Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста
методическая разработка по теме

Дмитриева Ксения Николаевна

В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно  включался в работу, ощущая психологический комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Методическая разработка программы

 «Мы рисуем».

Актуальность

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их. Занятия с элементами арт терапии как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Цель -

снятие эмоционального напряжения, самопознание.

Задачи:

- коррекция поведения,

- коррекция агрессии, тревоги,

- коррекция самооценки,

- развитие познавательной потребности,

- развитие коммуникативной сферы,

- развитие навыков саморегуляции и межличностного взаимодействия,

- развитие творческого мышления,

- профилактика асоциального поведения,

- профилактика зависимостей.

Адресат.

Данная программа адресована детям младшего школьного возраста.

Режим работы:

1 раз в неделю, по 45 - 60 минут, продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей. Программа запланирована на 26 занятий (8 месяцев). Занятия проводятся в подгруппе по  3 -4 человека.

Методы:

- метод рисунка,

- музыкотерапия,

- драматизация,

- сказкатерапия.

Принципы проведения занятий:

- субъектность – отношение к детям, участвующим в арт-терапевтическом процессе, не как к пассивным участникам коррекционных и развивающих воздействий, а как к субъектам с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок;

- активность – всемерное вовлечение участников арт-терапевтического процесса в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности;

- постоянная обратная связь – отчет участников о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим;

- интегративность – активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности ребенка, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками;

Структура встречи:

1. Вводная часть. Упражнение на создание благоприятного психологического климата, доверительных отношений.

2. Основная, практическая часть – собственно изобразительная деятельность (художественный замысел и его реализация).

3. Презентация и обсуждение работ, подведение итогов по теме занятия, прощание.

Правила совместно организованной деятельности:

- не вредить себе;

- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей;

- не портить комнату и материалы;

- не оценивать поведение и работы участников группы;

- не говорить о том, что рассказывали  и как вели себя другие дети на занятии.

«Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так, как вы, - только тогда вы действительно чувствуете, что у вас есть свобода исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта.

Предполагается также и полная свобода от какой-либо моральной или диагностической оценки с моей стороны. Любые оценки содержат в себе угрозу для личности»

Карл Роджерс

Структура решаемых задач:

I. Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, самопознание (изобразительная деятельность в личном пространстве).

II. Развитие навыков сотрудничества (совместный рисунок).

На данном этапе предполагается наличие чувства доверия у ребенка к группе (к взрослому и детям).

III. Коррекция страхов, тревоги, негативных воспоминаний (занятия, затрагивающие такие темы как «страх», «я  не хочу об этом вспоминать»).

После  осознания ребенком своих страхов создаются защитные амулеты.

IV. Завершающий этап:

- коррекция эмоциональной сферы, развитие творческого воображения (изобразительная деятельность на определенные темы и с использованием нетрадиционных техник рисования),                      

- развитие познавательной деятельности, развитие саморегуляции поведения, навыков сотрудничества, коррекция агрессии (совместные настольные игры).

Каждое занятие включает в себя решение следующих задач:

  • развитие навыков саморегуляции;
  • развитие межличностного взаимодействия, то есть умения слушать другого человека, проявлять интерес к ответам, рассказам и работам других, уважать окружающих людей;
  • самопознание (ответы на вопросы «Что я чувствую?», «Кто я и зачем я есть?»,  «Какой я сейчас и каким могу стать?»).

Название

Структура занятия

Задачи

1

Рисунок состояния

1. Приветствие.

«Передай рукопожатие по кругу», «Прошепчи свое имя».

2. Упражнение «Нарисуй себя на лесенке».

3. Закончи предложение.

4. Рисунок состояния

- развитие творческого мышления,

- осознание чувств,

- диагностика самооценки.

2

Создание группового панно «Поляна»

1. Приветствие «Передай цветок по кругу», «Назови свое имя»

2. Рефлексия

Расскажите, какое неприятное событие произошло с вами за неделю? Какое приятное событие?

3. Представьте себе поляну цветов. Нарисуйте.

4. Создание группового панно.

- создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка,

- развитие навыков сотрудничества;

3

Волшебная страна эмоций

1. Приветствие. Упражнение «Имя».

2. Упражнение «Позитивные мысли».

3. Упражнение «Веселый счет».

4. Волшебная страна эмоций.

- развитие навыков сотрудничества,

- диагностика эмоционального состояния;

4

«Я радуюсь, когда…»

1. Упражнение «Волшебная рука».

2. Упражнение «Называем чувства».

3. Упражнение  «Я радуюсь, когда…»

4. Картина «Радость».

- рефлексия чувств,

- развитие способности выражать чувства и представления в образах и словах;

5

Волшебники

1. Приветствие.

«Назови себя по имени и при этом выполни какие-нибудь движения. Все за тобой повторят».

2. Ромашка «Я радуюсь, когда…».

3. Игра «Изобрази…»

4. Упражнение «Волшебная коробка».

5. Рисунок «Мы - волшебниками».

– создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

- творческое самовыражение;

6

Отпечатки

Отпечатки.

1. Упражнение «Здравствуй по секрету»

2. Упражнение «Прогноз погоды».

3. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»

4. Упражнение «Клубок».

5. Упражнение «Отпечатки».

- развитие креативности;

- снижение тревоги.

7

Злоба

1. Упражнение «Подарок».

2. Введение правил поведения на занятиях.

3. Упражнение  «Платок».

4. Упражнение «Мусорное ведро».

5.        Нарисуйте злость.

- снятие эмоционального напряжения,

- отреагирование внутренних конфликтов;

8

Мой друг

1. Приветствие «Передай рукопожатие».

2. Игра «Прояви смекалку».

2. Игра «Я никогда не...»

3. Беседа «Дружеские отношения».

4. Упражнение «Через окно».

5. Рисунок «Мой друг».

- расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу;

9

Человек

1. Игра “ На что похоже моё настроение?”

2. Игра «Лгун».

3. Упражнение «Нас объединяет...»

4. Выбери картинку человека, наклей на лист, дорисуй окружение. Расскажи, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит?

- развитие творческих способностей, воображения;

10

Когда я стану взрослым

1. Упражнение «Рисунок себя»

2. Упражнение “ Что я люблю?”

3.  Упражнение «Мы – взрослые»

4. Рисунок «Когда я стану взрослым».

- развитие самосознания;

11

Новый год

  1. Приветствие.

2.Упражнение «Дела выходного дня»

2. Создание объемной открытки с Новым годом.

-создание положительного эмоционального фона,

- расширить сферу самооценки  ребенка.

12

Я – реальное, я - идеальное

1. Упражнение “ Неоконченные предложения”

2. Упражнение «Психологический автопортрет»

3. Рисунок «Мальчик, девочка и я».

- способствование осознанию и принятию своей индивидуальности,

- диагностика представлений об Я – реальное, Я – идеальное, о противоположном поле.

13

«Совместный рисунок»

1. Упражнение «М-М-М по кругу»

2. Незаконченные предложения.

3. Создание совместной изобразительной работы всей группой, в отсутствие словесного контакта.

- развитие навыков сотрудничества,

- воспитание терпимости к непохожести,

- самопознание.

14

Страх

1.  Игра "Аплодисменты по кругу".

2. Упражнение “ Закончи предложение”

3.     Упражнение «Сказка о страхе».

4. Рисунок «Маска страха».

- повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости,

- коррекция страхов.

15

Я об этом не хочу вспоминать

1. Приветствие, настрой на работу.

2. «Я об этом не хочу вспоминать». Обсуждение данной темы, рисунок.

3. Упражнение «Коробка переживаний»

4. Упражнение «Избавление от тревог»

- отреагирование внутренних конфликтов,

- развитие творческого мышления,

- исследование собственных чувств и переживаний,

- снятие мышечных, эмоциональных напряжений;

16

Защитный амулет

Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

- снижение психоэмоционального напряжения.

17

Сказка

1. Рассказ от имени героев сказки «курочка ряба».

2. Рисование музыки.

Использование гуаши.

- развитие творческих способностей;

- развитие и совершенствование эмоциональной сферы.

18

Дорога.

1. Приветствие. Рисуем свое настроение в образе погоды.

2. В окружении выбрать предмет. Рассказать историю от имени этого предмета.

3. Рисунок «Дорога».

- развитие самосознания,

- отреагирование внутренних конфликтов;

- развитие творческих способностей,

- формирование уверенности в себе.

19

Сон

1. Приветствие «Поздоровайтесь  плечами».

2. Игра «Разыщи радость»

3. Рисунок «Сон игрушки».

- Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

- развитие творческого воображения,

- развитие познавательных способностей.

- развитие эмпатии.

20

Благодарность

1. Упражнение «Я начинаю разговор…».

2. Упражнение «Благодарность».

3. Рисунок «Те, кому я благодарен».

- развитие самосознания.

23

То, о чем я мечтаю

  1. Обсуждение данной темы.
  2. Рисунок
  3. Презентация работ

- снятие эмоционального напряжения,

- отражение внутреннего мира.

24

Рисование жесткой кистью

1. Приветствие.

2. Рисунок на свободную тему.

3. Презентация работ.

- снятие эмоционального напряжения.

25

Восковые мелки и акварель

1. Приветствие.

2. Рисунок на свободную тему.

3. Презентация работ.

– создание положительного эмоционального фона,

26

Чернильные пятна и бабочки

1. Приветствие.

2. Рисунок на свободную тему.

3. Презентация работ.

- развитие творческого воображения,

Заключение.

Данная программа реализуется в работе с детьми с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости, оставшихся без попечения родителей. Дети проявляют интерес к занятиям. Отмечается положительная динамика в эмоциональной, поведенческой сфере, развитие саморегуляции детей, навыков межличностного взаимодействия.

Программа «Мы рисуем» может быть использована в работе с детьми с развитием в норме, а так же с детьми с различными отклонениями в развитии.

Литература.

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
  2. А.И. Копытин. Арт – терапия психических расстройств. – СПб.: Речь, 2011. – 368 с.
  3.  Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с., илл.
  4. Никушкина Н. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Чистые пруды, 2007.
  5. Крюкова С. В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.

Приложение.

Конспект занятия «Мой друг».

  1. Приветствие. 

Задача - создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

Инструкция: «Передай рукопожатие».

2. Игра «Прояви смекалку».

Задачи – положительный настрой на работу, развитие внимания.

Инструкция. Постарайтесь ответить как можно быстрее. За правильный ответ можно выдавать жетоны, заранее вырезанные, например, в форме цветов, машинок. Необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил жетон.

Вопросы:

- Кто громче замычит, петух или корова?

- Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

- Кто лечит детей и взрослых?

- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

- У кота забрали рыбу, должен кот сказать…?

- Маша, Лена, Юля, Саша, Таня – это…? Какое имя лишнее? Почему?

- Утро – завтрак, а вечер - …?

- Бурый, неуклюжий, косолапый - …

- Сумма 3 и 10 равна…

3. Игра «Я никогда не...».

Задача - игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

-        не был за границей,

-        не носил сапоги,

-        не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

  1. Беседа «Дружеские отношения».

Задачи: – осознание и расширение знаний детей о способах, благодаря которым можно подружиться,

-   формирование понятия о друге,

- сознание своих положительных качеств,

Какие вы знаете способы, которыми пользуетесь, чтобы с кем-то подружиться?

- продолжите фразу «Друг – это человек, который…»

- что в тебе есть такого, за что твои друзья тебя любят?

5. Упражнение «Через окно».

Задача – развитие воображения.

Ведущий. Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь окно. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки докричаться бесполезны. Однако вам необходимо сообщить ему важную вещь. Как бы вы повели себя, что бы вы делали в подобных обстоятельствах?

  1. Рисунок «Мой друг».

Задача – исследование особенностей представлений о друге.

Детям предлагается нарисовать своего друга. После рисования, начинается презентация работ. Каждый показывает свой рисунок и рассказывает про своего друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».Цель: создание ...

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

Рабочая тетрадь для развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая тетрадь с заданиями для занятий с психологом...

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...