Особенности и методы семейного воспитания
статья на тему

Кошкина Елена Владимировна

Особенности и методы семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_i_metody_semeynogo_vospitaniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, состоящая из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост [2, 56].

Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – все это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей.

В настоящее время все большее значение в психологической науке приобретает проблема развития личности ребенка. В обширном перечне разделов современной психологической формирование личности ребенка в семье занимает важное место и представляет собой одну из наиболее интереснейших и сложнейших проблем, находящейся в центре внимания отечественных и зарубежных исследований.

Для нормального развития ребенка одним важнейшим фактором выступает семья. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отклонений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями.

Этой проблемой занимались многие авторы. Они выпустили ряд трудов: Плотниекс И. Э. «Психология в семье», Земска М. «Семья и личность», Ковалев С. В. « Психология семейных отношений», Титаренко Б. А. «Семейная драма глазами ребенка», Видра Д. « Развод» и др.

Такое большое количество трудов, посвященных этой проблеме, говорит о ее актуальности. Мы считаем, что эта тема актуальна в связи с тем, что семейное воспитание влияет на полноценное развитие личности.

1. Особенности и методы семейного воспитания

Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего, выделение его ведущего компонента. Им, несомненно, являются внутрисемейные отношения. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. В первую очередь это относится к отношениям между супругами и между родителями и детьми.

Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное же общение является одним из социально-психологических механизмов становления и развитие личности. Именно в процессе общения с взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Только на основе общения возможно становление самосознания личности, осознание собственного «я» [1, 39].

Потребность в общении появляется у ребенка едва ли не с самого момента рождения. Психологи утверждают, что без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, следует особо выделить родительскую любовь. Она – величайший и незаменимый источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе.

Нравственно-эмоциональная полноценность семейных отношений, их теплота позволяют говорить о семье как о той среде, где дети учатся чувствовать, а затем сознавать такие понятия, как верность, преданность своему идеалу, непримиримость к измене, вероломству, предательству.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности [3, 76].

Конфликтные ситуации оказывают сильное травмирующее влияние на детскую психику и нередко ведут к тяжелым психическим травмам. Гармоничность и полноценность отношений родителей к детям, их нравственно-эмоциональная выразительность как важнейший воспитательный фактор, в конечном счете, есть выражение и отражение нравственно-эмоциональной сути супружеских отношений.

Неустроенность, конфликтность в семье способствуют утере гармоничности и эмоциональной полноценности отношений родителей к ребенку. Утеря или ущербность эмоциональных контактов между родителями и детьми возможна как следствие слабости педагогических позиций родителей к детям, на особенности их психосоциального развития носит чрезвычайно многообразный характер. В семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Социальная неполноценность человека – продукта неразумной родительской любви – это не только общественная, но и серьезная личная проблема, которая со временем будет восприниматься все острее: избалованного ребенка чаще подстерегают разочарования в жизни. Ему намного труднее войти в коллектив, а затем – в трудовой коллектив [3, 12].

Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Как известно, в своем поведении дети копируют родителей во всем, вплоть до словесных оборотов и жестикуляций.

Пример родителей является тем первым социальным образцом, на который он ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Находясь повседневно в общении с родителями, они воспроизводят и усваивают образ действий взрослых, их манеры, привычки, а затем и внутренние качества, образ мыслей, отношение к выполнению общественного долга и т. д.

Общая атмосфера семьи сама по себе служит важнейшим питательным источником духовного, в том числе идейно-нравственного развития ребенка.

Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий отца и матери, характера их поведения осуществляется на уровне подражания [3, 45].

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности, мировоззрения, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общение с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей. Позиция воздействия приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий.

Родительская позиция требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности.

При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимым.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости.

Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка. Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.

Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо, прежде всего, говорить о нарушении системы ценностей в их семье. В таких семьях может быть воспитан эгоистичный или общественно пассивный человек.

К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственная недоразвитость, психические заболевания и др. патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Отклонения в воспитательном процессе в условиях семьи не обязательно связаны с патологическими проявлениями. Нарушения могут быть вызваны некоторыми особенностями семьи как малой социальной группы. На эту проблему стоит обратить внимание.

2.  Психологические факторы семейного воспитания

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:

1) состав семьи, ее способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов;

2) руководство, находящееся в руках супружеской пары, объединенной узами любви и дружбы, представляющей для детей личностные образцы для подражания;

3) сплоченность семьи, единство ее целей;

4) сильные, взаимные, эмоциональные связи между всеми членами семьи;

5) удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы и уважения каждого члена семьи.

Некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно неверными позициями родителей, могут вызвать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голос при решении вопросов, к нему относящихся – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности [2, 134].

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой системе преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Стили семейных взаимоотношений в современной психологии делятся на три основные: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания детей обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждением от родителей.

Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное развитие всех участников семейного союза.

Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей.

Воспитание детей в семье зависит от возраста родителей, их жизненного опыта. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей, то объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. Увеличивается и требовательность к воспитанию каждого ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор литературных источников, позволяет заключить, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации личности ребенка. Развитие  личности ребенка зависят от благотворного влияния семьи, от стремления  родителей познать особенности развития детей в каждом возрастном периоде ребенка, от умения направить процесс формирования  его личности в правильном направлении, и главная роль родителей  в этом процессе приобретают все большее значение.   И от выбора методов воспитания сегодня зависит то как будет себя чувствовать ребенок в обществе.

Основная  задача семейного воспитания – помочь ребенку стать полноценной личностью. Семья – эта та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе, где он принимает первые решения относительно себя и где начинается развитие  его социальной природы.  Не случайно в психологической и педагогической науке сложилось  основанные на бесчисленных фактах убеждения о том, что даже самые грубые промахи учителей-воспитателей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей.  

Формирование в семье прочных нравственно-эстетических связей между родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы  взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности  друг другу -  это все то, что необходимо для благоприятного развития ребенка во всех сферах его жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аккерман Н. Теория семейной динамики// Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 2000. С. 70-76.
  2. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000.  - 208с.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. С. 160.
  4. ИовлевБ. В.. Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищсва и медицинская психология. — СПб.: Сенсор, 2001.  - 76 с.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2003. - 656с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Методы семейного воспитания.

Данный материал предназначен для родительских собраний в начальной школе и 5-6 классах.Материал поможет родителям научиться прививать детям самостоятельность и ответственность  в учёбе путём...

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

Принципы и методы семейного воспитания.

Принципы и методы семейного воспитания. Понятие семейного воспитания. Принципы семейного воспитания. Методы семейного воспитания. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предна...

тест - диагностика "Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье"

Решение десяти обычных жизненых ситуаций определит стиль воспитания в семье. Дается анализ результатов теста....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Семейное воспитание - это актуально. Родительское собрание проходит в форме ситуационной игры. Обсуждаются вопросы о наказании в семье, о запрещенных и желательных выражениях между членами чемьи....

Родительское собрание "Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире"

Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, неко...