Главные вкладки

    Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста
    методическая разработка по теме

    Дмитриева Ксения Николаевна

    В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно  включался в работу, ощущая психологический комфорт.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста.

    Методическая разработка программы

     «Мы рисуем».

    Актуальность

    Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их. Занятия с элементами арт терапии как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

    Цель -

    снятие эмоционального напряжения, самопознание.

    Задачи:

    - коррекция поведения,

    - коррекция агрессии, тревоги,

    - коррекция самооценки,

    - развитие познавательной потребности,

    - развитие коммуникативной сферы,

    - развитие навыков саморегуляции и межличностного взаимодействия,

    - развитие творческого мышления,

    - профилактика асоциального поведения,

    - профилактика зависимостей.

    Адресат.

    Данная программа адресована детям младшего школьного возраста.

    Режим работы:

    1 раз в неделю, по 45 - 60 минут, продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей. Программа запланирована на 26 занятий (8 месяцев). Занятия проводятся в подгруппе по  3 -4 человека.

    Методы:

    - метод рисунка,

    - музыкотерапия,

    - драматизация,

    - сказкатерапия.

    Принципы проведения занятий:

    - субъектность – отношение к детям, участвующим в арт-терапевтическом процессе, не как к пассивным участникам коррекционных и развивающих воздействий, а как к субъектам с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок;

    - активность – всемерное вовлечение участников арт-терапевтического процесса в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности;

    - постоянная обратная связь – отчет участников о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим;

    - интегративность – активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности ребенка, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками;

    Структура встречи:

    1. Вводная часть. Упражнение на создание благоприятного психологического климата, доверительных отношений.

    2. Основная, практическая часть – собственно изобразительная деятельность (художественный замысел и его реализация).

    3. Презентация и обсуждение работ, подведение итогов по теме занятия, прощание.

    Правила совместно организованной деятельности:

    - не вредить себе;

    - не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей;

    - не портить комнату и материалы;

    - не оценивать поведение и работы участников группы;

    - не говорить о том, что рассказывали  и как вели себя другие дети на занятии.

    «Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так, как вы, - только тогда вы действительно чувствуете, что у вас есть свобода исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта.

    Предполагается также и полная свобода от какой-либо моральной или диагностической оценки с моей стороны. Любые оценки содержат в себе угрозу для личности»

    Карл Роджерс

    Структура решаемых задач:

    I. Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, самопознание (изобразительная деятельность в личном пространстве).

    II. Развитие навыков сотрудничества (совместный рисунок).

    На данном этапе предполагается наличие чувства доверия у ребенка к группе (к взрослому и детям).

    III. Коррекция страхов, тревоги, негативных воспоминаний (занятия, затрагивающие такие темы как «страх», «я  не хочу об этом вспоминать»).

    После  осознания ребенком своих страхов создаются защитные амулеты.

    IV. Завершающий этап:

    - коррекция эмоциональной сферы, развитие творческого воображения (изобразительная деятельность на определенные темы и с использованием нетрадиционных техник рисования),                      

    - развитие познавательной деятельности, развитие саморегуляции поведения, навыков сотрудничества, коррекция агрессии (совместные настольные игры).

    Каждое занятие включает в себя решение следующих задач:

    • развитие навыков саморегуляции;
    • развитие межличностного взаимодействия, то есть умения слушать другого человека, проявлять интерес к ответам, рассказам и работам других, уважать окружающих людей;
    • самопознание (ответы на вопросы «Что я чувствую?», «Кто я и зачем я есть?»,  «Какой я сейчас и каким могу стать?»).

    Название

    Структура занятия

    Задачи

    1

    Рисунок состояния

    1. Приветствие.

    «Передай рукопожатие по кругу», «Прошепчи свое имя».

    2. Упражнение «Нарисуй себя на лесенке».

    3. Закончи предложение.

    4. Рисунок состояния

    - развитие творческого мышления,

    - осознание чувств,

    - диагностика самооценки.

    2

    Создание группового панно «Поляна»

    1. Приветствие «Передай цветок по кругу», «Назови свое имя»

    2. Рефлексия

    Расскажите, какое неприятное событие произошло с вами за неделю? Какое приятное событие?

    3. Представьте себе поляну цветов. Нарисуйте.

    4. Создание группового панно.

    - создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка,

    - развитие навыков сотрудничества;

    3

    Волшебная страна эмоций

    1. Приветствие. Упражнение «Имя».

    2. Упражнение «Позитивные мысли».

    3. Упражнение «Веселый счет».

    4. Волшебная страна эмоций.

    - развитие навыков сотрудничества,

    - диагностика эмоционального состояния;

    4

    «Я радуюсь, когда…»

    1. Упражнение «Волшебная рука».

    2. Упражнение «Называем чувства».

    3. Упражнение  «Я радуюсь, когда…»

    4. Картина «Радость».

    - рефлексия чувств,

    - развитие способности выражать чувства и представления в образах и словах;

    5

    Волшебники

    1. Приветствие.

    «Назови себя по имени и при этом выполни какие-нибудь движения. Все за тобой повторят».

    2. Ромашка «Я радуюсь, когда…».

    3. Игра «Изобрази…»

    4. Упражнение «Волшебная коробка».

    5. Рисунок «Мы - волшебниками».

    – создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

    - творческое самовыражение;

    6

    Отпечатки

    Отпечатки.

    1. Упражнение «Здравствуй по секрету»

    2. Упражнение «Прогноз погоды».

    3. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»

    4. Упражнение «Клубок».

    5. Упражнение «Отпечатки».

    - развитие креативности;

    - снижение тревоги.

    7

    Злоба

    1. Упражнение «Подарок».

    2. Введение правил поведения на занятиях.

    3. Упражнение  «Платок».

    4. Упражнение «Мусорное ведро».

    5.        Нарисуйте злость.

    - снятие эмоционального напряжения,

    - отреагирование внутренних конфликтов;

    8

    Мой друг

    1. Приветствие «Передай рукопожатие».

    2. Игра «Прояви смекалку».

    2. Игра «Я никогда не...»

    3. Беседа «Дружеские отношения».

    4. Упражнение «Через окно».

    5. Рисунок «Мой друг».

    - расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу;

    9

    Человек

    1. Игра “ На что похоже моё настроение?”

    2. Игра «Лгун».

    3. Упражнение «Нас объединяет...»

    4. Выбери картинку человека, наклей на лист, дорисуй окружение. Расскажи, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит?

    - развитие творческих способностей, воображения;

    10

    Когда я стану взрослым

    1. Упражнение «Рисунок себя»

    2. Упражнение “ Что я люблю?”

    3.  Упражнение «Мы – взрослые»

    4. Рисунок «Когда я стану взрослым».

    - развитие самосознания;

    11

    Новый год

    1. Приветствие.

    2.Упражнение «Дела выходного дня»

    2. Создание объемной открытки с Новым годом.

    -создание положительного эмоционального фона,

    - расширить сферу самооценки  ребенка.

    12

    Я – реальное, я - идеальное

    1. Упражнение “ Неоконченные предложения”

    2. Упражнение «Психологический автопортрет»

    3. Рисунок «Мальчик, девочка и я».

    - способствование осознанию и принятию своей индивидуальности,

    - диагностика представлений об Я – реальное, Я – идеальное, о противоположном поле.

    13

    «Совместный рисунок»

    1. Упражнение «М-М-М по кругу»

    2. Незаконченные предложения.

    3. Создание совместной изобразительной работы всей группой, в отсутствие словесного контакта.

    - развитие навыков сотрудничества,

    - воспитание терпимости к непохожести,

    - самопознание.

    14

    Страх

    1.  Игра "Аплодисменты по кругу".

    2. Упражнение “ Закончи предложение”

    3.     Упражнение «Сказка о страхе».

    4. Рисунок «Маска страха».

    - повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости,

    - коррекция страхов.

    15

    Я об этом не хочу вспоминать

    1. Приветствие, настрой на работу.

    2. «Я об этом не хочу вспоминать». Обсуждение данной темы, рисунок.

    3. Упражнение «Коробка переживаний»

    4. Упражнение «Избавление от тревог»

    - отреагирование внутренних конфликтов,

    - развитие творческого мышления,

    - исследование собственных чувств и переживаний,

    - снятие мышечных, эмоциональных напряжений;

    16

    Защитный амулет

    Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

    - снижение психоэмоционального напряжения.

    17

    Сказка

    1. Рассказ от имени героев сказки «курочка ряба».

    2. Рисование музыки.

    Использование гуаши.

    - развитие творческих способностей;

    - развитие и совершенствование эмоциональной сферы.

    18

    Дорога.

    1. Приветствие. Рисуем свое настроение в образе погоды.

    2. В окружении выбрать предмет. Рассказать историю от имени этого предмета.

    3. Рисунок «Дорога».

    - развитие самосознания,

    - отреагирование внутренних конфликтов;

    - развитие творческих способностей,

    - формирование уверенности в себе.

    19

    Сон

    1. Приветствие «Поздоровайтесь  плечами».

    2. Игра «Разыщи радость»

    3. Рисунок «Сон игрушки».

    - Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

    - развитие творческого воображения,

    - развитие познавательных способностей.

    - развитие эмпатии.

    20

    Благодарность

    1. Упражнение «Я начинаю разговор…».

    2. Упражнение «Благодарность».

    3. Рисунок «Те, кому я благодарен».

    - развитие самосознания.

    23

    То, о чем я мечтаю

    1. Обсуждение данной темы.
    2. Рисунок
    3. Презентация работ

    - снятие эмоционального напряжения,

    - отражение внутреннего мира.

    24

    Рисование жесткой кистью

    1. Приветствие.

    2. Рисунок на свободную тему.

    3. Презентация работ.

    - снятие эмоционального напряжения.

    25

    Восковые мелки и акварель

    1. Приветствие.

    2. Рисунок на свободную тему.

    3. Презентация работ.

    – создание положительного эмоционального фона,

    26

    Чернильные пятна и бабочки

    1. Приветствие.

    2. Рисунок на свободную тему.

    3. Презентация работ.

    - развитие творческого воображения,

    Заключение.

    Данная программа реализуется в работе с детьми с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости, оставшихся без попечения родителей. Дети проявляют интерес к занятиям. Отмечается положительная динамика в эмоциональной, поведенческой сфере, развитие саморегуляции детей, навыков межличностного взаимодействия.

    Программа «Мы рисуем» может быть использована в работе с детьми с развитием в норме, а так же с детьми с различными отклонениями в развитии.

    Литература.

    1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
    2. А.И. Копытин. Арт – терапия психических расстройств. – СПб.: Речь, 2011. – 368 с.
    3.  Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с., илл.
    4. Никушкина Н. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Чистые пруды, 2007.
    5. Крюкова С. В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.

    Приложение.

    Конспект занятия «Мой друг».

    1. Приветствие. 

    Задача - создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

    Инструкция: «Передай рукопожатие».

    2. Игра «Прояви смекалку».

    Задачи – положительный настрой на работу, развитие внимания.

    Инструкция. Постарайтесь ответить как можно быстрее. За правильный ответ можно выдавать жетоны, заранее вырезанные, например, в форме цветов, машинок. Необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил жетон.

    Вопросы:

    - Кто громче замычит, петух или корова?

    - Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

    - Кто лечит детей и взрослых?

    - Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

    - У кота забрали рыбу, должен кот сказать…?

    - Маша, Лена, Юля, Саша, Таня – это…? Какое имя лишнее? Почему?

    - Утро – завтрак, а вечер - …?

    - Бурый, неуклюжий, косолапый - …

    - Сумма 3 и 10 равна…

    3. Игра «Я никогда не...».

    Задача - игра поможет людям лучше узнать друг друга.

    Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

    Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

    -        не был за границей,

    -        не носил сапоги,

    -        не брился и т.д.

    Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

    Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

    1. Беседа «Дружеские отношения».

    Задачи: – осознание и расширение знаний детей о способах, благодаря которым можно подружиться,

    -   формирование понятия о друге,

    - сознание своих положительных качеств,

    Какие вы знаете способы, которыми пользуетесь, чтобы с кем-то подружиться?

    - продолжите фразу «Друг – это человек, который…»

    - что в тебе есть такого, за что твои друзья тебя любят?

    5. Упражнение «Через окно».

    Задача – развитие воображения.

    Ведущий. Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь окно. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки докричаться бесполезны. Однако вам необходимо сообщить ему важную вещь. Как бы вы повели себя, что бы вы делали в подобных обстоятельствах?

    1. Рисунок «Мой друг».

    Задача – исследование особенностей представлений о друге.

    Детям предлагается нарисовать своего друга. После рисования, начинается презентация работ. Каждый показывает свой рисунок и рассказывает про своего друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

    Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

    «Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

    Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШЕНИЯ ДЛЯ ЁЛКИ»

    Конспект разработан для детей младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости. Конспект занятия по лепке из соленого теста....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».

    Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».Цель: создание ...

    Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

    Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

    Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...