Программа психологической подготовки к обучению в школе "Скоро школьниками станем!"
рабочая программа (1 класс) на тему

 

Предполагаемый курс даёт возможность не только получить первичные знания об устройстве школы, школьных правилах;   но, что особенно важно, научить ребёнка осознавать и понимать  способы реагирования в конфликтных ситуациях, освоить  коммуникативные навыки общения, необходимые как в обучении, так и в дальнейшей жизни. В программе представлены адаптационные сказки, развивающие игры и родителское собрание "Готовность к школьному обучению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skoro_shk._stanem.docx75.25 КБ

Предварительный просмотр:

Скрипец Ирина Владимировна

педагог – психолог МБОУ «СОШ №2» г. Мегиона

Программа психологической  подготовки к обучению в школе

«СКОРО ШКОЛЬНИКАМИ СТАНЕМ!»

Пояснительная записка

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся его жизнь. Это очень напряжённый период, ведь  школа с первых дней требует мобилизации интеллектуальных и физических  сил. Большинство детей старшего дошкольного возраста уже частично готовы к школе; желание новизны, осознание важности изменения своего статуса, помогают ребёнку принять предъявляемые к нему требования  и готовность их выполнять; но существует категория детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, либо имеющие определённые проблемы в развитии произвольной, волевой, мотивационной сферы. Такие учащиеся, как правило, могут  испытывать трудности на начальном этапе обучения. Для профилактики их возникновения рекомендуется проводить подготовительную работу.

Предполагаемый курс даёт возможность не только получить первичные знания об устройстве школы, школьных правилах;   но, что особенно важно, научить ребёнка осознавать и понимать  способы реагирования в конфликтных ситуациях, освоить  коммуникативные навыки общения, необходимые как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Целью программы является подготовка будущих первоклассников к обучению в школе через получение первичных знаний о правилах школьной жизни,  формирование эмоциональной децентрации, коммуникативных навыков, и конструктивных способов привлечения внимания.

Задачи:

  1. Формирование и принятие первичных представлений  о школе, школьных правилах;
  2. Развитие умения понимать и принимать интересы  и эмоциональные переживания окружающих;
  3. Развитие адекватной самооценки
  4. Развитие навыков общения, формирование конструктивных  способов привлечения внимания;

Структура программы предполагает включение следующих тем:

 «Знакомство со школой» - включает упражнения направленные на знакомство с правилами школьной жизни, положительное восприятие школьного обучения, развитие положительной мотивации  и интереса к учению.

«Навыки общения» - в основе этого раздела игры и упражнения на сплочение детского коллектива,  развитие толерантности и коммуникативных навыков учащихся, стимулирующие внутригрупповое взаимодействие и способствующие установлению благоприятного психологического климата на занятиях.

«Самооценка» - данный раздел включает упражнения направленные на развитие адекватного отношения к себе и своей деятельности, уверенности в себе, взаимоуважения к окружающим.

«Мой эмоциональный мир» - включает в себя упражнения направленные на познание и осознание  эмоциональных переживаний, как  собственных, так и  окружающих людей.

Структура программы соответствует поставленным целям.

Программа курса рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, оптимальное количество детей в группе не должно  превышать 12 -15 человек. Рекомендуемая частота занятий  1 раз в неделю.

Данная программа включает в себя 10 занятий, длительность которых составляет 30 минут направленных на психологическую подготовку детей к обучению в школе и профилактику возможных трудностей связанных с конструктивными способами общения и привлечения внимания.

Программу рекомендуется  реализовать  во время подготовительного периода старших дошкольников к обучению в школе (предположительно весной); осуществить её можно  как на территории дошкольного учреждения, так и в условиях максимально приближенных к школьным, т.е. на территории школы. Это помогает детям «погрузиться» в школьную жизнь: узнать об устройстве школы, правилах школьной жизни, познакомиться с учителями и их требованиями и такими важными компонентами школьного обучения как урок, перемена, общение с учителями и сверстниками.

Во время занятий используются развивающие игры, направленные на  развитие навыков общения, установление взаимопонимания, развитие адекватной самооценки. Также программой предусмотрено использование динамических пауз,  способствующих снятию эмоционального  напряжения; активные игры и упражнения влияют на эмоциональное состояние детей, способствуют переключению внимания, улучшают физическое состояние.

В содержание курса включены вопросы и методические задания, направленные  на формирование осведомлённости об устройстве школы и правилах школьной жизни,  на развитие мотивации учения и коммуникативных навыков будущих первоклассников.

При проведении занятий рекомендуется групповая форма работы как наиболее эффективная для достижения поставленных целей; предполагается использование следующих структурных компонентов:

1. Разминка

Ставит целью включение детей в работу группы. Особенно в первое время будущим первоклассникам необходимо познакомиться с участниками группы, правилами работы на занятиях: слушать друг друга и учителя,  говорить по очереди.

2. Коммуникативные игры

Используются с целью формирования коммуникативных умений, умения  взаимодействовать в процессе выполнения групповых упражнений, находить пути решения возникших противоречий,  формирования  позитивного отношения к окружающим; формирования адекватной самооценки.

    3. Работа со сказкой

  Детям старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легче понимать и объяснять причины своих поступков через привычные образы сказочных  или вымышленных героев. Описание школьных атрибутов и правил позволяет снизить тревожность, связанную с ожиданиями изменений, а также сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Рекомендуется использовать по одной сказке на занятии, или через занятие. Тексты сказок: Приложение 3

4. Динамические паузы

Используются с целью снятия мышечного напряжения, развития быстроты реакции, координации движений, формирования положительных эмоций, а также умения взаимодействовать в процессе  выполнения упражнений.

  1.   Рефлексия

В этом возрасте не может быть полноценно осуществлена самими дошкольниками, поэтому она проводится  в форме ритуала прощания, который предлагает педагог, дети в свою очередь могут изменить или добавить что-то по своему усмотрению.

В качестве примера, детям можно предложить изобразить своё настроение с помощью рисунков (смайлик, человечек, определённый цвет и др.). Это можно делать на каждом занятии, в специально оформленной таблице,  где будет видна динамика эмоционального состояния каждого ребёнка.

Немаловажной частью программы «Скоро школьниками станем!», является работа с родителями будущих первоклассников.  Её  целью является  повышение психологической грамотности  родителей, развитие  потребности в психологических знаниях  и желание использовать их в реальном взаимодействии с детьми.

Работа в этом направлении включает проведение родительского собрания «Психологическая готовность к обучению в школе» посвященное физиологическим и психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста,  кризису 7 лет, возможными трудностями этого периода. Также родители получают  рекомендации  по преодолению  проблемных ситуаций на данном этапе.

(Приложение 2)

  Для определения эффективности психолого-педагогической деятельности в рамках программы, родителям будущих первоклассников предлагается заполнить опросник, который  позволяет выявить изменения, которые произошли с детьми за время реализации программы.

( Приложение 1)

Предполагаемый результат:

Курс занятий позволяет  будущим первоклассникам  сформировать положительную школьную мотивацию и интерес к обучению, получить  знания об устройстве школы, школьных  правилах,  получить первичные знания об эмоциональном мире человек  происходит формирование уважительного отношения к окружающим, развиваются  навыки общения и межличностного взаимодействия.

Со стороны родителей происходит повышение  уровня  родительской компетенции и психологической         грамотности и тем самым активизация роли родителей  в создании оптимальных условий для развития ребёнка.

Календарно – тематическое планирование к программе «Скоро школьниками станем!»

занятия

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Количество часов

1.

«Давайте познакомимся!»

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Создание атмосферы доброжелательности.

Упражнения, направленные на знакомство участников группы:

«Давайте познакомимся»

«Паровозик»

«Нарисуй своё имя»;

«Конкурс хвастунов»

Упражнение  на снятие мышечного напряжения

«Четыре стихии»

1

2.

«Знакомимся со школой»

Формирование положительного отношения к школе, знакомство со школьными  правилами. Получение навыков взаимодействия в процессе выполняемой работы.

Упражнение, направленное на узнавание участников группы

«Продолжение знакомства»

Упражнение, направленное на получение навыков взаимодействия

«Большие пальцы вверх, шепчем вместе»

Упражнение на развитие школьной мотивации

«Что положим мы в портфель?»

«Ёлочка»

Упражнение  на снятие мышечного напряжения

«Великаны - лилипуты»

1

3.

«Общаемся и играем»

Развитие навыков общения в группе. Знакомство с эмоциями

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков

«Волшебная палочка»,

«Путаница»

Упражнения, направленные на знакомство с эмоциональным миром

 «Знакомство с эмоциями», «Покажи своё настроение»

Упражнение  на снятие мышечного напряжения

«Слушай хлопки»

«Путаница»

1

4.

«Я учиться не боюсь!»

Профилактика школьных трудностей; сплочение детского коллектива

Упражнения на создание положительной школьной мотивации «Ассоциации»

«Эстафета хороших известий»

Сказка «Как Ежунька уроки делать научился»

Упражнение на развитие навыков сотрудничества в группе «Хвалилки»

«Двое с одним мелком»

1

5.

«Мы умеем дружить!»

Развитие коммуникативных навыков первоклассников, толерантного отношения к окружающим.

Упражнения, направленные на развитие толерантности и коммуникативных навыков

«Постройся по…»

«Неожиданные картинки»

«Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять»

«Коллективный подарок»

Работа со сказкой

 «История со счастливым концом»

1

6.

«Учимся сотрудничать»

Развитие  умения сотрудничать со сверстниками, принадлежности к группе; развитие адекватной самооценки.

.

Упражнения на сплочение и получение коммуникативных навыков  

«Паутина»

«Сердце нашей группы»

«Ты- кирпичик, я  -кирпичик, а вместе – общий дом!»

Упражнение, направленное на развитие адекватной самооценки «Я очень хороший»

Сказка «Широкое небо»

Упражнение на снятие мышечного напряжения

 «Иван да Данила»

1

7.

«Я вас понимаю!»

Развитие умения распознавать и принимать во внимание чувства окружающих; умение конструктивно разрешать конфликты;

Упражнения на  развитие эмоциональной децентрации «Камушек в ботинке»

«Хочухалки»

«Сладкая проблема»

«Сказка о еноте Тёме»

Упражнение, направленное на умение взаимодействовать сообща «Цветная карусель»

1

8.

«Учимся учиться!»

Формирование положительного отношения к школе; развитие взаимоуважения к  сверстникам и взрослым

Упражнения и игры  для стимулирования учебной мотивации «Профессии в школе»,

Сказка «Хвастливая чашка»

Игры и упражнения

Направленные на уважительное отношение друг к другу «Я – хороший, ты- хороший, мы – хорошие»

«Тух-тиби- дух»

1

9.

«Какой я?»

Развитие сотрудничества со сверстниками; развитие эмоционального мира будущих первоклассников

Упражнение способствующие повышению самооценки

«Ты – молодец! Это раз»

«Снежная королева»

«Проводник»

Упражнения, дающие представления об эмоциональном мире

«Золотой ключик»

«Собираем слова»

Упражнение на улучшение эмоционального состояния

«Хвост дракона»

1

10.

«Я хочу учиться!»

Формирование положительного отношения к учению, взаимоуважения.

 

Упражнения на создание положительной школьной мотивации

«Ученик дня»

«Школьные правила»

Коммуникативные игры

«Кого не хватает»

«Собаки, коровы, кошки»

«Привет, привет… и три привета утром!»

Упражнение на снятие мышечного напряжения «Собаки, коровы, кошки»

1

Используемая литература:

1. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», Москва, 2000г.

2. О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет», Москва, 2003г.

3. Т.Н.Образцова «Психологические игры для детей», Москва, 2005г.

4. М.Р. Битянова, Т.В, Азарова, Е.И.Афанасьева, Н.Л.Васильева

5.  «Работа психолога в начальной школе» Москва, 2001г.

6. И.Артюхова «Профилактика дезадаптации первоклассников», Москва, 2001г.

7. Е.Е. Алексвеева «Психологические проблемы детей старшего дошкольного возраста»,

С – Петербург, 2007г.

8. М Н.Я. Головнева, М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова «365 проверочных заданий

 для   подготовки к школе», С –Петербург, 2000г.

9. Г.Б. Монина, Е.В. Панасюк «Что нужно знать родителям будущих первоклассников»,

С– Петербург, 2008г.

10. И.В. Павлов «Хочу учиться!», С – Петербург, 2007г.

11. Р.Р. Калинина «Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения»

Москва, 2008г.

Занятие 1

Цель: Познакомить учащихся с участниками группы, формирование  положительного отношения к занятиям, установление контакта между детьми;

Ритуал: Эту часть работы можно выполнять в рабочих тетрадях, или сделать специальную таблицу с именами детей, датой занятия и отмеченным эмоциональным состоянием.

В начале и в конце занятия дети фиксируют своё эмоциональное состояние, в виде рисунка с изображением человечка с весёлым , равнодушным  или грустным настроением.  Если настроение ухудшилось необходимо обязательно спросить, о причине( что расстроило, огорчило).Спросить: « Мы с ребятами  можем сейчас тебе помочь, чтобы твоё настроение улучшилось?» Если ребёнок попросит, чтобы например все похвалили, или обняли, то выполнить эту просьбу.

  1. Знакомство

Детям предлагается назвать свои имена и то,  что они любят больше всего (это может быть любимая игрушка, любимое занятие и др.)

После проведения у детей спрашивают вопросы о присутствующих

 (например: Кто больше всего любит рисовать? А кто любит свою кошку? У кого есть плюшевый мишка? и т.д.); таким образом, детей побуждают слушать внимательно и не пропустить что-то важное.

  1. Паровозик

Детям предлагается выбрать «паровозик» (этот ребёнок будет стоять первым, все последующие дети строиться за ним); «паровозик» подходит к кому-либо из детей со словами «Паровозик чух-чух» и называет своё имя, тот ребенок, к которому подъехал паровозик называет своё имя и становится  за ним, т.е. его вагоном, так продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

     2. Нарисуй своё имя

    Детям предлагается с помощью красок нарисовать своё имя, можно использовать       абстрактные образы. Наряду с кисточкой можно использовать технику, когда краска наноситься непосредственно на руку ребёнка. (Это вызывает у детей дополнительный интерес и  массу положительных эмоций)

После проведённой работы дети делятся впечатлениями, что именно они хотели изобразить, какое настроение вызвала у них эта работа.

3. Динамическая пауза «Четыре стихии»

Дети стоят в кругу, или около своих парт. Учитель объясняет инструкцию: «Если звучит слово «Земля» - все садятся на корточки, руки опустить вниз, «Воздух» - поднять руки вверх, «Вода» - делают движения как при плавании, «Огонь» - руками поднятыми  вверх вращательные движения»; Тот кто ошибся, выбывает из игры.

4. «Конкурс хвастунов»

Психолог говорит детям, что сейчас  проводится необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот , кто лучше всех похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Детям предлагается внимательно посмотреть на своего соседа,  и подумать какой он, чем он  запомнился. Например: «Лена – очень умная, красивая, весело смеётся и т.д.»; после того как будет пройден круг, дети определяют победителя.

  1. Рефлексия

Дети по очереди говорят, что им понравилось и почему, с каким настроением они уходят с занятия.

Ведущий предлагает детям нарисовать  своё настроение в виде смайлика в специально оформленную таблицу. Предварительно обсудить с детьми какое настроение им известно (радостное, спокойное, грустное и т.д.)

Домашнее задание   Узнать у родителей, что означает имя ребёнка.

Занятие 2

Цель: Знакомство со школьными атрибутами,  способами взаимодействия в процессе выполняемой работы. Развитие коммуникативных умений.

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

1. Закрепление знакомства.

Перед выполнением задания дети говорят, что они узнали о значении своих имён.

Дети стоят в кругу, ведущий по очереди бросает мяч каждому  ребёнку, а он в свою очередь называет одно или несколько имён как его ласково называют дома.

2. Большие пальцы вверх, шепчем все вместе

В этой игре формируется умение взаимодействовать при выполнении деятельности

Психолог предлагает детям ответить на несколько вопросов, но сделать это таки образом: если ребёнок знает ответ на вопрос, он должен поднять руку, сложить все пальцы в кулак, а большой палец понять вверх. Ведущий считает до трёх, на счёт «три», дети должны вместе прошептать ответ.

Варианты вопросов:

Назовите, какой сегодня день недели;

Как называется улица на которой стоит наша школа  и т.д.

  1. «Что положим мы в портфель?»

Детям предлагаются загадки о школьных предметах, затем обсуждение что можно положить в портфель

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Там жильцы бумажные, все ужасно важные.

                                     (портфель)

Стоит дом:

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт      (школа)

       Хоть не шляпа, но с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком

                                   (книга)

Грамоты не знаю

А весь век пишу

                                   (ручка, карандаш)

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт

                                      (карандаш)

Белый камешек растаял

На доске твой след оставил

                                        (мел)

Кулик невелик

Целой сотней велит

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

                                         ( школьный звонок)

4. Работа со сказкой (трудности во взаимоотношениях со сверстниками)

«Георгин и бабочка»

Текст сказки см. приложение 1

5. Динамическая пауза «Великан – лилипуты»

По команде ведущего «великаны» дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, по команде «лилипуты» - присаживаются на корточки. Игра проходит в в быстром темпе.

6. Елочка

Дети выбирают одного ребёнка – он стоит в центре, остальные дети вокруг.

Психолог: «Ребята давайте представим, что скоро Новый год, и сейчас нам нужно нарядить ёлочку, игрушек у нас  к сожалению нет, но мы повесим на нёё волшебные игрушки, внутри которых что-то спрятано: крепкая дружба, весёлый смех, честность, улыбка. Пусть каждый из вас придумает, какую игрушку повесит на нашу ёлочку, а потом подойдёт и скажет о своей игрушке вслух» Ведущий показывает как надо «вешать игрушки – обязательно прикасаясь к  «веточкам» т.е. телу ребёнка». Игру можно закончить хороводом со словами любой детской песенки.

7. Рефлексия занятия

Дети фиксируют в таблице,  изменилось ли настроение в течение занятия. А также рассказывают о самых запомнившихся  моментах занятия.

Занятие 3

Цель: Развитие   навыков общения, групповой сплочённости;  знакомство с эмоциями;  

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

  1. «Разбуди дух»

Психолог: «Встаньте в круг, не сгибая коленей дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я буду считать от одного до десяти. На каждый счёт вы будуте поднимать руки как бы на одну ступеньку выше. Таким образом, на счёт 10, ваши руки будут подняты вверх, к небу. Чем выше поднимаются ваши руки, тем бодрее будет становиться ваш дух.»

Желательно, чтобы психолог (педагог) выполнял упражнение вместе с детьми.

2."Путаница"

Целью этого упражнения является сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.  Детям предлагается запутаться в клубок, держась при этом за руки. Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг. Перед началом распутывания нужно  отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого

3.Динамическая пауза «Слушай хлопки»

Дети идут по кругу.  В зависимости от того сколько раз хлопает ведущий, принимают определённые позы.

Один раз  - дети, останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу);  

два раза  - поза «лягушки» (присесть на корточки, пятка вместе, носки и колени  в стороны, руки между ногами на полу);

три раза – поза «аиста» (стоять  на одной ноге, руки в стороны);

 на четыре хлопка возобновляют ходьбу.

  1. «Учимся распознавать эмоции»

Педагог предлагает детям картинки с изображением различных эмоций,  для начала можно взять самые простые (радость, грусть, гнев, страх, обида и т.д.

После этого даются ситуации, (можно из известных сказок, мультфильмов), а детям предлагается угадать о какой эмоции идёт речь.

Необходимо заострить внимание дошкольников на то, каким образом  человек проявляет своё настроение (мимика глаз, бровей, рта и т.д.);

После этого детям предлагается самостоятельно изобразить ту или иную эмоцию  (для этого раздаются шаблоны с изображением лица)

5. «Волшебная палочка

Для этого упражнения необходимо изготовить «волшебную палочку», для этого палочку или прутик покрасить серебряной или золотой краской.

Ведущий заостряет внимание детей на том, что у кого в руках находится «волшебная палочка» нельзя перебивать; детям предлагается рассказать что хорошего случилось с ним на этой неделе, чему он научился  и т.д. Таким образом, палочка переходит от одного ребёнка к другому пока не выскажутся все желающие.

Этот атрибут можно использовать и на других занятиях

6.Рефлексия занятия

Дети фиксируют,  изменилось ли настроение в течение занятия. Делятся впечатлениями о самых интересных  моментах занятия

Занятие 4

Цель: Профилактика школьных трудностей; умение работать в группе.

 Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Детям предлагается назвать слова, которые связаны с темой «Школа». Для повышения интереса детей можно использовать соревновательный метод. Предложить можно также и другие темы «Настроение», «Мой друг», и т.д.

  1. «Эстафета хороших известий»

Педагог предлагает детям рассказать, что хорошего случилось с ними вчера (на прошлой неделе, в этом году и т.д.), пока ребёнок говорит, у него нахаодится мячик, перебивать его нельзя, затем он передаёт эстафету хороших известий, т.е бросает мячик кому-то другому

Варианты вопросов: кто за последнее время доставил тебе большее удовольствие? От кого ты слышал что-то интересное? Какую проблему удалось решить?

2. Работа со сказкой

Сказка «Как Ежунька уроки делать научился» (трудности в обучении)

  1. «Хвалилки»

Дети стоят в круг,  по очередя выходят в центр (желательно чтобы поучаствовали все дети, ребёнок стоящий в кругу говорит о том, что у него не получается, или получается не достаточно хорошо, а остальные дети, должны назвать  его положительные качества, или то что он делает хорошо. Например, « Я  не умею рисовать…но зато ты хороший друг, весёлый, быстро бегаешь  т д.

  1. Динамическая пауза  «Тропинка»

Дети образуют круг и по сигналу ведущего начинают движение, до тех пор, пока он не произносит:  «Тропинка» - все дети становятся и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если звучит «Копна» - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. По команде «Кочки» -  все дети приседают, положил руки наголову;

  1. « Двое с одним мелком»

Детям предлагаются разбиться на пары, им предлагается один лист и один карандаш Инструкция: «Сейчас вы одна команда, и должны нарисовать картину. Строго запрещается разговаривать и договариваться о том что будете рисовать. Постарайтесь понимать друг друга без слов, можно лишь смотреть на партнёра, чтобы понять что он хочет нарисовать»;

Во время работы звучит музыка. По окончанию проводится обсуждение, что получилось, что было особенно сложным, как оценивают свою работу и т.д.

Самые оригинальные рисунки отметить, поощрить аплодисментами.

6. Рефлексия занятия

Дети рисуют,  изменилось ли настроение в течение занятия. Рассказывают о самых запомнившихся  моментах занятия.

Занятие 5

Цель: Развитие коммуникативных навыков, профилактика школьной тревожности;

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

  1. "Постройся  по…»

Целью упражнения является сплочение группы. Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т.д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний - зависит не от него, а от оцениваемого критерия.

  1. Работа со сказкой

Сказка «История со счастливым концом» (сниженная самооценка)

  1. Динамическая пауза «ухо – нос - глаз»

По команде «нос» - дети дотрагиваются до носа соседа, «ухо» - до его уха.  «глаз» - до глаза. Игра проводится в быстром темпе.

  1. «Неожиданные картинки»

Дети сидят в кругу. У каждого ребёнка подписанный учителем лист бумаги  и мелок. Инструкция: « Сейчас вы начнёте рисовать какую-нибудь картину  по вашему желанию, по моей команде вы прекращаете рисовать и передаёте лист соседу слева и продолжите рисовать начатую им картину. Так происходи до тех пор, пока рисунки не сделаю полный круг и не вернуться к хозяину. (В целях  экономии времени можно передавать рисунки через одного ребёнка). Игру можно оживить музыкальным сопровождением. По окончании работы все  желающие дети могут высказаться, нравится ли им их картина.

  1. Коммуникативная игра «Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять!»

Дети находятся в кругу в кругу. Ведущий предлагает детям вспомнить свою любимую игрушку, а потом чувства которые к ней испытывали. Затем по очереди все должны выразить свою симпатию друг к другу с помощью жестов и приятных слов. Ведущий обнимает сидящего рядом игрока, а он, в свою очередь, должен обнять соседа справа, объятия набирают силу пока не вернутся к водящему.

6. «Коллективный подарок»

Детям предлагается выполнить подарок своими руками. Для которого заранее готовят ватман, а каждый ребёнок приносит какую-нибудь поделку, предмет или безделушку (это может быть открытка, бумажная поделка, фигура из проволоки).Заем детям предлагается сделать коллективную композицию, прикрепив предметы с помощью двухстороннего скотча на ватман. Всем вместе можно придумать название к композиции.

6. Рефлексия занятия

Дети рисуют,  изменилось ли настроение в течение занятия. А также рассказывают о самых запомнившихся  моментах занятия.

Занятие 6

Цель: Развитие умения сотрудничать со сверстниками, принадлежности к группе, формирование адекватной самооценки;

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

1. Игра «Паутина»

Дети сидят в кругу. В руках у ведущего клубок. Передавая, его дети должны сказать, что-то хорошее о том человеке кому передают клубок. Таким образом, получается паутина.

2. «Я очень хороший»

Детям предлагается произнести фразу «Я очень хороший» сначала шепотом, затем громко и, наконец очень громко. Можно сделать это в несколько этапов, сначала произнести «Я», затем «очень» и «хороший».

3. Работа со  сказкой

Сказка «Широкое небо» (неуверенность в себе)

4. «Ты кирпичик, я кирпичик, а все вместе – общий дом!»

В ходе этой игры дети не должны говорить, участвует к основном тело ребёнка, её цель ощутить принадлежность к группе. Каждому ребёнку выдаётся по одной спичке. Один из них кладёт спичку посреди комнаты, второй кладёт свою спичку рядом, так чтобы они соприкасались, таким образом выкладываются все спички детей (можно чтобы получился какой-либо узор, или предмет); Следующий этап: дети должны выложить такой же узор но уже используя свои тела. Затем, можно попросить детей встать  подвигать по комнате а чрез какое то время занять свои места.

5. Динамическая пауза (коммуникативная  игра  «Иван да Данила»)

Дети стоят в кругу. Выбираются два игрока: один из них Иван, другой – Данила Иван Закрывает глаза и пытается поймать Данилу крича при этом: «Где ты, Данила?». Данила должен ускользнуть от него, отвечая: «Тут я, Иванушка». Игроки находятся внутри круга. На то чтобы поймать Данилу у Ивана есть одна минута. После этого играет следующая пара.

6. Игра «Сердце нашей группы»

Из картона вырезается сердце и прикрепляется к доске. Детям предлагается вспомнить все хорошие качества, поступки  присущие  детям. Внутри сердца учитель пишет высказывания детей (можно на отдельных листочках сделать рисунки с соответствующим содержанием)

7.Рефлексия

Дети рисуют,  изменилось ли настроение в течение занятия. А также рассказывают о самых запомнившихся  моментах занятия.

Занятие 7

Цель: Развитие умения распознавать и принимать во внимание  чувства окружающих; умение конструктивно разрешать конфликты.

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие. Что  чувствовали когда проснулись, когда пришли на занятие, в данный момент Дети делают вывод, что чувства в течение дня могут меняться.

1. Коммуникативная  игра «Сладкая проблема»

Дети разбиваются на пары. У каждой пары - одно печенье  и одна салфетка.

Печенье можно получить в том случае, если ваш партнёр по доброй воле отдаст его. Дети должны договориться между собой. Действовать дети  могут разными способами (кому- то достанется целое печенье, кто-то разламывает  его пополам и т.д.

2. Игра «Хочухалки»

Учитель в воздухе карандашом рисует очень медленно какой-либо простой предмет (цветок, домик, солнце, букву), детям предлагается угадать что это, а т.к дети отгадывают практиче5ски все , правильный ответ нужно не выкрикнуть, а дождаться команды ведущего и ответ прошептать.

3. Сказка о еноте Тёме (неуверенность в себе)

Ведущий: «Ребята, а как можно изменить неприятные чувства, как сделать так, чтобы прошла обида, грусть, и т.д.»

4. Динамическая пауза «Цветная карусель»

Ведущий называет цвета, а дети находят их в одежде но не только своей, но и своих соседей,  в окружающих предметах. Игра проходит в быстром темпе.

5. «Камушек в ботинке»

Дети сидят в кругу. Учитель: «Ребята, что бывает когда вам в ботинок попадает камушек?  Возможно, вы сразу и не заметите этого, но через какое-то время вы замечаете что ноге стало больно, а если вы так проходите целый день, то на ноге может появиться ранка и один маленький камушек доставляет большие проблемы

Когда мы сердимся или чем-то озадачены, то сначала это воспринимается как камушек в ботинке, если мы его вовремя оттуда  вытащим, то нога останется целой и невредимой т.е. проблем можно избежать. Но для этого нужно сразу говорить о своих проблемах и взрослым и детям. Если вы скажете: «У меня камушек в ботинке, мне не нравится что Максим смеётся над моими очками, мы поймём что в настоящий момент вам что-то мешает. Если же у вас всё в порядке, тогда скажите: «У меня камушка в ботинке нет».

Детям предлагается подумать, о том есть ли у н6их «такие камушки» и проговорить свои проблемы вслух.

6. Рефлексия занятия

Дети фиксируют в таблице,  изменилось ли настроение в течение занятия.Обсуждают итоги занятия.

Занятие 8

Цель: Формирование положительного отношения к школе; развитие взаимоуважения к  сверстникам и взрослым

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

1. Игра «Профессии в школе»

Группа делится на три команды. Одна называет профессию, которая имеет отношение к школе (учитель, психолог, завхоз, повар, уборщица и т.д.). Следующая команда дает ее описание и называет еще одну школьную профессию, чтобы ее описала третья команда, и так по кругу. Если команда не может выполнить задание, то шанс получают игроки следующей команды. Команды получают по очку за каждую профессию и за ее описание.
Далее ведущий для каждой команды дает описание профессии, представители которой сделали все, чтобы ребята могли учиться в этой школе (строители, маляры, электрики и т.п.). Учащиеся должны назвать эту профессию. Задание передается следующей команде в том случае, если те, кому вопрос задан, не знают на него ответа или дают неверный ответ.

2. «Я – хороший, ты – хороший, мы – хорошие»

В процессе выполнения игры дети получают поддержку, одобрение. Одного из участников просят встать на стул (таким образом реализовывается мечта тех детей которые мечтают  оказаться на сцене, почувствовать всеобщее внимание). Дети  окружают его плотным кольцом , говорят друг другу комплименты, хвалят его, и хлопают в ладоши. На этом почётном месте должен побывать каждый участник.

3.Работа со сказкой

Сказка «Хвастливая чашка» (трудности во взаимоотношениях со сверстниками)

4. "Фруктовая корзина"  Участники сидят в кругу, ведущий - в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача ведущего успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.

Динамическая пауза. Коммуникативная игра «Тух-тиби- дух»

Ведущий: «Сейчас я сообщу вам особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Чтобы это слово подействовало нужно сделать следующее: начинайте двигаться по классу ни с кем при этом не разговаривая, как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито произнесите волшебное слово « тух-тиби-дух». В это время другой участник должен стоять тихо и слушать как вы произносите это волшебное слово, и не отвечать, но если он захочет, он может ответить таким же образом («тух-тиби-дух»);

5. Коммуникативная игра «Ладонь полная солнца

Психолог заранее  готовит плакат с изображением  солнца. Дети по очереди или все вместе кладут на бумагу свои ладошки так, чтобы пальцы касались солнца. Замет обводят, и после этого раскрашивают чужую ладошку. После того как коллективный рисунок готов, ведущий просит детей представить себе, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем. Это могут быть дружба, смех, любовь и т.пп.

 

6. Рефлексия занятия

Дети обсуждают наиболее понравившиеся упражнения и игры и рисуют,  изменилось ли настроение в течение занятия.

Занятие 9

Цель:  Развитие  умения  принимать ответственность  за свои поступки; развитие сотрудничества со сверстниками;

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

1. «Собираем  слова»

У детей в руках предметы (игрушки), в ходе игры они должны сделать бусы из добрых слов. Для этого дети вспоминают  слова обозначающие  хорошие качества друг друга, или эмоциональное состояние и нанизывают их на специально приготовленную крепкую нитку или верёвочку.  (предметы крепятся с помощью конца верёвки, если у детей возникают трудности, педагог оказывает помощь). Слова не должны повторяться.

2. Игра «Ты молодец! Это раз»

Дети встают в круг. Учитель предлагает кому-либо из детей встать в центр круга. Желательно чтобы это был ребёнок который испытывает проблемы в общении, робкий и т.д., но можно выбрать и по желанию. Дети по очереди говорят позитивные вещи касающиеся игрока, например:  «Ты сегодня хорошо выглядишь. Это раз!», «Ты добрый. Это два!» и т.д. Если дети испытывают затруднения, учитель помогает найти положительные качества.

3. Динамическая пауза  «Хвост дракона»

 Дети встают, друг за другом руки держатся за талию впереди стоящего.  Первый ребёнок  - голова дракона, последний -  его хвост. По команде ведущего дети начинают двигаться. Задача впереди стоящего ребёнка  поймать «хвост»,  он же должен увернуться, чтобы его не схватили. При этом не разрывая цепочку.

4. «Снежная королева»

Детям предлагается вспомнить сказку «Снежная королева», о её героях, и сколько неприятностей натворили зеркала. Представьте себе, что кто-то придумал волшебные очки, которые позволяют разглядеть только хорошие качества людей. Учитель показывает детям как ими пользоваться. Каждый из детей должен сказать что-то хорошее об участниках группы;

5. «Проводник»

Игра развивает ответственность за свои поступки и умение доверять своему товарищу. Для проведения этой игры необходимо просторное  помещение. Из числа детей выбирается «проводник» и «Слепой». Учитель объясняет детям, что «проводник» - это человек, которому доверено очень важная задача, с помощью  указаний и инструкций, он должен провести «слепого» к обозначенному месту. Во время выполнения игры учитель находится рядом, чтобы подстраховать ребёнка.

6. «Золотой ключик»

Упражнение выполняется под музыку Ведущий просит положить детей руку на область сердца и представить, что в вашем сердце есть дверка через которую можно посылать и получать любовь. А ключик от этой дверки в руках самих детей. Далее ведущий предлагает детям послать любовь своим близким людям, и затем - увидеть солнечный свет в сердцах тех людей кому они послали свою любовь. После выполнения задания дети делятся своими ощущениями.

7. Рефлексия занятия

Дети обсуждают наиболее понравившиеся упражнения и игры и рисуют,  изменилось ли настроение в течение занятия.

Занятие 10

Цель: Формирование положительного отношения к учению, взаимоуважения.

Ритуал: в начале занятия дети рисуют, с каким настроением они пришли на занятие.

1 .«Привет… привет… и три привета утром!»

Дети разбиваются на пары. Каждой паре предлагается придумать различные формы рукопожатий и приветствий. Затем каждая пара демонстрирует придуманное приветствие. Из всех способов дети выбирают наиболее понравившееся большинству, его можно использовать в качестве приветствия.

2.«Ученик дня»

Это упражнение направлено на развитие в детях взаимного уважения, коллективной поддержки. Учитель: Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в необычной игре» Педагог выбирает  ребёнка который будет играть роль «ученик дня» (на первых порах это может быть ребёнок пользующийся авторитетом среди сверстников.

«(Имя ребёнка), встань в круг, а остальные пусть обступят его плотным кольцом. У каждого из вас в одной руке  - волшебная кисточка, а в другой – большая банка наполненная волшебным солнечным золотистым цветом. Даша закроет глаза, а мы  будем мягко окрашивать её  этим светом. При этом вы можете говорить разные приятные вещи, например: «Я рада,  что ты моя подруга», «Ты мне очень нравишься» и т.п.» После выполнения упражнения необходимо спросит  у ребёнка, что он чувствовал, когда дети «окрашивали», напоследок можно сказать «Даша, ты можешь забрать с собой всё то хорошее и доброе, которое ты получила в дар от ребят».

Если  в группе есть ребёнок по какой-либо причине чувствующий себя неуверенно или чем-то огорчён, то можно предложить ему побыть в центре всеобщего внимания.

3.Динамическая пауза «Собаки, коровы, кошки»

Дети стоят  кругу. Учитель: «Сейчас я подойду к каждому из вас и шёпотом скажу на ушко название какого-либо животного. Запомните его хорошенько. Никому не проговоритесь что я вам прошептала». Ведущий говорит название следующих животных: собака, корова, кошка.

«Теперь закройте глаза и забудьте на время человеческий язык, вы превращаетесь в этих животных  и заговорите на их языке. Вам надо не открывая глаз объединиться в группы с теми животными, которые говорят как вы. Как только вы находите своё животное, берёте его за руки и уже вдвоём  издаёте звуки этого животного, чтобы найти остальных.

4.«Школьные правила»

Учитель спрашивает у детей,  знают ли они  какие-либо школьные правила. После того как дети высказались, Учитель предлагает детям придумать новые правила. Далее можно использовать различные вариации: они могут быть и шуточными, их можно изобразить с помощью знаков, можно придумать коллективно. Каждое новое правило должно поддерживать максимальное количество детей.

5.Коммуникативная игра «Кого не хватает»

Дети сидят в кругу. Ведущий: «Каждый ученик находящийся здесь очень важен для нас. Когда кого-то нет – мы скучаем. Я очень рада что вы все здесь. Я предлагаю вам закрыть глаза, затем подойду к одному из вас и дотронусь до плеча, он в свою очередь должен тихо-тихо выйти на середину и укрыться вот этим одеялом (приготовить его заранее). После того как он спрячется мы откроем глаза и угадать кого из ребят не хватает.

6. Рефлексия занятия

Дети  делают заключительные рисунки в таблице и сравнивают своё настроение на протяжении всех занятий, и делятся впечатлениями о  самых запомнившихся  моментах занятий, благодарят друг друга за работу.

Приложение 1

Опросник предлагается для заполнения родителям после посещения дошкольниками подготовительных занятий

Опросник для родителей

  1. С желанием  ли и интересом посещает занятия?

____________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, получил ли ваш ребёнок навыки общения со сверстниками за время посещения занятий? (если да, то укажите какие_______________

____________________________________________________________________

  1. Получил ли ваш  ребёнок первичное представление  об устройстве школы, школьных правилах? __________________________________________________
  2. Произошли ли изменения  в мотивационной сфере ребёнка?

(появился ли интерес к школе, заинтересованность в посещении занятий и др.)

_____________________________________________________________________

  1. Заметили ли вы изменения в поведении ребёнка во время посещения данных занятий? (стал более организованным, дисциплинированным и т.д.)

_____________________________________________________________________

  1. Произошли изменения в волевой сфере ребёнка?

(самостоятельность, инициативность и т.д.)

______________________________________________________________________

  1. Задания, какого рода вызывают у ребёнка наибольший интерес?

______________________________________________________________________

  1. Какие задания вызывают у вашего  ребёнка наибольшие затруднения?

______________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, оказывает ли положительное воздействие на подготовку к школе посещение ребёнком  подготовительных занятий?

______________________________________________________________________

  1. Что бы вы изменили, добавили в работу Школы будущего первоклассника?

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Родительское собрание «Готовность к школьному обучению»

Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником, получать хорошие от метки, любить своего учителя и школу, рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь.  Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал»; «А когда будут каникулы? Всё учимся, учимся».  С другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми учителю трудно?

Именно не готовые к школьному обучению дети доставляют учителю больше всего хлопот. Как правило, именно из этой категории «ведут свою родословную» отстающие ученики. Чаще всего эти дети бывают невнимательными на уроке, выпадают из общей работы класса, именно у них быстро пропадают желание учиться и интерес к школьной жизни.

Как можно установить психологическую готовность или неготовность детей к школе? Что же такое в нашем представлении зрелый дошкольник?

 Дошкольную зрелость можно определить как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства. Для 6-летних детей с хорошим психическим развитием наиболее типичен кооперативно-соревновательный уровень общения со сверстниками, произвольность в сфере общения со взрослым и открытие ребенком своих переживаний в сфере самосознания. Кроме того, принципиально важными являются:

— сформированные приемы игровой деятельности;

— развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития;

          __развитое воображение;

— высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.

Принято выделять три основные группы трудностей, с которыми сталкиваются не готовые к школе дети.

 Первая группа затруднений относится к системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстникам и (неумение слушать товарища и след за его работой, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои действия);

вторая  - к сфере общения со взрослым (непонимание вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения);

третья к сфере их собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя). Эти три группы трудностей отражают основные стороны психологической готовности ребенка к школе и школьному обучению. Соответственно и показатели психологической готовности к школе подразделяются на эти же группы.

Как это ни парадоксально звучит, именно раннее начало школьного обучения создает необходимые условия для практического решения проблемы психологической готовности детей к школе.

Что же включает в себя психологическая готовность к школе?

Уровень педагогической готовности выявляет учитель, включает уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание букв, пересказ содержания текстов  и т.д.

Психологическая готовность – сложное образование,  которое включает систему взаимосвязанных компонентов: особенностей мотивации, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств способно обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности  являются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность),  и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня и развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Интеллектуальная готовность – с поступлением в школу ребёнок приступает к изучению наук. Это требует определённого уровня познавательного развития. Для этого ребёнку необходимо владеть определёнными средствами познавательной деятельности, осуществлять основные мыслительные операции (сравнивать, обобщать, классифицировать объекты).

Интеллектуальная готовность  предполагает наличие умственной активности, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность  - это сложное комплексное образование, которое является итогом прожитого дошкольного детства.

К шести – семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенныё усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. В шестилетнем возрасте цель достигается у при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Важными являются умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает, так как шестилетний ребенок способен соподчинять мотивы своего поведения. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели, а имен но стремление не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями.

Кризис 7 лет совпадает с моментом поступления в школу.

В период 7 лет происходит существенные изменения всего психологического облика  ребёнка, его отношений с социальным окружением.

Внешними признаками являются заметные изменения  в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного  немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестаёт следовать хорошо знакомым нормам и правилам поведения.

Психологические особенности

В период «кризиса» ребёнок теряет детскую непосредственность. Он теряет детскую наивность, во всех своих проявлениях и поведении, в отношениях с окружающими  ребёнок становится не таким понятным как раньше. Теперь по его поведению взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует. Ребёнок начинает размышлять, прежде чем начинать действовать, пытается оценить свой поступок, его последствия.

Возникает обобщение переживаний. Неуспехи и удачи ребенка, переживаемые ребёнком в различных ситуациях (учёба, общение,  продуктивные виды деятельности и т.д.) приводят к формированию устойчивых комплексов чувства собственной значимости, умелости, компетентности или наоборот, собственной неполноценности, ущемлённого самолюбия.

        Период кризиса связан с коренными изменениями социального развития, происходит осознание своего места  в системе человеческих отношений. Появляется стремление занять место и определённое положение в обществе сверстников, стремление повзрослеть, стремление осуществлять значимую деятельность.

Особенности учебной деятельности

Школьная жизнь требует  гот ребёнка соблюдения большого числа правил.

Им подчинено поведение на уроке – нельзя шуметь, разговаривать, нужно поднимать руку и т.д.).

Умение подчиняться правилам и выполнять требования учителя, работать по образцу – основные показатели сформированности произвольного поведения, от этого во много  зависит успешность учебной деятельности.

Интеллектуальная сфера в этот период претерпевает изменения. Для усвоения наук ребёнку необходимо иметь определённый запас знаний. Для этого ребёнку необходимо владеть необходимыми средствами познавательной деятельности (осуществлять основные мыслительные операции: сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, делать выводы);

Интеллектуальная готовность предполагает  также наличие умственной активности ребёнка, стремление узнать что-то интересное.

Происходит перестройка восприятия и памяти.

Ребёнок 7-8 лет мыслит конкретными категориями. Особые трудности возникают у учащихся в понимании причинно-следственных связей.

Преобладает наглядно-образное мышление, и как следствие наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путём механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают текс дословно.

Объясняется это тем, что младший школьник не может дифференцировать задачи запоминания.

Он достаточно плохо владеет речью, ему легче воспроизвести весь текст чем передать его своими словами. Очень важно ставить цели запоминания для ребёнка, если ученик запоминает текст с  определённой установкой, то он запоминается быстрее, помнится дольше.

У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя настроиться на запоминание их произвольная механическая память  лучше, чем у мальчиков.

Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев  их опосредованная память лучше.

Неустойчивым в этот период является произвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться  на неинтересной, трудной работе ради результата который ожидает в будущем, то младший школьник может заставить себя работать только лишь при наличии «близкой» мотивации (похвала положительная отметка);

В мл.школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым только тогда, когда материал отличается наглядностью. И вызывает у школьников эмоциональное отношение.

Изменяется внутренняя позиция учащихся. Она определяется отношениями с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. На эмоциональное состояние ребёнка влияет то как складываются его отношения  с товарищами, а не только успехи в учёбе.

 В этом возрасте отношения к окружающим регламентируются ещё и успешностью в учёбе, выполнением требований взрослых.

Самооценка формируется учителем на основе результатов учёбы, может она влиять и быть переоценена другими детьми.

Характер мл.школьника имеет следующие особенности:

Импульсивность, склонность действовать незамедлительно, не подумав, и не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – ребёнок ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, и упорно преодолевать трудности.

Капризность и упрямство объясняется недостатками семейного поведения: ребёнок привык, что все  его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство – форма протеста ребёнка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того что «надо».

Приложение 3

Адаптационные сказки

Сказка  «Георгин  и  бабочка»

(трудности во взаимоотношениях со сверстниками)

Жила была одинокая старушка. Детей у неё не было, и чтобы не грустить она выращивала цветы. Сад у неё был небольшой, но очень красивый. Однажды она посадил там георгин. Но к сожалению он долго не прорастал. И во однажды утром, из земли показался зелёный росток – георгин начал расти. Старушка очень обрадовалась и стала усердно поливать его, чтобы он поскорее вырос. С каждым днём Георгин становился выше. Другие цветы в саду с нетерпением ждали6 «Когда же он расцветёт?» они очень хотели познакомиться с ним. Наконец-то ранним утром Георгин расцвёл. Он был очень красивый, все цветы в саду зашептались: «Какой он красивый! Никто не сравнится с ним, он наверное очень гордится своей красотой и не захочет дружить с нами». Георгин услышал и сказал: «вы ошибаетесь, я очень хочу дружить с вами», но цветы ему не поверили: «Если бы хотел дружить, не вырос бы таким высоким». Чтобы он  не говорил цветам, они его не слушали. Цветы перестали с ним разговаривать. Георгину было очень обидно, он был одинок в саду. На следующий день пошёл сильный дождь. Вдруг георгин увидел, что невдалеке летит бабочка, крылышки у неё намокли, и она вот-вот должна была упасть на землю, ей грозила неминуемая гибель. «Надо её спасти», подумал Георгин, и стал качать свое головой, чтобы бабочка его заметила. Собрав последние силы, бабочка добралась до цветка и спряталась под его лепестками его большой красной головки. Когда дождь кончился, бабочка высушила свои крылышки и пообещав вернуться, улетела. А на следующее утро, она вернулась, чтобы поблагодарить Георгин за своё чудесное спасение. С тех пор бабочка и Георгин подружились.  А ещё бабочка привела с собой своих друзей. теперь у Георгина было много друзей. Тогда Георгин предложил прилетать и на другие цветы, чтобы им было не так обидно. Цветы очень обрадовались и поняли, что они ошиблись в Георгине. С тех пор все цветы в саду стали с ним дружить и увидели какой он добрый.

Сказка «Как Ежунька уроки делать научился»

(трудности в обучении)

Однажды в ежиной семье родился маленький ёжик, решили назвать его Ежунька. Он очень любил играть, как все дети, иногда шалил. Так весело день за днём и жил, пока не узнало том что есть школа. Спросил он у родителей, что это такое. Умный папа рассказал ему, что это такое место, где дети учатся читать, писать, узнавать много новых и интересных вещей. И так захотелось Ежуньке узнать обо всём этом, что он уговорил родителей отдать его в школу. После первого же дня пришёл Ежунька грустный – прегрустный и говорит папе:

 - Мне почти всё понравилось в школе, и учиться, и учительница, и книжки новые;

 - А почему же ты такой грустный? Может кто-то тебя обидел?

 - Нет, никто не обидел. А не понравилось мне о, что уроки надо делать, а мне гулять хочется, да и лень меня одолела.

 Тут папа улыбнулся и говорит:

 - ты не расстраивайся, твоя проблема решается легко, я тебе помогу. Но сначала расскажу тебе сказку о медведе-рыбаке

Давным-давно жил на свете медведь. Решил он заняться рыбалкой. Купил себе лодку, удочку, приманки отправился рыбачить на Лень –озеро. Сел он в лодку а грести ему лень. Попросил тогда медведь озеро перенести его на глубокое место, где рыбы побольше. Лень-озеро перенесло его. Медведь сидит в лодке, а червяка на крючок не может насадить – лень охватила. Он и подумал тогда, что хорошо было бы прямо на дно опуститься, там рыбы много, чтобы она сама в лодку попала. Сделал мишка дырку в лодке, лодка стала водой наливаться да и затонула. Лежит на дне мишка, вокруг рыба плавает, а медведю уж не доне, воздуха не хватает, тут и взмолился мишка:

 - Лень-озеро, отпусти меня. Я не твой, не ленивый. Забери всю рыбу, я сам наловлю. Отпусти меня, пожалуйста!

Тут неизвестная сила подняла его со дна озера. Стремглав побежал мишка домой, и после этого забыл, что такое лень.

 - Вот и вся сказка – закончил папа –еж

 - Я догадался, почему с мишкой такое произошло! – обрадовался Ежунька, - а теперь я пойду делать уроки. С тех пор ежик решил, что лучше делать уроки, иначе можно к лени на крючок попасть.

Сказка «История со счастливым концом»

(сниженная самооценка)

Давно это было, так давно, что уже никто не помнит где случилось. А было это так.

В некотором царстве жил –был царь, справедливый да трудолюбивый. И сына таким воспитывал. Да –да, у царя был сын, звали его Иван. Рос Иванушка рос, и дорос  до того что решил его царь-батюшка заморским наукам обучать. Решил так царь да и выписал из-за моря – океана иностранку, фрау Плюс. Иностранка была образованная и к тому же очень начитанная (особенно ей нравились сказки). Ивану она нравилась, если бы не одно «но». Когда фрау Плюс спросила как зовут её нового воспитанника, в ответ он произнёс «Иванушка», фрау Плюс нахмурилась, а потом радостно закивала «О, Иванушка – дурачок,  как в сказке наверное» Все посмеялись над  её наивностью, да только Иванушке было не до смеха. Никак не шло у него из ума обидное прозвище Иван-дуурак.  А от этого всё пошло у него кувырком. Фрау Плюс объясняет ему как решать задачи про царскую казну, а Иван думает, что она-то его глупым считает, и задачка не сходится и не один арифметический закон не запоминается. . Не переставая думает наш герой о словах фрау Плюс: и на прогулках, и на занятиях, и день, и ночь.А фрау Плюс начала понемногу сердиться на Ивана, что ничего у него не получается, да и сам Иванушке перестал верить в свои способности. От таких невесёлых дум заболел наш Иван. Все вокруг всполошились «Царский сын болен!», поднялась во дворце суматоха. Лежит Иван, хворает, о скуки солнечных зайчиков пускает. И попал один зайчик на зеркало, а было оно не простое а волшебное: в нём всё о чём мечтается отображается. И видит Иван себя здоровым,  да умным, а рядом фрау Плюс ему задачки на доске пишет, и тетрадь подписывает: «тетрадь оп арифметике Ивана –царевича». И так стало Иванушке радостно, что про болезнь свою забыл и соскочил с кровати А на следующее утро с удовольствием побежал на занятия к фрау Плюс, где справился со всеми задачками.

Сказка «о еноте Тёме»

(неуверенность в себе)

В одном лесу, в глубокой и тёмной яме  жил-был енот тёма. В этой норе он родился в ней и жил. Когда другие зверята резвились, играли, бегали Тёма сидел и думал о том, он так одинок, у него нет друзей. И становилось еноту от этого ещё грустней и было себя очень жалко. Но выходить из норы он боялся – мало ли что может произойти. Страшно!

Однажды утром Тёма проснулся и принюхался: с поляны доносился запах трав, пение птиц, и он выглянул из норы и увидел зайчонка, лисёнка и волчонка – они играли с большим разноцветным мячом. Тёме очень захотелось присоединиться к ним. В это время волчонок бросил мяч зайчонку, и он угодил Тёме по носу. Енотик пугливо спрятался вглубь норы, а ещё ему стало очень обидно. Так прошло лето, осень и зима. А енот всё сидел в своей норе, только глубокой ночью вылезал, пополнить запас еды  и подышать свежим воздухом. Так пришла весна. Тёма решил устроить уборку – выбросить старые листья из норы. А мимо пролетает сорока, увидела Тёму и затрещала:

 - Здравствуй, енот, давно тебя не видела, пойдём к ручью, там кораблики пускают!

 - Правда?!, обрадовался енот, но чуть подумал  и нахмурился,

-  Нет, не пойду, там меня всякий обидеть может, потом подумал и решился «Да так я и в правду могу всю жизнь просидеть в норе, будь что будет!»

И вот Тёма озираясь идёт к ручью, а там волчонок, лисёнок и зайчонок кораблики пускают, сначала Тёма испугался, но его заметил зайчонок и воскликнул:

 -Эй, смотрите, это же настоящий енот! А почему мы тебя раньше не видели?

 Рассказал им енот свою грустную историю.  С тех пор енот тёма подружился со зверятами,   и принимал участие во всех забавах друзей. Вскоре они стали неразлучными друзьями.

Сказка «Хвастливая чашка»

(трудности во взаимоотношениях со сверстниками)

 Жила-была фарфоровая чашечка. Она была новенькая  и красивая – беленькая с голубыми цветочками. Когда попадали на неё лучи солнца, она радостно позвякивали.

 - Звяк! – говорила она, подмигивая остальным чашечкам, которые были не такими красивыми, - звяк, звяк! Взгляните на меня, какая я хорошенькая!

Другие чашки вздыхали и грустили, ведь они не были такими блестящими и красивыми, а новая чашечка смеялась  над  ними.

Чашечка знала, что хозяйка очень любит пить из неё чай с лимоном , в такие минуты она особенно гордилась.

 - Цзынь! Я лучше всех!

Ложки, чашки, чайники только вздыхали глядя на неё, им было очень обидно.

- Мы тоже были молодыми, говорила сахарница,  - мы тоже красовались на праздничным столом, нас тоже любили, а теперь мы просто старая посуда., но ведь мы тоже не бесполезны.

Шло время. Чашечка потихоньку старилась…

Однажды утром на кухне засуетились. Чашечка удивилась: «В чём дело?». И вдруг на столе она увидела….

На нём красовались множество блюдец, чайников, чашек. Все они весело перезвякивались и обсуждали предстоящий праздник. Это принесли новый чайный сервиз. Он был очень красивый! Хозяйка то и дело забегала на кухню и восклицала: «какая прелесть!»

И тут чашечка спросила у сахарницы6  «Что же теперь со мной будет?», но старая сахарница отвернулась он неё. По щекам чашечки потекли слёзы.

 - Простите меня! Я не буду больше хвастаться, я хочу дружить с вами!

Старый сервиз зашептался, а потом сахарница подмигнула чашечке и сказала:  

«Не плачь! Мы будем с тобой дружить и возьмём на свою полку. Ведь вместе веселей!»

Сказка «Широкое небо»

(неуверенность в себе)

Жил-был маленький бумажный самолётик. Он очень любил смотреть в окно, в такие минуты он думал, как бы было хорошо полететь высоко-высоко, пролететь над городом, обгоняя птиц.

Когда то самолётик был простым бумажным листом в тетрадке.  Какой то мальчишка вырвал его из тетрадки от его друзей и сделал самолётик. А рядом с ним было много мальчишек и девчонок и большие люди- - их называли учителями. Ещё он увидел что вокруг стояли парты, а на них лежали много разных принадлежностей, ручек, тетрадок с множеством таких же листочков как он сам. Они то ему и рассказали, что он теперь –бумажный самолётики может лететь в небо, о котором он так мечтал.

Уроки закончились, ребята разбежались и тогда самолётик первый раз взлетел. Он лете не очень высоко, но то что он увидел его потрясло – он мог парить над землёй, а сверху было огромное – огромное, синее, очень красивое и это было НЕБО.

Мало – помалу он научился летать всё выше и выше, и чем выше он взлетал тем дальше простиралась небесная синь.

Однажды самолётик летал целый день, а под вечер немного устал. Когда стемнело, усталый самолётик приземлился на подоконник. Ему не хотелось возвращаться на землю, неожиданно он уснул, ведь он так устал.

 Пока самолётик спал, чья то рука сняла его с подоконника и внесла в комнату. Когда самолётик проснулся он чуть не заплакал от обиды, ведь теперь он не мог летать, и никогда не увидит больше неба!

И тут он услышал знакомый голос: «Ух ты! Это же мой летун! Вот ты где!», это был тот самый мальчик который его сделал.

- -Ура! Мой самолётик нашёлся! – радостно воскликнул он, схватил его и побежал во двор. Мальчик неё самолётик своим друзьям чтобы рассказать, как он путешествовал, а самолётик радостно думал о том, что сейчас расскажет своим друзьям – листочкам, какое оно НЕБО, И он ещё обязательно полетает! Ведь мечты всегда сбываются!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической помощи детям при подготовке к жизни в приёмной семье

Данная программа направлена на преодоление у детей-сирот трудностей в поведении,общении,возникших в процессе депривации и формировании у них знаний,умений и навыков,необходимых для успешной адаптации ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...

Программа психологическая подготовка к экзаменам.

Программа направлена на рабрту с детьми 9,11 классов. Цель: Помочь выпускникам владеть эмоциональным состоянием в период подготовки и сдачи экзаменов. Научить снимать психоэмоциональное состояние. Сфо...

Программа психологической подготовки к школе -38 часов

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную на...