Главные вкладки

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий для ребенка с ОВЗ
    рабочая программа (3 класс)

    Волкова Любовь Владимировна

    Программа для работы психолога с ребенком ЗПР (вид 7.2)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualnaya_programma_kustov_3d.docx28.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    Рассмотрено

    на педагогическом совете

    протокол от 31.08.18 № 17

    Утверждено

    приказом директора школы

    от 01.09.18 № 515

    ПРОГРАММА

    коррекционно-развивающих занятий для ребенка

    с ограниченными возможностями здоровья

    3 "Д" класс

    Педагог-психолог: Волкова Любовь Владимировна

    Когалым,

    2018 год

    Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    2. Адаптированная основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ №7 начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

    3. Программа коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе А.В.Семенович.

    4. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».

            Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

    Цель программы: реализовать индивидуально ориентированное психологическое сопровождение в условиях образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого – медико -педагогической комиссии).

    Задачи программы:

    1. Побуждение познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации.
    2. Развитие внимания.
    3. Развитие пространственного, временного восприятия и ориентации в пространстве и времени.
    4. Развитие мышления: функций обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации.
    5. Развитие памяти: развитие вербальной долговременной памяти, усиление роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным запоминанием.
    6. Развитие и коррекция мотивационной, личностной и эмоциональной сфер.
    7. Развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности деятельности.

    Программа рассчитана на 1 учебный год - 68 учебных часов (2 часа в неделю).

     Длительность занятий:  40 минут.

    Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.

    Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

    Планируемые результаты развития познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы:

    • сформированные и развитые психологические предпосылки и основы учебной деятельности (умение принимать задачу, выбирать пути и средства для ее осуществления и следовать им; навыки контроля, самоконтроля и самопроверки; развитая познавательная мотивация; активный познавательный интерес).
    • более высокий уровень развития познавательной сферы (развитые пространственные и временные представления; повышение уровня развития мышления; овладение навыками эффективного запоминания; овладение навыками сосредоточения и распределения внимания).
    • оптимальный уровень развития личностной и эмоционально-волевой сферы (усиление способности к рефлексии собственных качеств и чувствительности к психологическим особенностям окружающих людей; гармонизация самооценки; повышение способности к продуктивной регуляции негативных эмоциональных состояний на основе обучения методам работы с эмоциональными состояниями; развитие чувства уважения к окружающим; воспитание культуры выражения эмоций, в том числе, негативных).
    • овладение коммуникативными навыками (расширение репертуара видов общения; овладение навыками конструктивного общения).

      В структуре каждого занятия выделяются следующие части:

    1. Приветствие.
    2. Разминка (создание настроя на работу).
    3. Основная часть (упражнения по теме занятия).
    4. Разминка (упражнения на релаксацию).
    5. Рефлексия.

    Формы и методы оценивания результатов

    Результаты выполнения программы отслеживаются и оцениваются с помощью входной (I четверть) и итоговой (конец учебного года) диагностики.

    Критерии оценки:

    • Диагностика внимания: таблицы Шульте, корректурные пробы, методика Горбова «Красно-черная таблица».
    • Диагностика памяти: методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
    • Диагностика мышления: «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков», «Числовые ряды».
    • Диагностика личности: методика «Лесенка», «Дом-Дерево-Человек», опросник  Г. Шмишека, опросник Л.Г. Почебут.
    • Диагностика мотивации: «исследование уровня притязаний», методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберга-Андреевой, «рисунок школы».
    • Диагностика общего уровня осведомленности об окружающем мире: анкетирование.

    Календарно-тематическое планирование

    Диагностический блок

    1. Диагностика развития внимания.

    2. Диагностика развития памяти.

    3. Диагностика степени владения логическими операциями, способности выделять существенное, умения сравнивать.

    Коррекционно-развивающий блок

    Развитие мышления

    4. Учимся сравнивать и обобщать.

    5.Учимся классифицировать.

    6. Учимся искать закономерности.

    7. Учимся рассуждать и делать выводы.

    8.Учимся анализировать и рассуждать.

    9. Развитие наглядно – образного мышления

    10. Развитие вербального мышления

    11. Развитие логического мышления

    12.Учимся решать нестандартные задачи

    13. Учимся сопоставлять.

    14.Учимся устанавливать причинно-следственные связи.

    15.Учимся анализировать: выделяем существенные и несущественные признаки

    16. Я умею логически мыслить (рефлексия, итоговая диагностика мышления)

    Развитие памяти

    17. Развитие зрительной памяти

    18. Развитие слуховой памяти

    19. Развитие логической памяти

    20. Приемы опосредованного запоминания

    21. Изучаем мнемотехники

    22. Я умею запоминать (рефлексия, итоговая диагностика памяти)

    Развитие внимания

    23. Развитие произвольного внимания

    24. Учимся распределению внимания

    25. Учимся переключению внимания

    26. Какой я внимательный (рефлексия, итоговая диагностика)

    Развитие эмоционально - личностной сферы

    27. Я такой разный (вводный просветительско-диагностический урок)

    28. Воспитываем уверенность в себе

    29. В мире ощущений

    30. Такие разные чувства

    31. Мир моих эмоций

    32.Что такое самооценка?

    33. Методы саморегуляции

    34. Как понять себя и другого?

    35. Мой мир (рефлексия, итоговая диагностика эмоционально-личностной сферы)

    Развитие произвольности, сознательной регуляции и опосредованности деятельности

    36. Моя школа (вводный просветительско-диагностический урок)

    37.Что помогает мне в учебе?

    38.Оценка и отметка: что важнее?

    39.Учимся работать по образцу

    40.Учимся ставить цели и достигать их

    41.Учимся планировать свою деятельность

    42.Какой я ученик? (рефлексия, итоговая диагностика)

    Расширение кругозора

    43.Мир вокруг: какой он? (вводный просветительско-диагностический урок)

    44.Что? Где? Когда? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

    45. Зачем и почему? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

    46.Что такое? Кто такой? (конкретная тематика определяется по результатам диагностики)

    47.Что я знаю о мире вокруг (рефлексия, итоговая диагностика)

    Развитие восприятия

    48. Развитие зрительного восприятия

    49. Развитие слухового восприятия

    50. Развитие кинестетического восприятия

    51. Учимся определять пространственные отношения

    52. Учимся определять временные отношения

    53. Я умею правильно воспринимать мир (рефлексия, итоговая диагностика)

    Развитие коммуникативной сферы

    54.Что такое общение? Как я умею общаться? (вводный просветительско-диагностический урок)

    55.Учимся слушать и слышать

    56. Общение без слов (что такое невербальная коммуникация)

    57. Учимся рассуждать и высказывать свое мнение

    58. Эффективные приемы общения

    59. Отработка полученных навыков общения

    60. Я умею общаться (рефлексия, итоговая диагностика коммуникативных навыков)

    Раскрытие творческого потенциала

    61. В мире творчества. Насколько я креативен? (вводный просветительско-диагностический урок)

    62.«Своими руками» (лепка, конструирование)

    63.«Я художник» (апробируем разные техники рисования)

    64.«В гостях у сказки» (пробуем сочинять сказки)

    65. Моя вообразилия

    66. Я творческая личность (рефлексия, итоговая диагностика творческого потенциала)

    67. Дом из песка.

    68. До встречи, сказка!

    Список литературы

    1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст]: Монография / О. К. Агавелян. — Челябинск, 2003. – 154 с.
    2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
    3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2009. – 221с.
    4. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: учебно-методическое пособие / А. Г. Грецов; под общ. ред. Евсеева С. П. - СПб: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с.
    5. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев. – М.: «Смысл», 2008. – 365 с.
    6. Психологические тесты [Текст] / Под. ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
    7. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) [Текст] / Н.В. Самоукина. - М.: 2002.
    8. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. – 432с.
    9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении [Текст]: практическое пособие. – 2-е изд. / Н.П. Слободяник. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с.
    10. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. [Текст] / Л.М. Фридман.– М.: Педагогика, 2008– 95 с.
    11. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.

    Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей....

    Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

    Задачи,направления,формы коррекционной работы....

    «Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

    Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

    Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития).

    Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для ребенка, имеющего сложную структуру дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата, задержка ...

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

    В материале отражены этапы коррекционно-развивающей индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ....

    Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

    Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...