Статья.Особенности работы с родителями в начальной школе.
статья на тему

Пуйша Ирина Губертовна

В этой статье представленны некоторые особенности работы с родителями в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с родителями в начальной школе.

          Школа.…  Как  много  ожиданий,  надежд,  волнений  связывают  дети,  родители,  учителя  с  этим  словом.   Поступление  в  школу – это  начало  нового  этапа  жизни  ребенка,  вхождение  его  в  мир  знаний,  новых  прав  и  обязанностей,  сложных  и  разнообразных  отношений  с  взрослыми  и  сверстниками.

         Каждый  год  первого  сентября  вместе  с  тысячами  первоклассников  мысленно  усаживаются  за  парты  их  родители,  воспитатели  и  учителя.   Взрослые  держат  своеобразный  экзамен – именно  сейчас,  за  школьным  порогом  проявят  себя  плоды  их  воспитательной  работы.  Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны.  В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель.  Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе.  Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье.    Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.  

           Учитель  является  связующим  звеном  между  школой  и  семьёй,  особенно  это  относится  к  учителю  начальной  школы,  где  он  один  выполняет  не  только  обучающую,  но  и  воспитательную  функции.    Общение  учителя  с  родителями  учащихся  влияет  на  процесс  формирования  личности  ребёнка,  на  процесс  обучения.   Однако  следует  отметить,  что  данное  общение  имеет  ряд  особенностей  на  каждой  ступени  обучения.   Они  зависят  от  многих  факторов.   Изучению  этих  факторов,  влияющих  на  особенности  работы  учителя  с  родителями  на  первых  ступенях  обучения.

           «Семья – основная инстанция в жизни ребенка.  Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание.  Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи.  Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по детской психологии и психиатрии   У.  Миелке.

          «Младший школьный возраст называют вершиной детства.  Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.  Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность, в поведении у него появляется другая логика мышления.  Учение для него – значимая деятельность.  В школе он не только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный статус.  Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» - пишет психолог Н.  Ю.  Кулагина.

           Готовность ребёнка к школе рассматривается в двух видах, таких как физическая и психологическая. Если с физической готовностью родители более или менее знакомы, то про психологическую готовность многие из них даже и не слышали.  Под  психологической готовностью к школьному обучению  психологи   понимают  «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства».

        Однако психологическая готовность к школе этим не ограничивается.  Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, - в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.  Ко времени поступления в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.  Для того чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.

          Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам.  Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

Русский педагог Т.  Воликова пишет: Формы работы учителя с родителями разнообразны:

Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

Групповые:  (Родители  могут  объединяться  в  группы  по  образованию,  педагогической  культуре,  по  поведению  и  показателям  успеваемости  их  детей.)   Здесь  выделяются:  взаимная  работа  учителя  и  родителей  на  уроках,  когда  родители  помогают  учителю  вести  урок;  и    работа  с  активом.

Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.  

Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения  

Выделяются  следующие  формы  педагогического  просвещения:

Традиционные:

  • Родительские  собрания
  • Лекции
  • Вечера  вопросов – ответов
  • Диспуты
  • Дни  открытых  дверей

Нетрадиционные:

  • Деловые  игры

Регламентированные  дискуссии  

       На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В.  А.  Сухомлинский.  «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...»  

        От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

         По  мнению  В. Н. Ибрагимовой содержание работы учителя с родителями первоклассников определяется  следующими задачами:

  1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
  2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации  учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.

Педагоги  многих  школ  ищут  решения проблем,  понимая  и  осознавая,  что  взаимоотношения  учителей,  родителей  и  учеников  замкнутый  треугольник.

                 Учителя                      Ученики

                                     Родители

И  если  стороны  треугольника  совпадают,  то  это  прочнейшая  фигура,  а  несовпадения  и  разногласия,  приводят  к  ухудшению  взаимодействия  и  взаимопонимания  всех  “сторон”.   Поэтому  если  школа  обвиняет  родителей,  следовательно,  она  сама  допускает  ошибки  и  наоборот.

В  результате чего  можно  сделать  следующие  выводы:

1.  Семейное  воспитание  играет  значительную  роль  в  воспитании  и  формировании  личности  ребенка,  поэтому  ему  следует  уделить  внимание  не  только  родителям,  но  и  учителям,   работающим  с  родителями.  Неблагополучие  семьи  отражается  на  обучении  и  воспитании  ребенка  в  школе.

2.  Дети  младшего школьного возраста обладают  свойственными  им  психологическими  и  физиологическими  особенностями.  Они  сложно  адаптируются  к  школе.  Задача  учителя  и  родителей – облегчить  процесс  адаптации.

3.  Школа  и  семья  преследуют  единую  цель  в  образовании  и  воспитании  ребенка,  поэтому  они  должны  работать  совместно.  Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами.  Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.  

4.  При  работе  с  родителями  в  начальных классах  учитель  должен  обратить  внимание  на  индивидуальные  особенности  детей,  на  взаимоотношения  между  родителями  и  детьми  в   каждой  отдельной  семье,  на  сложившийся  психологический  климат  в  классе  между  учителем,  детьми  и  родителями.  От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы

Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в начальной школе

Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...

Формы взаимодействия школы с семьёй, работа с родителями в начальной школе

В работе указаны формы и методы проведения родительских собраний, формы взаимодействия школы с семьёй. Отмечены правила при подготовке к родительским собраниям, и принципы общения с родителями. Предст...