ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
статья на тему

Савельева Екатерина Викторовна

ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saveleva_e.v.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Савельева Е.В.

МАОУ «Лицей №28 имени Н.А. Рябова», katiu008@mail.ru

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, мы имеем в виду ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей  важно как можно раньше.

В своей работе активно использую различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, одним из которых является арттерапия, рисование.  

Осипова А.А. понимает под рисованием творческий акт, который является формой помощи в самоопределение, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает многим людям мечтать и внутренне раскрепощаться. Рисование в какой-то степени моделирует, проецирует в психическом окружающую действительность.

Для общей психокоррекции рекомендуют арттеррапию, т.к. рисование способствует укреплению и развитию чувственно-двигательной координации. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин, рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжении и общего развития организма или отдельных психических и физических функцийу детей с ОВЗ.[1]

Рисование может выступать в виде метода для коррекции и профилактики.

Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации.[2]

Восстановить некое внутреннее равновесие,  сорвать с себя «оковы проблем», корректировать девиантное поведение помогает рисование, которое в ряде случае выполняет психотерапевтическую функцию.

Изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит  профилактический и развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная  художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

Задания подбираю,  придерживаясь некоторых правил:

- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

- Работу провожу регулярно, систематически.

- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Методика изотерапии включает в себя различные методы. Например: проективный рисунок, по форме используемый как в группе, так и индивидуально. Проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей, негативные условия, влияющие на ребенка. При корректировке и регулировании тем рисования возникает возможность выявить стороны, которые тревожат ребенка.

Проективное рисование – является методом «помощи», этот метод может выступать «лакмусовой бумажкой» в интерпретации проблем ребенка. Метод дает возможность работать с эмоциями, страхами, разочарованиями, т.е. напрямую с эмоциями, в связи с этим и  темы рисунков важно выбрать так, чтобы выпустить наружу скопившиеся эмоции, чувства и мысли. [1]

В проективном рисовании могут быть использованы следующие методики:

1. Коммуникативное рисование. Происходит разбивка группы на отдельные пары, ограничивается время, пара в ходе обсуждения останавливается на теме, приемлемой для двух участников пары, на одном листе пара начинает «общаться». Далее интерпретация. Можно акцентирование внимание на художественном образе, но самое главное это обсуждение взаимоотношения  в ходе рисования.

2. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Участникам дается ограниченное количество времени, каждый участник рисования самостоятельно выбирают тему своего рисунка, и работает по собственному ориентиру, но тема также может быть задана, затем происходит интерпретация, в начале самого автора, затем коллектива. Тут возникают различные точки зрения, важно уделить внимание и обсудить это.

3. Дополнительное рисование. Рисунок идет по кругу и рисование происходит как бы «по конвейерному типу».

4. Совместное рисование. Без вербальных контактов несколько человек начинают рисовать на одном полотне, после завершения работы происходит интерпретация и выявления сложности во взаимоотношениях.

Для эффективных результатов в изотеррапии важно знать, и умело применять различные техники.

Например, пальцевая живопись (здесь рисунок создается при помощи пальцев) – дает положительный результат во многих отношениях – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение (мазки создаются фалангами пальцев, испачканных в краске). Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.

Самой главной целью такого рисования выступает то, что оно предоставляет возможность выразить негатив на пластилине и не вспоминать о нем, например, в общении с другими детьми.

Список использованной литературы

  1. Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А. –
  2. Иванов И.  Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация : "Типы агрессии у детей. Приемы и методы коррекции."

Агрессия у детей,понятие, виды и способы коррекции....

Деструктивное поведение детей и методы коррекции.

Почему же дети требуют внимания неадекватным образом?Им не хватает внимания и дома, и в школе.Взрослые приучили детей к негативному вниманию, например, «Я обращу на тебя внимание и сделаю замечание, к...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Видеомоделирование как метод коррекции поведения детей с РАС

Метод формирования навыков,предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования,создающий визуальную модель целевого (формируемого) поведения или навыка у детей с РАС....