ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Подгайная Ирина Николаевна

Из опыта работы

учителя начальных классов

Подгайной Ирины Николаевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя начальных классов

Подгайной Ирины Николаевны

 по теме:«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Уже не один год идет работа по обновлению всей системы школьного образования.

В проекте новой концепции общего среднего образования сказано, что школа и общество

неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится. И сегодня в современном

мире одной из главных задач образовательной политики является создание условий для

достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и

перспективными потребностями современной жизни. А это, в первую очередь,

формирование в каждом ребенке творческой личности и социально–коммуникативных

компетенций как наиболее востребованных в жизни. Возникает вопрос: зачем и самое

главное для чего современному обществу требуются творческие, одаренные люди? Как

выявлять одаренных детей и как сними работать? Не проще ли в жизни и вовсе обойтись

без одаренных людей?

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это в

первую очередь связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Ведь современному обществу остро необходимы молодые люди, способные занимать

ключевые места в управлении государством, экономике, культуре. И это одно из

приоритетных направлений построения национальной модели образования. А добиться

успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими

и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед

родителями и, в первую очередь, перед учителями стоит новая задача – выявление и

развитие личности творческой, ее потенциальных возможностей и на ее основе

определения будущего всего общества в целом.

В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что вряд ли надо сейчас

доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.

Ведь не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса о том, что

если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно

реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет

та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости.

Возрастающая доступность информационных ресурсов - характерная особенность

современного общества. Каждый человек при желании может воспользоваться

разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями

компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага информации в той

мере, в какой это позволяет его ближайшее окружение, в первую очередь - его семья. Дети

читают, слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, всё чаще

пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. И на

сегодняшний день образовательная деятельность ориентирована на активное освоение

человеком способов добывания новой информации и постоянное стимулирование

познавательных запросов и потребностей личности.

Какова же роль учителя в этом? Научить другого человека можно лишь тому, что

умеешь сам. Качество информационных ресурсов, потребностей, ценностей ученика

начальных классов напрямую связано с желанием и умением учителя регулярно и

комплексно работать с разными источниками информации.

Как возбудить у младшего школьника желание выйти за пределы учебной книги

всякий раз, когда информация покажется ему скудной, недостаточной? Как привить вкус к

поиску информации яркой, интересной, полезной, достойной внимания с точки зрения

культурного человека?

Для этого необходима организация специальной работы по формированию у детей

собственного отношения к информации. Изучая источники информации по данной

проблеме, опыт педагогов, пришла к выводу, что вкус школьников к работе с разными

информационными источниками прививается постепенно в результате их постоянного и

комплексного использования:

−в процессе наблюдений;

−в процессе проведения экспериментов, опытов;

−в процессе познавательного общения;

−в процессе чтения;

−в процессе использования медиаресурсов.

Продуманное использование средств массовой информации, ИКТ может оказать

учителю помощь в решении не только самых важных воспитательных задач, таких, как:

−формирование системы нравственных норм и ценностей, воспитание

уважительного отношения к культурному наследию предшествующих поколений;

−привитие младшим школьникам оптимизма, уверенности в завтрашнем дне,

воспитание любви к Родине, чувства гордости за свою страну, уважительного

отношения школьников к законам страны,

но и окажет неоценимую помощь в выявлении и работе с одаренными детьми.

При работе с информационными ресурсами у школьников проявляется:

−стремление искать необходимую информацию, используя для этого доступные

источники;

−наличие избирательного отношения к информации в соответствии с

определившимися потребностями и предпочтениями;

−самостоятельность суждений;

−умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной

информации.

И задача учителя заключается в том, чтобы развивать, совершенствовать,

корректировать информационные вкусы воспитанников, помогать школьникам в освоении

приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.

При выборе методов обучения творческой или одаренной личности необходимо

соблюдение некоторых общих дидактических принципов:

−принцип научности;

−принцип последовательности и цикличности;

−принцип сознательности усвоения деятельности;

−принцип доступности содержания;

−активность и самостоятельность;

−индивидуализация и коллективность обучения;

−эффективность учебной деятельности;

−связь теории и практики;

−принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы

содержания и деятельности.

На принципе наглядности мне хотелось бы остановиться подробнее.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

−во –первых –это метод иллюстраций;

−во –вторых - метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий,

плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов, видеофильмов

и др.

Наглядность является неотъемлемой чертой преподавания. И результат учебно-

воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько учитель обеспечен

разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не

использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно

сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее

место.

Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении,

следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия.

Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное

представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению

материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного

отношения к приобретаемым знаниям. Средства наглядности повышают интерес к

знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Ну и, конечно же, к использованию наглядных средств обучения, ее неотъемлемой

частью в современной школе при воспитании одаренных детей, относятся мультимедиа -

компоненты на уроке. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь.

Практически каждый учитель, имеющий навыки владения информационными

технологиями, использует их в своей повседневной работе.

Для проведения уроков изобразительного искусства в начальной школе и с целью

развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, создаю учебные

презентации в программе Microsoft Power Point по самым различным темам. С помощью

мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды,

алгоритмы построения изображений, на соответствующих уроках. Готовая продукция

позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить

внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому

нажатию на левую клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый

материал на экран, и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае

использования слайда-задания организуется обсуждение поставленного вопроса, и

подводятся его итоги. В случае необходимости можно заменить текст, рисунок, или

просто скрыть ненужные слайды, вернуться к интересующему нас моменту. Эти

возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся

презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

К тому же возможно сопровождение урока не только путем показа презентаций, но

и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из

сети Internet.

Но при использовании мультимедиа - компонентов в обучении одаренных людей

необходимо соблюдать ряд условий:

−применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

−наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и

только в соответствующий момент урока;

−наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли

хорошо видеть демонстрируемый предмет;

−необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

−детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации;

−демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием

материала;

−привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации.

Активное использование информационных и коммуникационных технологий, ММ

компонентов в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую

технологию обучения, которая способствует выявлению одаренных детей, и обеспечивает

целостное образование, позволяет урок наполнить динамикой, индивидуализировать

процесс обучения для одаренных учеников. Дети интерактивно отвечают на тестовые

вопросы, оперативно добывают информацию из Интернета. Разработка специальных

компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых

способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля

знаний способствует реализации принципа диффиринцированности обучения, столь

необходимого для работы с одаренными учащимися.

Использование в учебном процессе ММ компонентов расширяет возможности

наглядных методов обучения. И, конечно же, применение ММ компонентов на уроке

значительно облегчает сам процесс изучения нового материала и закрепления уже

ранее изученного. В современных условиях особое внимание уделяется применению

такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в

учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке,

активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной

деятельности учащихся, способствует раскрытию способностей ребенка.

Вообще использование мультимедийных презентаций предоставляет множество

дидактических возможностей, таких как:

−подача дозированной текстовой информации на экран от проектора;

−постановка различных задач учащимся;

−организация коллективной мыслительной деятельности;

−демонстрация схем, алгоритмов построения изображений и другой

видеоинформации;

−контроль знаний;

−работа с электронными учебниками;

−работа с пособиями для учащихся;

−метод проектов.

В процессе использования ММ компонентов на уроке у детей младшего

школьного возраста развиваются следующие способности:

−коммуникативные;

−личностные;

−социальные;

−литературно-лингвистические;

−математические;

−художественно-соматические;

−манипулятивные;

−технологические.

В настоящее время преподавание урока невозможно себе представить без

использования ММ компонентов, электронных учебников, мультимедийных

энциклопедий и мультимедийных презентаций. В частности, у меня накопился достаточно

обширный материал, состоящий из мультимедийных дисков по разным видам

изобразительного и декоративно – прикладного искусства, алгоритмов построения

изображений, направленных на развитие творческого потенциала детей младшего

школьного возраста.

Таким образом, использование ММ компонентов на уроке позволяет

Учащимся:

−с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности;

−не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и

формировать свои миры;

−эффективно усваивать основы изобразительной грамотности.

Учителю:

−проконтролировать уровень изученного материала;

−использовать только некоторые ММ компоненты, которые необходимы в

определенном случае или включать их в свою методику или разработку;

−грамотно спланировать практические задания.

Но следует и учитывать, что использование мультимедийных компонентов на

уроках;

−во –первых, с одной стороны, не только помогает учителю в преподавании

предмета и более эффективной работе с одаренными детьми;

−но и во –вторых, с другой стороны, слишком частое или долгое их использование

ведет к утомлению учеников и, следовательно, к невнимательности и усталости.

Поэтому применение ММ компонентов на уроке для детей младшего школьного

возраста должно носить игровой характер.

Подводя итоги, хочу сказать, что именно использование современных технологий

позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.

Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель

обязан работать во благо развития ребенка, его творческих способностей. И здесь нам на

помощь в первую очередь приходят ММ компоненты, которые можно рассматривать и

как технологию сотрудничества. Ведь использование ММ компонентов не только

способствует повышению познавательного интереса к самому предмету, но и содействует

росту успеваемости учащихся, а также позволяет решить проблему актуальности

изучаемого материала, его значимости для ребенка, способствует созданию ситуации

успеха для каждого ученика.

Использованная литература и источники

 1. http://www.rusedu.info/Article865.html

2. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml

3. http://www.child-psy.ru/ngkids/295.html

4. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=85

5. Кашницкий В. И., Кузьмичёва Л. В. Программа развития

креативности учащихся на уроке изобразительного искусства в условиях

общеобразовательной школы/ Отв. ред. Н. П. Фетискин. –Москва; Кострома: КГУ

им. Н. А. Некрасова, 2002. –Ч. 1. –с. 90–1.

6. Кузьмичёва Л. В. Развитие творческой индивидуальности учащихся

на уроках ИЗО: Сборник научных трудов в 2 ч./ Под ред. В. В. Чекмарёва. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. –Ч. 2 –с. 107–10.

7. Иванюк Т. И. Творчество и личность. - Москва: ТОР, 2006. –с. 35 -

39.

8. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших

школьников, Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

9. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема

творчества. Ростов н/Д., 1983.

10. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа –просто

устойчивое словосочетание, Педагогика. - 1998.- №3.

11. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности, Вопросы

психологии. - 1989. - №6.

12. Матюшкин А.М. Загадки од__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над проектом в начальной школе

В данной статье дано понятие проекта, перечислены правила выбора темы проекта, описана структура, роль учителя и презентация проектов....

Одаренные дети и формы работы с ними

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"....

Особенности работы над проектом в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формиров...

Особенности работы с родителями в начальной школе

Статья о сотрудничестве семьи и школы...

Статья.Особенности работы с родителями в начальной школе.

В этой статье представленны некоторые особенности работы с родителями в начальной школе....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья об особенностях работы учителя начальных классов с учащимися начальной школы при работе над проектами...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...