных общеобразовательным учреждением, посещают ДЮСШ, ДШИ, районную детскую библиотеку и т.д. Например, мои ученики  всегда  охвачены дополнительным образованием. Они часто занимают призовые места на шахматных турнирах в районе, в республике, а также в городах  Краснодарского края. В этом есть и моя маленькая заслуга. В своем кабинете  я оборудовала «Уголок шахматиста», изготовила настенную магнитную шахматную доску, что позволяет детям тренироваться на переменах и во внеурочное время.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. В этом мне помогает портфолио личных достижений  учащихся.

Результатом такой работы является положительная динамика уровня развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Об этом свидетельствуют результаты школьных, районный, а в свое время и республиканских олимпиад, на которых мои ученики становились победителями и призерами.

Работа с одаренными детьми имеет свои особенности. Это инициативные дети, которые  могут не только предлагать свои идеи, но и их реализовывать. Для этих детей, как правило, очень важен фактор признания значимости их работы, важен общественный характер деятельности. Реализовать детскую инициативу помогает проект «Выборы президента класса». Все сумеют наши дети, надо только им больше доверять и верить в них.

В работе с одаренными детьми нужно избегать двух  крайностей: возведение ребенка на пьедестал  и  с другой стороны –игнорирования интеллектуальных успехов. Нужна «золотая середина».

Как и в любом вопросе, в работе с одаренными детьми есть свои проблемы. Во-первых, слабое материально-техническое обеспечение, которое не позволяет развивать учащихся в полной мере. Моя мечта иметь в классе компьютер, проектор, а еще лучше интерактивную доску.

Не менее важным моментом является поощрение одаренных детей  младшего школьного возраста. Это может быть:

публикация в СМИ;

премия администрации   ОУ «Ученик года»;

поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Мне, как учителю, повезло. В каждом наборе у меня были и есть одаренные дети, которые проявили себя не только в начальных классах. Первый мой выпуск принес 4 золотые медали. Спустя пять лет эти же выпускники окончили ВУЗы с красными дипломами. Второй выпуск дал две золотомедалистки. На протяжении всех лет учебы в различных ВУЗах  нашей страны эти студенты  являются Керашевскими степендиатами.

Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей, в которых вложена частичка и моего труда.

        

        

Еще раз напомню: всесторонне развивая одаренность ребенка, нельзя забывать главное. Одаренность не самоцель. Заботясь о развитии одаренностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них — способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

Выступление

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №1» а. Кошехабль

Киржиновой С. А.

На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества. От подготовленности, целевых установок школьников зависит инновационный путь развития государства. Именно поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

На мой взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от нас, учителей, зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба – и ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам.

Считаю  нецелесообразным в условиях школы выделять таких учащихся в отдельные классы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для выявления скрытой до определенного времени одаренности у их одноклассников.

Работа с одаренными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Последние 10 лет я работаю по программе «Начальная школа XXI века». Мне очень нравится эта программа, т. к.  она помогает реализовать  пути модернизации начального образования, раскрывает новые подходы к целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность.

Интерес к изучаемому предмету – основа успешности обучения. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами  ученики. Наша задача – добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли в школу. Для решения этой проблемы мною проводятся нестандартные, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Свой опыт я обобщила в методической разработке «Нестандартные уроки и творческие занятия». Собранный  в ней материал направлен на развитие основных интеллектуальных качеств учащихся.

На уроках методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего,   должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться своеобразием. Для индивидуальной работы использую дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера.

Одаренные дети имеют высокие интеллектуальные способности и  устойчивую положительную мотивацию к учению. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Я, в свою очередь, стараюсь дать детям чуть больше, чем предусмотрено программой. Например, учу ребят писать стихи. Пробуют все.  Лучшие работы попадают в поэтическую копилку или  публикуются  в  газете «Кошехабльские вести».

Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, секции, привлечение учащихся к участию в олимпиадах разного уровня и конкурсах вне школы, а также  система внеурочной исследовательской работы учащихся.  

В  рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения наша школа предоставляет учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника. В прошлом учебном году моим первоклассникам было предложено 7 курсов различных направлений. Каждый ребенок самостоятельно выбирал себе занятия по душе. Сравнив выбор детей с результатами диагностики, которую я провожу при первом знакомстве со своими  будущими учениками,  окончательно выявила  интересы и склонности каждого ребенка, определила степень и вид  одаренности.

Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая уж невидаль. Особенно в нашей школе, где создаются все условия для развития дарования детей. Большинство  учащихся помимо  кружков, секций и факультативов, предоставленных общеобразовательным учреждением, посещают ДЮСШ, ДШИ, районную детскую библиотеку и т.д. Например, мои ученики  всегда  охвачены дополнительным образованием. Они часто занимают призовые места на шахматных турнирах в районе, в республике, а также в городах  Краснодарского края. В этом есть и моя маленькая заслуга. В своем кабинете  я оборудовала «Уголок шахматиста», изготовила настенную магнитную шахматную доску, что позволяет детям тренироваться на переменах и во внеурочное время.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. В этом мне помогает портфолио личных достижений  учащихся.

Результатом такой работы является положительная динамика уровня развития интеллектуально-творческих способностей учащихся. Об этом свидетельствуют результаты школьных, районный, а в свое время и республиканских олимпиад, на которых мои ученики становились победителями и призерами.

Работа с одаренными детьми имеет свои особенности. Это инициативные дети, которые  могут не только предлагать свои идеи, но и их реализовывать. Для этих детей, как правило, очень важен фактор признания значимости их работы, важен общественный характер деятельности. Реализовать детскую инициативу помогает проект «Выборы президента класса». Все сумеют наши дети, надо только им больше доверять и верить в них.

В работе с одаренными детьми нужно избегать двух  крайностей: возведение ребенка на пьедестал  и  с другой стороны –игнорирования интеллектуальных успехов. Нужна «золотая середина».

Как и в любом вопросе, в работе с одаренными детьми есть свои проблемы. Во-первых, слабое материально-техническое обеспечение, которое не позволяет развивать учащихся в полной мере. Моя мечта иметь в классе компьютер, проектор, а еще лучше интерактивную доску.

Не менее важным моментом является поощрение одаренных детей  младшего школьного возраста. Это может быть:

публикация в СМИ;

премия администрации   ОУ «Ученик года»;

поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

 Но пока есть только стенд «Лучшие ученики школы».

Мне, как учителю, повезло. В каждом наборе у меня были и есть одаренные дети, которые проявили себя не только в начальных классах. Первый мой выпуск принес 4 золотые медали. Спустя пять лет эти же выпускники окончили ВУЗы с красными дипломами. Второй выпуск дал две золотомедалистки. На протяжении всех лет учебы в различных ВУЗах  нашей страны эти студенты  являются Керашевскими степендиатами.

Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей, в которых вложена частичка и моего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и формы работы с ними

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы учителя начальных классов Подгайной Ирины Николаевны...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (из опыта работы)

В статье раскрываются такие понятия, как одаренный ребенок,  что такое исследовательское обучение. Представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности, на примере клуба "Юный исследоват...

"Выявление и развитие одаренных детей" (Из опыта работы)

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интере...

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...

Модель организации работы с детьми с расстройствами аутистического компонента

В презентации представлена модель организации школы - интернат №28 пос. Суворов - Черкесский работы с учащимися, имеющие расстройства аутистического компонента...