Изотерапия как метод коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации
статья по теме

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изотерапия как метод коррекции детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации

Осипова А.А. понимает под рисованием творческий акт, который является формой помощи в самоопределение, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает многим людям выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает многим людям мечтать и внутренне раскрепощаться. Рисование в какой-то степени моделирует, проецирует в психическом окружающую действительность.

Для общей психокоррекции и частных случаях рекомендуют арттеррапию, т.к. рисование способствует укреплению и развитию чувственно-двигательной координацию. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин, рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжении и общего развития организма или отдельных психических и физических функций. [1]

Рисование может выступать виде метода для коррекции и профилактики.

Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, рисованием, применяется в наше время и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации. [2]

Восстановить некое внутреннее равновесие,  сорвать с себя «оковы проблем», корректировать девиантное поведение помогает рисование, которое в ряде случае выполняет психотерапевтическую функцию.

В школах-интернатах изотерапевтическая работа играет немаловажную роль и носит  профилактический или развивающий характер в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств, или определенных проблем психологического порядка. Ребенок использует изодеятельность как некий способ для осмысления окружающей действительности и своих взаимоотношений с нею. Часто по рисунку составляется психологический портрет.

Цели изотерапии:

1. Выпустить накопившуюся агрессию социально полезным способом.

2. Настроиться на позитивный лад, проанализировать свои чувства, эмоции. Часто невербально легче выразить то, что больше всего нас беспокоит и волнует.

3. Развитие самоконтроля и рефлексии.

4. Налаживание отношений между детьми. Сопряженная  художественная деятельность помогает в развитии эмпатии.

5. Изотерапия естественным и первоначальным образом развивает художественно-эстетический вкус и способности. Если у ребенка получается работа он будет удовлетворен, это вызовет положительные эмоции.

Важно принимать во внимание то, что ИЗО – материал может выступать как психолог, к которому ребенок будет ображаться в трудных жизненных ситуациях. Такие переживания легки для анализа.

Методика изотерапии включает в себя различные методы. Например: проективный рисунок, по форме  используемый как в группе, так и индивидуально. Проективный рисунок помогает выявить основные проблемы детей, негативные условия, влияющие на ребенка. При корректировке и регулировании тем рисования возникает возможность выявить стороны, которые тревожат ребенка.

Проективное рисование – является методом «помощи», этот метод может выступать «лакмусовой бумажкой» в интерпретации проблем ребенка. Метод дает возможность работать с эмоциями, страхами, разочарованиями, т.е. напрямую с эмоциями, в связи с этим и  темы рисунков важно выбрать так, чтобы выпустить наружу скопившиеся эмоции, чувства и мысли. [1]

В проективном рисовании могут быть использованы следующие методики:

1. Коммуникативное рисование. Происходит разбивка группы на отдельные пары, ограничивается время, пара в ходе обсуждения останавливается на теме, приемлемой для двух участников пары, на одном листе пара начинает «общаться». Далее интерпретация. Можно акцентирование внимание на художественном образе, но самое главное это обсуждение взаимоотношения  входе рисования.

2. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Участникам дается ограниченное количество времени, каждый участник рисования самостоятельно выбирают тему своего рисунка, и работает по собственному ориентиру, но тема также может быть задана, затем происходит интерпретация, вначале самого автора, затем коллектива. Тут возникают различные точки зрения, важно уделить внимание и обсудить это.

3. Дополнительное рисование. Рисунок идет по кругу и рисование происходит как бы «по конвейерному типу».

4. Совместное рисование. Без вербальных контактов несколько человек начинают рисовать на одном полотне, после завершения работы происходит интерпретация и выявления сложности во взаимоотношениях.

Для эффективных результатов в изотеррапии важно значить и умело применять различные техники.

Например, пальцевая живопись, (здесь рисунок создается при помощи пальцев). Это приносит положительный результат во многих отношениях – снимает страх перед ошибкой, снимает напряжение. (мазки создаются фалангами пальцев, испачканных в краске). Пальцевая живопись также включает в себя рисование пластилином.

Самой главной целью такого рисования выступает то, что оно предоставляет возможность выразить негатив на пластилине и не вспоминать о нем, например в общении с другими детьми.

Изотеррапия богата на выбор материалов, тут можно предложить использовать скромные средства, а можно использовать весь богатый спектр. Инструментарием для выявления чувств, эмоций, мыслей, межличностных взаимодействий выступает  изотеррапия.

Список использованной литературы

Грегг М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А. –

Иванов И.  Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая программа «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)

Программа предназначена для подростков с трудностями социальной адаптации, часто их относят к группе "трудных". Цель данной программы - создание условий для развития жизненно необходимых навыков и фор...

ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

ИЗОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЗ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСО...

Выявление, развитие и реализация способностей одаренных детей. Поддержка обучающихся, имеющих трудности в обучении. Из опыта работы

Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. ДидроОдарённый ребенок.… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог св...

Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом ...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации (из опыта работы)

Данная программа представляет собой индивидуальный маршрут для обучающегося, испытывающего трудности в обучении и социальной адаптации. Во многих классах есть ученики, родители которых категорически о...