Программа внеурочной деятельности "Мой мир"
рабочая программа на тему

Кононенко Наталья Николаевна


Программа  направлена  не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

 

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЕВАСЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по ВР Прощалыгина Т.Г.                                                           Директор школы  Барышева Л.И.                 _________________________________                                                             _______________________________                                                                   «______»__________________2013г.                                                                                         Приказ №__________                                                                                

                                                                                                                                              «___»_____________ 2013 г.                                                            


             

                                                       

                                                                       

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ  МИР»

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста

срок реализации 3 года

Составитель: Кононенко Н.Н.,

педагог-психолог.

Если человек хочет прийти к самому себе,

его путь лежит через мир.
Виктор Франкл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников

занятия «Мой мир» для 1-3 классов, составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
  • Закона РФ «Об образовании»;

     

   Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

   В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

   В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

   Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

     Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной и когнитивно-личностной  сферы учащихся .

Участники программы: дети младшего школьного возраста .

  • Количество обучающихся в группе  15 человек.
  • Занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятий 30 минут.

Цель программы: формирование личностных  качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом:  в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.  
  • Формирование умения решать творческие задачи
  •  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

    Актуальность программы

     Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Мой мир» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

   В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели).
  • Планировать (составлять план своей деятельности).
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами занятий «Мой мир» являются следующие умения:

  • Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  • Знания моральных норм;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Метапредметными результатами занятий.

Регулятивные УУД:        

  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Учиться высказывать свое предположение (версию);
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Занятия проводятся в следующих формах:

  1. Групповые формы работы.
  2. Индивидуальные формы работы.
  3. Познавательно – развлекательные.

Тематика  занятий разнообразна. Программа   рассчитана на 3  года обучения и

предназначена для  младших школьников, занятия комбинированного типа, используются теоретические и практические ситуации.    

Планируемые результаты

        После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять данное учителем задание; проявлять собственную активность в получение знаний; уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные:

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные: целепологание;  контроль; коррекция; оценка;  саморегуляция

Познавательные:

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

       Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование: магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков; принадлежности для рисования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1 класс.      

Раздел 1 «Я+Я»

1.

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

2

2

Мое любимое имя

1

3

Автопортрет

1

4.

Мой внутренний мир

1

5.

Мой любимый сказочный герой

1

6.

Мой ласковый и нежный зверь

1

7.

Дом, в котором я живу

1

8.

Я знаю, я умею, я могу

1

9.

Тест «Несуществующее животное».

1

10.

Немного о том, как устроен человек

1

Раздел 2. Я и мое окружение

1.

Мы так похожи

1

2.

Мы такие разные

1

3

Мой класс

1

4.

Язык жестов

1

5.

Давайте жить дружно

1

6.

Мальчики и девочки

1

7.

Моя семья

1

8.

Почему люди ссорятся

1

9.

Деревья твоего двора

1

10.

Птицы нашего двора

1

Раздел 3. Я и мои эмоции.

1.

Радость

1

2.

Удивление

1

3.

Страх

1

4.

Гнев

1

5.

Горе

1

6.

Мое поведение

1

7.

Мое настроение

1

8.

Наши эмоции

1

9.

Ответственность и я

1

10.

Как хорошо быть вместе!

1

11.

Обобщение. Диагностика

1

Всего:

32

2 класс.

Раздел 1. Я+Я

1.

Автопортрет

1

2.

Узнай себя

1

3.

Линия времени. Мой день рождения

1

4.

Я знаю, я могу

1

5.

Мои желания

1

6.

Волшебное зеркало

1

7.

Добро и зло

1

8.

Я нужен…

1

9.

Груз привычек

1

10

Здоровье  человека

1

Раздел 2. Я и мое окружение

1.

Мои друзья

1

3.

Мальчики и девочки

1

4.

Одна команда

1

5.

К нам гости пришли!

1

6.

Рассказы, стихи о семье

1

7

Соседи жильцы

8.

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

1

9

В магазин за покупками

 (диалог продавца и покупателя)

1

10.

Наша одежда и обувь. Русская народная одежда

1

Раздел 3. Я и мои эмоции.

1.

Азбука настроения

1

2.

Отгадай эмоцию

1

3.

Язык жестов и движений

1

4.

Давайте жить дружно

1

5.

Эмоциональные состояния

1

6.

Игры, этюды, упражнения

1

7.

Мои умные помощники

1

8.

Вежливость - основа воспитанности

1

9.

Правда и ложь

1

10

Этические сказки.

1

11.

Обобщение. Диагностика.

2

Всего:

32

3 класс.

Раздел 1. Я+Я

1

Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

1

2

Культурный человек: кто он такой?

1

3

Учитесь быть скромным

1

4

Это просто хвастунишки

1

5

Учись смело говорить правду

1

6

Что я люблю больше всего

1

7

Мои мысли

1

8

Мои привычки

1

9

Что я хочу узнать и чему хочу научиться

1

10

Я в будущем

1

Раздел 2. Я и мое окружение

1

Азбука общения

1

2

Гостям всегда рады

1

3

Если с другом вышел в путь

1

4

Это – ты, а это – я, а это – все мои друзья

1

5

Как дарить подарки?

1

6

Ищу друга

1

7

Услышь меня

1

8

Чем  отличаются фантазии от лжи?

1

9

Терпенье и труд все перетрут

1

10

Волшебники добра

1

Раздел 3. Я и мои эмоции.

1

Волшебная палочка – это речь

1

2

Почему люди ссорятся?

1

3

Мои обиды

1

4

Цвет моего настроения

1

5

Груз привычек

2

6

Азбука добрых слов

1

7

Ярмарка достоинств

2

8

Узнай себя

1

9

Учимся слушать друг друга

2

10

Развитие психологических процессов

1

11

Страницы нашей истории

1

11

Обобщение .Диагностика

2

Всего:

32

Критерии оценки успешности развития социально – личностных качеств участников

Критерии  

Усвоение  представлений  о себе, качествах личности и нравственных нормах поведения

5 баллов

Способен оценить «кем  я был» и «кем я стал»; мотив «я должен» преобладает над «я хочу». Умеет анализировать поступки свои и других детей, выполнение поручений, происходящие события. Соблюдает личную неприкосновенность других. Соблюдает правила поведения в обществе.

4 балла

Знания не систематизированы.  Не всегда может отстоять собственную позицию. Обладает чувством собственного достоинства. Развиты такие черты характера  как трудолюбие, аккуратность, добросовестность, вежливость. Замечает, когда кто-то нуждается в помощи и оказывает ее.

3 балла

«Я хочу» часто доминирует над «я должен». Знания элементарны. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, но только эпизодически. Социальная адаптация затруднена.

2 балла

Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствуют возрасту.  Объем  знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только со значимым взрослым. Социальная адаптация затруднена.

Используемая и рекомендуемая литература.

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Е.А.Медведева, М.Ю.Левченко, Л.Н.Комисарова, Т.А.Добровольская. – М., 2001. – 284 с.
  3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии. – ЭКСМО-пресс, 2002. – 251 с.
  4. Бретт д. «Жила-была девочка» Психотерапевтические истории для детей.
  5. Волков И.П. Художественная студия в школе.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М.Г.Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.
  7.  Гештальттерапиятеория и практика. /М.Папушина М., 2001 – 320 с.
  8.  Гнездилов А.И. Авторская сказкотерапия. Метод «Мандала». /Под ред. А.И.Копытина. - СПб: Речь, 2002. – 143 с.
  9. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. //Воспитание школьников. №10, 2002. – С, 31-32.
  10.  Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия. //Начальная школа. №5, 2001. – С. 29-34.
  11. Малютина И. Интерактивные игры. //Воспитание школьников. №1, 2005. – С. 53-54.
  12. Сергеева Н.Ю. Хотите понять ребенка7 «Читайте» его рисунки. //Классный руководитель № 6, 2003. – С. 132-138.


По данным критериям  систематически осуществляется мониторинг, позволяющий отслеживать результаты успешности  развития младших  воспитанников. Данные мониторинга заносятся в карту (таблица 1).

Таблица -1

Карта  результатов  мониторинга  успешности   развития

социально-личностных   качеств  учащихся.

ФИ

Компоненты достижений

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Коммуникативные результаты

самооцен

ка

мотивация

планирование

оценка

умение договариваться

умение сотрудничать

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...