программа модуля Игры с гиперактивным ребенком
методическая разработка на тему

Программа направлена на создание психолого-педагогических условий для развития дефицитарных функций и коррекции поведенческих проявления, обусловленных гиперактивностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи РУБЦОВСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Образовательная программа «Воспитание и содержание воспитанников»

Программа модуля психолого-педагогической помощи

детям, воспитывающимся в КГОУ «Рубцовский центр сопровождения»

«Игры с гиперактивным ребенком»

Рубцовск

2010

УДК ЧАД – Образовательная программа «Воспитание и содержание воспитанников»

ББК 74.9

Каш 31

Рецензенты: В.В. Зикратов – кандидат педагогических наук, старший преподаватель АКИПКРО,  Н.Н. Рыбина – директор КГС(к)ОУ «Рубцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 VIII вида», заслуженный учитель РФ, отличник просвещения

Программа модуля психолого-педагогической помощи детям, воспитывающимся в КГОУ «Рубцовский центр сопровождения» «Тропинка домой»/ Автор-составитель Е.П. Кашаргина. – Рубцовск, 2010.

КГОУ «Рубцовский

Центр сопровождения»

© Кашаргина Е.П.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………4

Раздел I. Учебный план…………………………………………………7

Раздел II. Учебно-тематический план………………………………….8

Раздел III. Содержание программы…………………………………….9

Раздел IV. Учебно-методический и информационный комплекс……10

4.1 Тезаурус………………………………………………………………10

4.2 Литература для специалистов……………………………………….11

4.3 Интернет-ресурсы……………………………………………………12

Раздел V. Методические рекомендации по реализации программы….13

Раздел VI. Практические рекомендации по реализации программы…16

Раздел VII. Приложения…………………………………………………17

Пояснительная записка

        Актуальность:

Согласно Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2020 годы в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Самую многочисленную группу из детей, относимых к числу наиболее уязвимых категорий составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей). Данная группа детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом.

Научные исследования, практика работы с данной группой детей показали, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют ряд психологических особенностей, затрудняющих их успешную адаптацию в обществе.

К особенностям значительно затрудняющих адаптацию ребенка относится и гиперактивность, которая может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе, что в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом, успешной адаптации и социализации.

Программа модуля для воспитанников центра сопровождения «Игры с гиперактивным ребенком» создана на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Законов Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании», Семейного кодекса, Федерального Закона № 309 «О понятии и структуре государственного образовательного стандарта» и направлена на психолого-педагогическое сопровождение ребенка при подготовке к жизни в замещающей семье.

Цель:

Создание психолого-педагогических условий для развития дефицитарных функций (внимания, волевого контроля) и коррекции поведенческих проявлений (повышенная импульсивность, возбудимость), обусловленных гиперактивностью.

Задачи:

- способствовать усвоению знаний необходимые для развития внимания, формирования навыков снятия мышечного напряжения через усвоение игр, развивающих внимание, приемов саморегуляции;

- способствовать формированию психологической готовности к самостоятельным занятиям через развития интереса к совместным играм с другими детьми в свободное время;

- способствовать практическому усвоению знаний, умений, навыков необходимых для развития внимания, тренировки навыков релаксации, волевой регуляции.

Ожидаемые результаты и методы их измерения:

Позитивная динамика развития внимания (методики «Таблица Шульте», «Красно-черные таблицы», корректурные пробы, перепутанные линии).

Позитивная динамика развития саморегуляции эмоциональных состояний (экспертная оценка воспитателей).

Позитивная динамика развития волевой регуляции (наблюдение, экспертная оценка воспитателей).

Критерии результативности программы:

  1. успешное усвоение ребенком школьной программы;
  2. успешная адаптация ребенка в школе, семье, обществе.

Принципы реализации программы модуля:

- принципы возрастной, педагогической и социальной психологии; принцип приоритетности интересов детей, обеспечения государством их защиты (Конвенция о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ);

- принцип гуманистической направленности уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к нему как к будущему человеческому интеллектуальному потенциалу государства, которому требуется создать условия для развития;

- принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предлагающий создание гармоничных отношений между взрослым и ребенком;

- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

- принцип целесообразности. Появление данного цикла занятий, обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в обществе;

- принцип детерминации жизнедеятельности ребенка, оставшегося без попечения родителей, прогнозирование его дальнейшего жизненного сценария в зависимости от того или иного воздействия среды (влияние окружения, воспитательного пространства);

- принцип эмпатийности как умение взрослых становиться на позицию ребенка, учитывать его переживания, мотивы поступков, точку зрения; умение сочувствовать и сострадать;

- принцип рефлексивности как умение взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, глазами окружающих, оценить предпринятые шаги, чтобы своевременно внести коррективы в свою воспитательную деятельность;

- принцип оптимистического подхода, который включает уверенность в улучшении имеющихся результатов благодаря собственным воспитательным действиям, опора на положительное в личности и жизненном опыте приемного ребенка;

- принцип конструктивности как умение находить в любой ситуации воспитательные потенциалы, принимать взаимоприемлемые решения, использовать сложившиеся обстоятельства в интересах обогащения социального опыта ребенка;

- принцип сознательности и активности, который заключается в доведение до сознания ребенка конкретного смысла выполняемых заданий, почему и для чего они необходимы;

- принцип доступности, предполагающий построение занятий в соответствии с возможностями ребенка, с учетом его возраста, индивидуальных особенностей.

Технологии реализации программы модуля

Технология создания ситуации успеха (Белкин С.Л., Щуркова Н.В.)

Технология диагностики социальных компетенций (Колпакова Н.В., Свиридов А.Н.)

Формы работы:

- индивидуальные (разучивание и проигрывание различных игр, упражнений);

- групповые (организация совместных разученных игр между детьми).

Раздел Ι

Учебный план

Блок

Теория

Практика

Форма работы

Диагностический

 

6[1]

Индивидуальная

Просвещение

9

Индивидуальная

Практический

9

Групповая

Раздел ΙΙ

Учебно-тематический план

Блок

Тема

Количество часов (практика)

Диагностический

 

Первичная

3

6

Итоговая

3

Просвещенческий

Игры для развития внимания

5

Игры для развития навыков релаксации

2

Игры для развития волевой регуляции

2

Практический

Внимания, внимание, внимание…

(игры для развития внимания)

3

Учимся расслабляться

(игры для развития навыков саморегуляции)

3

Властелин себя

(игры для развития навыков волевого контроля)

3

Раздел ΙΙΙ

Содержание  программы

1. Диагностический блок

1. Диагностика развития внимания (методики «Таблица Шульте», «Красно-черные таблицы», корректурные пробы, перепутанные линии).

2. Диагностика развития саморегуляции эмоциональных состояний (экспертная оценка воспитателей).

3. Диагностика развития волевой регуляции (наблюдение, экспертная оценка воспитателей).

2. Просвещенческий блок

  1. Игры для развития внимания («Ласковые лапки», «Найди отличие», «Зоркий глаз», «Последний из могикан», Корректор», «Я весь во внимании», «Учитель», «Замри», «Только об одном», «Ушки на макушке»);
  2. Разучивание игр на развитие навыков саморегуляции («Солдат и тряпичная кукла», «Насос и мяч», «Шалтай-Болтай», «Волшебное слово», «Берега», «Все наоборот», «Разговор за стеклом»);
  3. Разучивание игр на развитие волевой регуляции («Молчу – шепчу – кричу», «Говори по сигналу», «Час тишины и час можно», «Речка – берег», «Царевна Несмеяна»).

3. Практический блок

  1. Внимание, внимание, внимание… (групповые психологические игры «В царстве внимания», «Внимание друг к другу!», викторина «Кто внимательнее?»);
  2. Учимся расслабляться (групповые психологические занятия «Под шум воды», «Обитатели морских глубин», «Пение птиц»);

3. Властелин себя (групповые игры «Вы поехали на бал…», «Черепаха», «Расставь посты», «Разведчик», «Кто я?», «Инициала»).

Раздел IV

Учебно-методический комплекс

4.1 Тезаурус:

Внимание – форма психической активности, которая проявляется в ее направленности и сосредоточенности на объекте.

Волевая регуляция – способность сознательно контролировать действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.

Детская среда – окружающая ребенка обстановка, общественные, социально-бытовые, материальные и духовные условия его жизнедеятельности и взаимодействия с ровесниками, младшими и старшими детьми.

Интеллект – способность к обучению, абстрактному мышлению, адаптации и решению задач.

Отклонения от социальных норм – форма проявления нарушений и нравственных императивов, устоев, норм (сфера отрицательного, негативного поведения).

Права ребенка – совокупность особых законодательных норм и правил, направленных на защиту интересов детей и подростков во всех сферах их жизнедеятельности.

Релаксация – расслабление.

Семья – социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, быт, образовательное и медицинское обслуживание, воспитание детей и др.

Саморегуляция – целесообразное, относительно соответствующее условиям установление равновесия между ситуацией и психическим состоянием.

Словарный запас – совокупность слов, используемых человеком.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни.

Социально-педагогическая технология – интегративная разновидность социальной и педагогической технологий; оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации.

4.3 Литература для специалистов

  1. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2008
  3. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. – СПб.: Речь, 2007
  4. Захарова Ж.А., Чугунова Э.И. Деятельность службы сопровождения замещающих семей в рамках деинститулизации учреждений интернатного типа (из опыта Ченцовского детского дома) // Подари ребенку семью: информационный бюллетень. Вып.1, отв. ред. Е.В. Куфтяк – Кострома: 2009, КГУ им. Н.А. Некрасова
  5. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Справочник. 2-е изд. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001
  6. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2004
  7. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2007
  8. Мурашова Е. В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». – Екатеринбург:  У-Фактория, 2007
  9. Настольная книга приемного родителя – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007
  10. «Принять…Помочь… Полюбить…»: практическое пособие для граждан, желающих взять на воспитание ребенка-сироту, и специалистов, работающих в данной области / Сост. Пяткина Г.Н., Коровина Е.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.3-е изд. – СПб.: Питер, 2007
  12. Российская лекотека: Методическое пособие. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006.  – (Особый ребенок в семье: помощь и поддержка).
  13.  Райкус Д.С., Хьюз Р.С. Социально-психологическая помощь семье и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т. I: Концептуальные основы социальной работы с детьми. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008
  14.  Райкус Д.С., Хьюз Р.С. Социально-психологическая помощь семье и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т. III: Развитие и благополучие детей. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008
  15.  Райкус Д.С., Хьюз Р.С. Социально-психологическая помощь семье и детям групп риска: Практическое пособие: В 4 т. Т. IV: Размещение и стабильные условия жизни. – М.: Эксмо, 2009
  16. Свиридов А.Н. Социально-педагогическое сопровождение приемственности личностного развития ребенка. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – 186 с.

  1. Интернет-ресурсы

http://www.usynovite.ru/

http://detskiedomiki.ru/

http://www.radiorus.ru/

http://www.sirotstvo.ru/fond/

http://innewfamily.ru/

http://community.livejournal.com/semja_rebenku

http://www.fond-detyam.ru/

http://www.nevronet.ru/

http://www.fostercare.ru/

Раздел V

5.1 Методические рекомендации

Программа данного модуля бала разработана и реализована на базе КГОУ «Рубцовский центр психолого-медико-социального сопровождения».

В задачи данного учреждения входит подготовка ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, к жизни в замещающей семье. Подготовка ребенка к переходу в замещающую семью начинается с момента поступления ребенка в Центр.

Сама по себе эта работа терапевтична и направлена на реабилитацию, способствует адаптации в обществе, успешной социализации. Поэтому работу с детьми, возможно строить на внутренних ресурсах не связанных с семьей. Таким образом, важной составляющей психолого-педагогической подготовки ребенка к семейному жизнеустройству является формирование и развитие знаний, умений, навыков, способностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в обществе.

5.2 Мониторинг

Программа данного модуля реализовывалась на базе КГОУ «Рубцовский центр психолого-медико-социального сопровождения» в 2008 – 2009 учебном году. Категорией сопровождения стали младшие школьники, воспитанники Центра.

Занятия проводились с частотой  2 раза в неделю. Занятия просвещенческого блока проводились индивидуально, практического блока в групповой форме. Продолжительность одного занятия составляла 30 – 40 минут.

Мониторинг показал устойчивую положительную динамику развития дефицитарных функций (внимания, волевой регуляции). Воспитанники, с которыми проводились данные занятия, в настоящее время успешно усваивают школьную программу.

По результатам мониторинга выявлены следующие динамики.

Показатели успешности

Критерий

Индикатор

Показатели

Внимание

Уровень развития продуктивности внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний  уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

10 %

90 %

40%

60 %

Уровень развития устойчивости внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20 %

80 %

55%

45 %

Уровень развития переключение внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

30%

70 %

5 %

70 %

25 %

Уровень развития концентрации внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

15 %

85 %

5%

55 %

40 %

Уровень развития распределения внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий  уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

90 %

40 %

60 %

Объем внимания

До

После

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

25 %

75 %

10 %

50 %

40 %

Саморегуляция эмоциональных состояний

Способность устанавливать причины эмоциональной напряженности

До

После

20 %

80 %

Применение приемов саморегуляции (отвлечение сознания, самоубеждение, самоанализ, самоприказ, физические действия)

До

После

0 %

60 %

Способность строить свои действия и поведение соответственно поставленным задачам

До

После

10 %

65 %

Волевая саморегуляция

Способность сознательно прилагать усилия на преодоление трудностей, препятствий при достижении поставленной цели

До

После

10 %

70 %

Раздел VI

Практические рекомендации по реализации программы модуля

Диагностический блок

При проведении психодиагностики более информативные данные возможно получить при индивидуальной форме работы.

Просвещенческий блок

При реализации просвещенческого блока более продуктивно выбрать индивидуальную форму занятия.

Полезно помнить о следующих принципах проведения занятий:

1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Практический блок

        При реализации практического блока эффективнее выбрать групповую форму работы. В группу следует включать только тех детей, с которыми были реализованы индивидуальные занятия.

Приложение 1

Конспекты занятий

Конспекты занятий

Занятие № 1

Цель – получить первичные психодиагностические данные для оценки эффективности цикла занятий.

Ход занятия

  1. психодиагностическое обследование по методике корректурная проба.
  2. психодиагностическое обследование по методике перепутанные линии.
  3. психодиагностическое обследование по методике красно-черные таблицы Шульте.
  4. психодиагностическая беседа, наблюдение.

Блок 1. Упражнения для развития внимания

Цель – тренировать основные свойства внимания (распределение, переключение, концентрацию).

Занятие № 2

Ход занятия

1. «Ласковые лапки» (7 – 10 минут)

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6 – 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

2. «Найди отличие» (7 – 10 минут)

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

3. Физминутка (1 минута)

4. «Зоркий Глаз» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать развитию внимания, умения концентрировать внимание, не отвлекаться на посторонние предметы.

Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы. Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая для него вещь. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

Примечание. Если ребенок сумели найти игрушку, то они достойны похвалы. Можно даже сказать им о том, что, родись они в племени индейцев, их, возможно, назвали бы гордым именем типа Зоркий Глаз.

Занятие № 3

Ход занятия

  1. «Последний из могикан»  (7 – 10 минут)

Цель: способствовать развитию внимания, умению концентрировать внимание на слуховых стимулах.

Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправившиеся на охоту или «откопавшие топор войны». От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Теперь, когда игровая мотивация создана, предложите ребенку побыть таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков. Примечание. Чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и т. д.

2. Физминутка

3. «Корректор» (12 – 15 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, умению концентрировать, удерживать внимание.

Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова «корректор». Вспомните с ребенком его любимые книги и детские журналы. Встречал ли он в них когда-нибудь ошибки и опечатки? Конечно нет, если речь идет о хорошем издательстве. А ведь авторы тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные «отпечатки»? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности. Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно «неправильной», то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Если ребенок действительно отыскали все нужные буквы, то обязательно похвалите его. Такому корректору можно даже выдать премию (например, в виде сладостей или маленьких сюрпризов)! Если же вашим корректором были допущены пропуски или ошибки, то тоже не огорчайтесь – ему есть в чем совершенствоваться!

Примечание. Возьмите листок в клеточку и начертите на нем систему координат. Вверх по вертикальной оси отложите столько клеточек, сколько ошибок допустил ребенок. Когда будете проводить эту игру повторно, то на этом же чертеже правее отложите следующее количество ошибок. Соедините полученные точки. Если кривая поползла вниз, значит, ребенок сегодня работает более внимательно, чем раньше. Порадуйтесь вместе с ним этому событию!

Занятие № 4

Ход занятия

  1. «Учитель» (10 – 12 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, умению концентрировать внимание.

В начальных классах дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием побудут на его месте. А вот психологу, наоборот, придется представить себя нерадивым школьником и подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом вы должны допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, несогласованность слов в лице и падеже. Пусть ребенок войдет в роль учителя и проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ребенок с нескрываемой радостью поставит двойку в ваш воображаемый дневник. Хорошо еще, если родителей в школу не будут требовать! Примечание. Если у вас неразборчивый почерк, то лучше напечатать текст с ошибками или написать печатными буквами.

2. «Замри» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать развитию умения контролировать свои действия.

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

3. Физминутка

4. «Только об одном» (7 – 10 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, умения концентрироваться, способствовать формированию навыков самоконтроля.

Предложите ребенку выбрать одну любую игрушку. Теперь объясните правила. В этой игре можно говорить только об одном – о выбранной игрушке. Причем говорит только тот, у кого игрушка в руках. Сказать нужно одно предложение, описывающее эту игрушку в целом или какие-то ее детали. После этого следует передать ее другому игроку. Тогда он скажет свое предложение об этом же предмете. Обратите внимание, что нельзя повторять уже сказанные ответы или делать отвлеченные высказывания. Так фразы типа: «А я у бабушки видел похожую...» – будут караться штрафным баллом. А игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим! Сюда же начисляются штрафы за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.

Примечание. Лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли определенных высот!

Занятие № 5

Ход занятия

  1. «Дрессированная муха» (12 – 15 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания. умению концентрировать внимание.

Для этой игры вам потребуется взять лист бумаги и расчертить его на 16 клеток (квадрат из четырех клеток по вертикали и четырех по горизонтали). Изображение мухи можно сделать самим на отдельном маленьком листке или взять пуговку (игровую фишку), которая будет просто символизировать это насекомое. Поместите вашу «муху» на какую-либо клетку игрового поля (на нашем бланке начальное положение насекомого задано рисунком). Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представить себе мысленно эти передвижения. После того как вы отдали мухе несколько приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз), попросите показать то место, где теперь должна быть хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, то передвиньте муху на соответствующую клеточку. Продолжайте быть «повелителем мух».

Примечание. Если, следя мысленным взором за движениями мухи, ребенок увидит, что она, выполняя ваши инструкции, выползла за пределы клеточного поля, то пусть он немедленно даст вам знать об этом. Договоритесь, каким образом он может это сделать: кому-то достаточно встать с места или поднять руку, а кто-то предпочитает более выразительные действия, например вскрикнуть или подпрыгнуть, что помогает снять напряжение и усталость от пристального внимания.

2. Физминутка

3. «Я весь во внимании» (12 – 15 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, умения концентрировать внимание, умения не отвлекаться на постороннее.

В этой игре ребенку понадобится все его актерское дарование, а психологу – изобретательность. Можно ввести участников в игру с помощью представления, действие которого происходит на кинопробах. Юному актерам предлагают изобразить человека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. Подскажите начинающему актеру, что получится лучше сосредоточиться, если он представит, что смотрит очень интересный фильм или читает книгу. Но этим роль не ограничивается. У начинающей звезды экрана есть конкуренты. Они будут всячески мешать ему хорошо сыграть свою роль. Для этого они (то есть опять-таки вы в такой «вредной» роли) могут рассказывать анекдоты, обращаться к актеру за помощью, пытаться удивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имеют права делать, – это дотрагиваться до актера. Но и у актера есть ограничения в правах: он не может закрывать глаза или уши. После того как режиссер (то есть вы) скажет: «Стоп», все участники перестают играть. Можно даже взять интервью у начинающего артиста, пусть он расскажет, как ему удалось быть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.

Занятие № 6

Ход занятия

  1. «Ушки на макушке» (7 – 10 минут)

Цель: способствовать развитию слухового внимания, умения концентрировать внимание.

Прежде чем начать с ребенком играть в «Ушки на макушке», узнайте, как он понимает смысл этого выражения применительно к людям. Если окажется, что переносный смысл этой фразы остается для малыша неясным, поясните ему сами образное выражение: о людях так говорят, когда они внимательно прислушиваются. А в применении к животным данная фраза имеет прямой смысл, так как, прислушиваясь, звери обычно приподнимают уши. Теперь можно объяснять правила игры. Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.

  1. «Все наоборот» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля.

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Психолог должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если психолог поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул – следует присесть, если вытянул вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

Примечание. От игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное – это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы, например, ведущий скажет «теплый», игрок тут же должен ответить «холодный» (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать – стоять, сухой – мокрый, добро – зло, быстро – медленно, много – мало и т. д.).

3. Физминутка

4. «Волшебное слово» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать развитию произвольного внимания, формированию и развитию навыков самоконтроля.

Дети обычно очень любят эту игру, так как в ней взрослый оказывается в положении ребенка, которого приучают быть вежливым. Спросите у ребенка, какие он знает «волшебные» слова и почему они так называются. Если он уже достаточно овладел этикетными нормами, то сможет ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будете выступать вы. А ребенок будет внимательным собеседником, чувствительным к тому, сказали ли вы слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости, ни за что не должен выполнять это действие.

Примечание. Эта игра развивает не только внимание, но и способность детей к произвольности (выполнению действий не импульсивно, просто потому, что сейчас этого хочется, а в связи с определенными правилами и целями). Эта важная характеристика для обучения в школе.

Блок 2. Игры для развития навыков саморегуляции

Цель – способствовать формированию и развитию навыков релаксации.

Занятие № 7

Ход занятия

  1. «Солдат и тряпичная кукла» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать развитию навыков самоконтроля, саморегуляции.

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться – это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме. Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, ребенок должен максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы его руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите ему представить, что все его тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

  1. «Насос и мяч» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля. Саморегуляции.

Если ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.

3. Физминутка

4. «Шалтай-Болтай» (10 – 15 минут)

Цель: способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля, саморегуляции.

Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы он лучше вошел в роль, вспомните, читал ли он стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. А может быть, он видел мультфильм о нем? Если это так, то пусть ребенок расскажет о том, кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Теперь можете начинать игру. Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в этой игре должен читать стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол, правда, тогда стоит позаботиться о его чистоте и ковровом покрытии.

Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.

Занятие № 8

Ход занятия

1. Упражнение «Снеговик» (10 – 15 минут)

Цель: способствовать развитию умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.


Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где ребенку предстоит сыграть роль снеговика:

  • Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (нужно попросить ребенка изобразить снеговика).
  • Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…
  • Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова (попросите ребенка  напрячь голову и шею), потом – плечи (ребенок напрягает плечи), потом – туловище (ребенок напрягает туловище).

  • А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (ребенок сильно напрягает ноги), и не удалось ветру ее разрушить.
  • Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.
  • Первой начала таять голова (ребенок свободно опускает голову), потом – плечи (ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (ребенок, как бы оседая, склоняется вперед), ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).
  • Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.

2. Ловим комаров (5 – 7 минут)

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давай представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в комнату налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме. По команде «Стой!» ты сядешь вот так: психолог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готов? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо мы потрудились. Устали. Опусти расслабленные ноги вниз, встряхни несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»

3.  Драка (3 – 5 минут)

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

4. Подарок под елкой (2 – 3 минут)

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представь себе, что скоро Новогодний праздник. Ты целый год мечтал о замечательном подарке. Вот ты подходишь к елке, крепко-крепко зажмуриваешь глаза и делаешь глубокий вдох. Затаи дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохни и открой глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед тобой! Ты рады? Улыбнись".

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

5. Дудочка (2 – 3 минуты)

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давай поиграем на дудочке. Неглубоко вдохни воздух, поднеси дудочку к губам. Начинай медленно выдыхать, и на выдохе попытайся вытянуть губы, в трубочку. Затем начни сначала. Играй! Какой замечательный оркестр!»

6.  Штанга (5 – 10 минут)

 Этап 1

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с тобой будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представь, что на полу лежит штанга приподними ее. Очень тяжело. Выдохните, брось штангу на пол, отдохни. Попробуем еще раз» (повторить 5 – 7 раз).

Этап 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросим штангу, выдохнем. Расслабимся. Ура! Мы чемпионы. Можем поклониться зрителям. Нам все хлопают, поклонимся еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

Блок 3. Игры, развивающие волевую регуляцию

Цель – научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивать избирательность реакций и речевую регуляцию деятельности.

Занятие № 9

Ход занятия

  1. «Молчу - шепчу – кричу» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля, саморегуляции.

Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь – они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

  1. «Говори по сигналу» (5 – 7 минут)

Цель: способствовать формированию и развитию навыков самоконтроля, саморегуляции.

Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете его самооценку, помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

3. Физминутка

4. «Час тишины» и «час можно» (7 – 10 минут)

Цель: дать возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.

Договоритесь с ребенком, что в вашем доме будет «час тишины». Только длиться этот час будет только 5 минут. В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать все, что угодно.

Примечание. Когда наступает «час можно», то ребенок по своему усмотрению может пошуметь, попрыгать.

 

Занятие № 10

Ход занятия

1. Упражнение «Речка-берег» (10 – 12 минут)

Цель: тренировать волевую регуляцию движений.

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать «береговую линию». Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят «на берегу» (по одну сторону веревочки). С другой стороны «течет» река.

Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит «речка!» – прыгать в речку, когда говорит «берег!» – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке «речка», «берег», и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: «Речка! Берег! Речка! Речка!». На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы «вставляем» его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

2. Физминутка

3. «Царевна Несмеяна» (12 – 15 минут)

Цель: тренировать навык волевой регуляции мимических движений.

Всем знакомы жалобы детей на то, что кто-то другой мешает им сосредоточиться и смешит их. В данной игре им придется преодолеть именно это досадное обстоятельство. Вспомните такой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Сейчас ребенок будет такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, но смеяться ему строго-настрого запрещается (иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до царской казны, выступает психолог. Он пытается всеми силами заставить ее улыбнуться. В следующем туре ребенок меняется с психологом местами.

Блок 4. Практический блок «Внимание, внимание, внимание…»

Цель – тренировка основных свойств внимания в процессе общения, совместной деятельности с другими детьми.

Занятие № 11 «В царстве внимания»

Ход занятия        

1. «Ожившие игрушки» (10 – 15 минут)

Цель: тренировать навык концентрации и распределения внимания.

Спросите у детей, как они думают, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть дети постараются угадать, кто это. Но ответ они должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть один ребенок сам покажет любую игрушку, а остальные постараются отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у детей, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом, игра будет окончена.
Примечание. В данной игре дети приобретают навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивают самоконтроль, ведь когда они догадываются, что за игрушку вы изображаете, им так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же они сами изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.

2. Физминутка

3. «Разговор через стекло» (15 – 20 минут)

Цель: тренировать навык концентрации внимания.

Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельные слова, а предложения. Помогите детям представить, что они находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего одноклассника. Тот что-то пытается им передать и отчаянно жестикулирует. Пусть дети постараются понять, какую информацию до них пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если дети не могут догадаться, что вы показываете, то пусть пожмут плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у них готов какой-то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывают. В следующий раз роль ведущего пусть займет ребенок правильно отгадавший предложение. Персонажи, пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.

Примечание. Эта игра, как и предыдущая, тренирует невербальное мышление, а также фокусирует внимание ребенка на другом человеке, на том, что тот хочет ему передать. Таким образом, развивается способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям.

Занятие № 12 «Внимание друг к другу»

Ход занятия

1. «Головомяч» (12 – 15 минут)

Цель: тренировать умение концентрировать внимание на действиях другого человека.

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. Итак, пусть ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием «старт». Положите на этой черте карандаш. Задача игроков – взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом. В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками. А напоследок предложите задание посложнее – мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

2. Физминутка

3. Упражнение «Мама-робот» (12 – 15 минут)

Цель: тренировать навык концентрации внимание на действиях партнера по совместной деятельности.

Дети по очереди выбираются на роль ведущего.

Вариант 1. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача психолога – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

Вариант 2. Предложите ребенку поиграть в одну «рисовальную» игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

Вариант 3. Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: «два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!». Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.

Вариант 4. Всем известный «графический диктант». Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен «продиктовать» ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: «вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх» (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Занятие № 13 Викторина «Кто внимательнее»

Ход занятия 

1. Путаница (5 минут)

Цель: тренировать навык концентрации внимания.

Детям зачитывается стихотворение Путаница, кто первый услышит ошибку, должен поднять руку. Ребенок правильно ответивший, получает жетон.

Корней Чуковский  

   

ПУТАНИЦА

Замяукали котята:

"Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

     Хрюкать!"

А за ними и утята:

"Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

     Квакать!"

Свинки замяукали:

     Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

     Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

     Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

     Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

     Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

     Ку-ка-ре-ку!

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал -

Под капустою лежал,

По-заячьи лопотал

И зверюшек неразумных

Уговаривал:

"Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!"

Но весёлые зверята -

Поросята, медвежата -

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать -

И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

     Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

     Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

     Чик-чирик!

Лошади заржали:

     И-и-и!

Мухи зажужжали:

     Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

     Ква-ква-ква!

А утята крякают:

     Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

     Хрю-хрю-хрю!

Мурочку баюкают

Милую мою:

     Баюшки-баю!

     Баюшки-баю!

2. Найди отличия (5 минут)

Цель: тренировать навык распределения внимания.

Детям демонстрируется две картинки, которые отличаются друг от друга 10 деталями. Ребенок увидевший отличие, обводит его и получает жетон.

3. «О!» (5 минут)

Цель: тренировать навык концентрации внимания.

Эта игра требует большого внимания и собранности. Ведущий громко читает любой отрывок из книги, причем читает медленно и четко. Другие игроки по очереди слушают текст и должны выкрикивать «О!», когда произносится слово, в котором имеется буква «О». В случае правильной реакции игрок получает жетон, в случае ошибки – теряет жетон.

4. «Я встретил волка» (10 минут)

Цель: тренировать навык распределения, переключения и концентрации внимания.

Участники по очереди называют животное и глагол, обозначающий какое-либо действие с этим животным. Оба слова должны начинаться на одну и ту же букву. Например: «Я встретил волка», «Я танцевал с тигром» или «Я катался на крокодиле».

Успех игры зависит от способности участников придумывать смешные фразы.

Вариант:

Участники называют виды транспорта, на которых они намерены добраться до того или иного города. Название транспорта и города должно начинаться на одну и ту же букву, например, «На телеге в Тюмень», «На самокате в Сургут», «На мопеде в Москву» и др.

4. «Сиамские близнецы» (10 минут)

Цель: тренировать умение удерживать внимание на партнере по совместной деятельности.

Спросите у детей, знают ли они, кто такие сиамские близнецы. Если они об этом не слышали, расскажите им, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение не нарисовало ужасную картину на эту тему, утешьте, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях? После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться. Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям. Предупредите играющих, что жюри (то есть вы) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.  

В этой игре все дети получают по жетону.

Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

В конце викторины подсчитываются жетоны и объявляются победители.

Блок «Учимся расслабляться»

Цель – способствовать формированию и развитию навыков релаксации.

Занятие № 14 «Под шум воды»

Ход занятия 

Детям предлагается прослушать релаксационную музыку «Под шум воды».

Затем детям предлагается нарисовать рисунок на любую тему под ту же музыку.

После занятия организуется выставка рисунков.

Занятие № 15 «Обитатели морских глубин»

Ход занятия 

Дети прослушивают релаксационную музыку с криками дельфинов.

Когда музыка звучит во второй раз, дети лепят из пластилина тех, чьи голоса, по их мнению, они слышат.

После занятие организуется выставка с поделками детей.

Занятие № 16 «Пение птиц»

Ход занятия 

Дети прослушивают релаксационную музыку с пением птиц.

Затем детям предлагается нарисовать рисунок на любую тему, когда музыка будет звучать во второй раз.

После занятия организуется выставка рисунков.

Блок «Властелин себя»

Цель – тренировка навыков волевого контроля своих действий в общении, совместной деятельности со сверстниками и взрослым.

Занятие № 17

Ход занятия 

1. Игра «Вы поехали на бал…» (15 – 20 минут)

Цель: тренировать навык саморегуляции в общении.

Ведущий произносит: «Да и нет не говорите, черное-белое не называйте, Вы поедете на бал?"

И дальше начинается диалог с ведущим на эту тему – в чем поедут, с кем поедут, какого цвета будет фрак и т.п. Основная задача ведущего – «подловить» игрока, задать такой каверзный вопрос, чтобы игрок нечаянно ответил «да» или «нет», «черный» или «белый».

2. Игра: «Черепаха» (5 – 7 минут)

Цель: Научиться контролировать свои движения.

психолог встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее психолог говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». Психолог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

3. Расставить посты.

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение.  Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен оставаться на месте, а все остальные  продолжают  идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным ( по кругу, по периметру комнаты и т.д.). когда все дети будут стоять по местам, называется новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Комментарий: в игру вводить дополнительные правила оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему  возможность почувствовать себя уверенно.

Занятие № 18

Ход занятия 

  1. «Разведчик» (15 – 20 минут)

Цель: тренировать умение концентрировать внимание на партнере по общению.

Один из участников игры выходит из комнаты.

Оставшиеся в комнате должны договориться о том, какую конкретно информацию они бы хотели узнать у того, участника, что вышел из комнаты: дату его рождения, название любимого фильма, размер обуви, номер квартиры и т.п. Это может быть и информация, которой они уже владеют.

Затем они зовут вышедшего из комнаты участника («разведчика») и задают ему различные вопросы, стараясь сделать так, чтобы он сам сказал им интересующую их информацию.

Задача «разведчика» заключается в том, чтобы вычислить, что именно хотят узнать у него и ни в коем случае не сказать этой информации.

2. Физминутка

3. «Кто я?» (15 – 20 минут)

Цель: тренировать навык концентрации внимания на партнерах по общению.

Один из участников закрывает глаза, в то время как другой пишет на листочке и показывает остальным имя хорошо всем известного человека (реального или персонажа художественного произведения).

Листок прячут, после чего первый игрок открывает глаза и спрашивает: «Кто я?» Другие участники описывают загаданного человека. Например, если они остановили свой выбор на Наполеоне, ответы могут быть следующими:

Ты коренастый и невысокого роста.

Ты великий военный стратег.

Ты недооценил силу русской армии.

Выслушав каждого участника, первый игрок получает возможность с трех попыток угадать «свое имя». Если он не сумеет этого сделать, ему сообщают ответ. Затем новое имя угадывает другой игрок.

Занятие № 19

Ход занятия 

1. Инициалы (15 – 20 минут)

Цель: тренировать навыки переключения, распределения и концентрации внимания.

Один из участников задает любой вопрос, на который нельзя ответить односложно «Да!» или «Нет!». Остальные игроки по очереди отвечают на этот вопрос двумя словами, начинающимися на буквы, совпадающие с его инициалами. На ответ дается только пять секунд. Например, на вопрос: «Какое у тебя любимое блюдо?» - Вера Селезнева может ответить «Вареный слон», Женя Крылова – «Жареный кит»,Сергей Ощепков – «Сырой омлет», Маша Быкова – «Мокрая булочка», а на вопрос «Что ты оденешь на дисотеку?» - Дима Узлов может ответить «Деревянный угол», Катя Зубарева – «Китайскую запонку», Вова Фролов – «Военную форму» и т.п.

Когда ответ дадут все участники, вопрос задает второй игрок и т.д. Тот, кто не сможет подыскать ответ за пять секунд, выбывает из игры до следующего раунда.

2. Физминутка

3. Зеркала (15 – 20 минут)

Цель: развитие навыков концентрации внимания.

Количество играющих: группа людей.

Описание игры: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторять их. Если ребенок ошибся, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: Необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он, только в зеркальном отражении.

Занятие № 20

Цель – получить итоговые психодиагностические данные для оценки эффективности цикла занятий.

Ход занятия

  1. психодиагностическое обследование по методике корректурная проба.
  2. психодиагностическое обследование по методике перепутанные линии.
  3. психодиагностическое обследование по методике красно-черные таблицы Шульте.
  4. психодиагностическая беседа, наблюдение.


[1] Количество часов диагностического блока включает в себя не только работу с ребенком, но и работу психолога по экспертной оценке с воспитателями