Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР
рабочая программа на тему

Кузнецова Лариса Владимировна

Задачи,направления,формы коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnymi_zadachami_korrektsionno.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Основными задачами коррекционно-развивающей работы  являются:

  • Активизация познавательной деятельности ребенка;
  • Повышение уровня  умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социально-трудовая адаптация.

Особенности развития детей с ЗПР:

  • Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
  • Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
  • Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
  • Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
  • В школе впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
  • Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
  • Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
  • Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
  • Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
  • Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:

  • Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
  • Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
  • Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
  • Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
  • Поведение  непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
  • Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.

 Основные направления коррекционно-развивающей  работы.

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • формирование навыков соотносительного анализа;
  • развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • формирование умения планировать свою деятельность;
  • развитие комбинаторных способностей;

  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5.  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

6.  Развитие речи, владение техникой чтения.

7.  Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Программа     коррекционно – развивающей работы.

Ф. И. ребенка:  

Срок реализации: 2015-2016 уч.год.

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие   восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

- «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года т.д.»,

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник»

»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»»

Развитие  мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажи  сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие  воображения  и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- «Что будет, если …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.

Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы

В материале отражены этапы коррекционно-развивающей индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ 4 "Б" класса МБОУ "Мюрюнская СОШ№2"

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного   общего образования является обеспечение «условий д...

Реализация программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В школе разработана и реализуется  Программа развития МБОУ  на 2019-2024 г., утверждена приказом.Одно из направлений  работы программы развития называется «Успех каждого ребенка&r...

Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"

Пояснительная запискаДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных услови...