Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.
рабочая программа на тему

Кузнецова Лариса Владимировна

Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа коррекционно – развивающей работы    с гиперактивным ребёнком .

Психологическая характеристика ребенка

Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. Не всегда умеет управлять своим поведением.

Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции гипердинамии.

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.
Задачи:
- научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);
- научить ребенка навыкам двигательного контроля;
- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- научить ребенка справляться с гневом.

- помочь гиперактивному ребенку развить внимание;

  Формы работы: беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и  упражнения,   психогимнастика, методы арттерапии , психологические сказки.

Ипользуемые психолого - педагогические приёмы:

-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении

- анализ конфликтных ситуаций

-ролевое научение

-развитие позитивного общения

Прогнозируемые результаты: 
- положительная динамика коррекции гиперактивности;
- повышение  уровня адаптации в образовательном учреждении.

  Диагностический блок программы
1.  Наблюдение за поведением ребенка в различных видах  деятельности в условиях образовательного учреждения и детского дома.
2.  Беседа с учителями (классным руководителем, учителем физкультуры, музыки)об особенностях поведения ребенка во время различных видов деятельности.

Коррекционно - развивающий блок программы на первое полугодие 2014-2015 уч.года.

Срок прове-дения

       Цель

Используемые методы и приёмы

Ответст-венные

 Сентябрь 2014г.

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности.

Снятие эмоциональной напряжённости

Психогимнастические упражнения, упражнение на релаксацию «Море» , упражнение «Цветное настроение».Разбор конфликтных ситуаций.

Кл.руко-

водитель.

Воспита-

тели

Снятие эмоциональной напряжённости.Тренировка сосредоточенности.

Психогимнастика, упражнение на релаксацию «Волшебный лес» , свободное рисование, упражнение «Цветное настроение»

Воспита-

тели.Пси-

холог.

Октя-      брь         2014г.

Снятие эмоциональной напряжённости. Тренинг узнавания эмоций

Психогимнастика, пиктограммы «Эмоции»,рисование на обозначенную тему (приятное - неприятное, радость - печаль, весёлое  - грустное), упражнение «Цветное настроение»

Психолог

Воспита-тели

Эмоциональное осознание своего поведения

Рисование самого себя, работа с образами , имеющими полярное значение, психогимнастика.Дидактическая игра «Что хорошо и что плохо»

Кл.руко-водитель.

Ноябрь  2014г.

Эмоциональное осознание своего поведения. Развитие умения регулировать мышечный тонус.

Игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций»,беседа на тему «Красивое и безобразное» ,»

Логопед.

Воспита-тели

Развитие саморегуляции. Эмоциональное осознание своего поведения

Упражнение на релаксацию «Дерево», психогимнастика, упражнение «Подбери эмоцию».Рисунок       «Моё настроение».

Муз.ру-ководи-тель.Вос-питатели.

Дека-    брь          2о14г.

Развитие  произвольности психических процессов.Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения

Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», Упражнение на релаксацию «Прогулка».Настоль -ная игра «Оцени поступок»

Воспита-тели.

Коррекционно - развивающий блок программы на второе  полугодие 2014-2015 уч.года.

Январь

2015г.

Тренировка усидчивости, преодоление расторможенности. Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения

Рисование на тему «Когда я злюсь - когда я радуюсь.Беседа по рисунку. Пиктограммы «Эмоции», упражнение на релаксацию.

Воспита-тели.

Кл.руко-водитель.

Фев-раль       2015г.

  Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие  произвольности психических процессов.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Дерево» Работа с пластилином «Лепим гнев» Упражнение «Счёт» Игры на внимание.Разбор конфликтных ситуаций.

Психолог  Воспита-тели.

Учитель

Физкуль-туры

Март

2015г

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию «Рисуем гнев»,  «Цветное настроение».Беседа «Вредное колечко»

Воспита-тели.

Апрель

2015г.

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие  произвольности психических процессов.

Упражнения на развитие внимания. Игра «Стоп», Психогимнастика.

Кл.руко-водитель.

Май 2015 г.

  Развитие эмоциональной сферы.Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева

Беседа с элементами театрализации на тему «Что я чувствую», упражнение «Цветное настроение».Тематическое рисование «Азбука поведения».

Воспита-тели.



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей «Цветное настроение»

Цель: Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков

Задачи:

Способствовать:

- развитию способности понимать свое эмоциональное состояние и умению его выразить;

- снятию психоэмоционального напряжения;

- развитию коммуникативных навыков;

- уменьшению тревожности; развитию уверенности в себе.

Оборудование: 3 стакана с водой, блестки, кусочек глины или черная краска, ванночки с акварелью или гуашью нескольких цветов, листочки для каждого с надписью «мое настроение», конверт с письмом

Ход занятия

Приветствие.

Встанем мы в кружочек дружно,

поздороваться нам нужно.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Игра «Поздороваться коленками, локтями, спинами»

 Игра «Покружитесь те, кто. »

Воспитатель. Покружитесь все, кто:

• Кто любит бегать,

• Кто радуется хорошей погоде,

• Кто имеет сестру,

• У кого темные волосы,

• Кто любит дарить цветы,

Упражнение «3 стакана»

Я приготовила три стакана с волшебной водой. Что же в этих стаканах?

Когда человек чувствует себя хорошо, когда все у него получается, он всем доволен, а в это время его настроение похоже на чистую воду, а мысли у него ясные, лучистые, «чистые» - показ стакана с чистой водой.

Когда в голову человека приходят идеи, словно озарение, то настроение у него бывает радостным, прекрасным, и мысли становятся похожими на салют. Они блестят и переливаются - радость: во второй стакан с чистой водой бросаются блестки и размешиваются). С вами так происходило?

Но бывает и по-другому - мысли у человека становятся грустными и, порой, не очень хорошими. Особенно так бывает, если кто-то сделал что-то плохое человеку. Бывают грустные мысли и тогда, когда у человека что-то не получается и все валится из рук. Тогда мысли становятся туманными, похожими на темную мутную воду. Воспитатель бросает кусочек глины в третий стакан и размешивает (показ стакана с мутной водой). А что вы делали, чтобы справиться с грустными мыслями? Дети отвечают.

А вот и секрет Феи Волшебной страны: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Если твои плохие мысли приносят тебе неприятности, то твои хорошие мысли всегда помогут тебе, они самые верные твои помощники. Хорошие мысли никогда не покидают тебя. Возможно, тебе иногда кажется, что их нет, но на самом деле они всегда с тобой, ты просто забыл про них.

Упражнение "Письмо" Сегодня утром волшебница Фея передала для вас письмо . Давайте его прочитаем.

«Привет, ребята! Я услышала про ваши занятия, и мне очень захотелось поиграть вместе с вами. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать, какое настроение пришла сегодня подарить вам я? Давайте попробуем! Я прислала вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотография разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение я хочу подарить вам, соберите ее». (Дети собирают разрезанную картинку и получают изображение лица с радостным и веселым выражением.)

Молодцы. А сейчас каждый из вас изобразит такую эмоцию на своем лице.

- Что вы чувствуете, когда вам весело и радостно?

- На что похоже ваше настроение?

Давайте пошлем Фее отпечаток своего настроения. Как это сделать?

Упражнение «Цветное настроение» (отпечатки)

Детям нужно прижать свою ладонь к краске любого цвета, который выражает их сегодняшнее настроение. Попросите детей сделать отпечаток ладони на листе бумаги. Рядом напишите его имя. Рассмотреть получившиеся отпечатки. Отметить, что все они разных цветов, таким и бывает наше настроение – разным! Обсудить, может ли выбранный для отпечатков цвет краски говорить нам о настроении? какие цвета говорят о хорошем настроении, а какие о плохом?

Упражнение «Слушай меня, делай как я»

3 раза хлопаем,

4 раза топаем,

5 раз прыгаем,

3 раза руки вверх поднимаем,

7 раз приседаем,

4 раза глазами моргаем,

2 раза рот открываем,

Один раз улыбку друг другу дарим!

Релаксационные настрой «Волшебный сон»

Я знаю, что вы немного устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Рефлексия занятия.

Понравилось ли вам занятие, что запомнилось, какое у вас сейчас настроение?



Предварительный просмотр:

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей.

Цели:

1. Образовательная.

а) познакомить с основными эмоциями: интерес: радость, удивление, грусть, гнев, страх,  стыд;

б) учить распознавать  эмоциональные  проявления других людей  по различным
признакам 
(мимика, пантомимика, интонация);

в) обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные
эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

2. Воспитательная.

а) способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

б) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально - приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

в) отреагировать    имеющиеся    отрицательные    эмоции    (страх, гнев  и   др.),
препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Методические приемы:

1.  Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

  1. Рисование эмоций.
  2. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

ИГРЫ

1. "Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2.  "Лото настроений"

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3.  "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

 

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. "Встреча эмоций"

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7.  "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит"третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1.  "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

  1. "Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
  2. "Трудно ли было тебе понять другого участника?";
  3. "Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

8. "Снимается кино"

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1.  Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

  1. Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  2. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали всеигрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные илиугловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения),развитию воображения, самовыражения.

10.    "Рассматривание картинки"

Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13."Зеркало"

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев -губы сжаты, брови нахмурены; удивление рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

14. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка нахмуриться как:

-         осенняя туча,

-         рассерженный человек,

-         злая волшебница.

улыбнуться, как:

-         кот на солнце,

-         само солнце,

-         как Буратино,

-         как хитрая лиса,

-         как радостный ребенок,

-         как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

-         ребенок, у которого отняли мороженое,

-         два барана на мосту,

-         как человек, которого ударили.

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

-          

-         УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

-         1.  "Назови похожее"

-                     Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции.

-         Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

-         2.  Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и

-         называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

-         3.  Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

-                                            Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

-         4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

-          Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

-         5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

-                   Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

-         1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

-         (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).

-         2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

-         3."Кто расскажет о себе хорошее".

-         Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.

 

Задачи:

1.  Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: "Мама, иди посмотри, там вода разлилась". Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?

  1. Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: "Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!" Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?
  2. Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: "Ты потеряла пуговицу!" Девочка ответила: "Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу".Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?
  3. Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: "Я заболел, у меня болит животик". Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?
  4. Девочки поссорились и стали говорить друг другу: "Уходи, я не хочу с тобой играть! " — "Ну и уйду, не буду с тобой дружить!" Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?
  5. Ребята разговаривают так: "Я был в космосе и видел там Большую медведицу"— "А я был на Луне и играл там с лунятами!" Как ты думаешь, почему они так говорили?
  6. Сын огорчил маму, она сказала ему: '"Я не могу любить такого мальчика!" Что ответил ей мальчик?
  7. Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей:"Перестань, надоело слушать!" Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?

10. "Купи мне мороженое" - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?

11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?

12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: "Ерунда, не стоит благодарности!" Почему он так ответил? Что ему сказал дед?

13.Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит:"Хочу к окошку..." Почему он так просил? Что ему ответила мама?

14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?

15.Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: "Ты почистила зубы?" Как ты думаешь, что ответила девочка?

16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения из программы работы
с гиперактивными детьми .

Упражнение «Аист»

(На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

Воспитатель предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:

— Аист-птица, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне болотные лягушки!
— А еще?
— Еще? Лягушки!
Их ловить — не изловить...
Вот и всё!
Пора ходить!

Дети ходят на месте.

Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения (машут «крыльями»):

Аист, аист, длинноногий
Покажи домой дорогу.

Аист отвечает (дети стоят на месте):

— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.

Упражнение «Цап!»

(Пальчиковая игротерапия)

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?
Кошки, мышки, 
Зайцы и зайчишки.
Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Упражнение «Звуки прибоя»

(На релаксацию)

Звучит медленная музыка.
Дети лежат на ковре.

Воспитатель: «Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине). Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая, луч солнца коснулся левой ноги — нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух. Вдох — выдох, обе ноги теплые, это приятно. Луч солнца коснулся живота и груди — становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух. Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся... Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать...»

Упражнение «Кораблик»

(На развитие умения регулировать мышечный тонус)

Воспитатель  объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево — прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону — прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Воспитатель  обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

Упражнение «Сосед, подними руку!»

(На тренировку сосредоточенности)

Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Упражнение «Сломанная кукла»

(На развитие мышечной саморегуляции)

Водящий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки — медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё — куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

Упражнение «Дерево»

(На релаксацию)

Дети стоят. Воспитатель предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

Упражнение «Буратино»

(На преодоление расторможенности)

Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения:

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Игра «Пуговицы»

(На развитие внимания)

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется). От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра. Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания — 30 секунд.

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями «левый», «правый», «вверх», «вниз». Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

Упражнение «Оловянный солдатик»

(На развитие саморегуляции)

Воспитатель объясняет детям: «Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи,направления,формы коррекционной работы....

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

В материале отражены этапы коррекционно-развивающей индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для ребенка с ОВЗ

Программа для работы психолога с ребенком ЗПР (вид 7.2)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ

*Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ*Индивидуальная образовательная программа *Разделы структуры ИОП...