Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР
рабочая программа на тему
Задачи,направления,формы коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnymi_zadachami_korrektsionno.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:
- Активизация познавательной деятельности ребенка;
- Повышение уровня умственного развития;
- Нормализация учебной деятельности;
- Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
- Социально-трудовая адаптация.
Особенности развития детей с ЗПР:
- Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
- Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
- Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
- Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
- В школе впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
- Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
- Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
- Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
- Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
- Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:
- Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
- Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
- Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
- Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
- Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
- Поведение непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
- Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.
Основные направления коррекционно-развивающей работы.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
- Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей;
- Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
6. Развитие речи, владение техникой чтения.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа коррекционно – развивающей работы.
Ф. И. ребенка:
Срок реализации: 2015-2016 уч.год.
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Развитие внимания | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. | - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки» |
Развитие восприятия | 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать представление о частях суток 6) развивать представления о временах года 7) развивать пространственные представления 8) развивать наблюдательность | - «Назови фигуру», - «Геометрическое лото», - «Нарисуй фигуру, которую я назову», - «Танграм», - «Закрой фигуры», - «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), - «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)», - «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур», - «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.». - «Дорисуй фигуры», - «Угадай, что хотел нарисовать художник?» - «Радужный хоровод», - «Уточним цвет предметов (вариативность)», - «Цветное лото», - «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). - «Рассматривание часов, движения секундной стрелки», - «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)», - «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)». - Беседа по картинкам (части суток), - «Разложи картинки», - «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!», - «Угадай время года по описанию (вариативность)», - Отгадывание загадок о временах года - Заучивание стихотворений, - Беседа о временах года, - «Назови время года т.д.», - «Нарисуй в центре круг, справа треугольник» » - «Посмотри и найди предметы круглой формы», - «Кто больше назовёт?», - «Назови все предметы, которые были «спрятаны»» |
Развитие мышления | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность | - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок. |
Развитие памяти | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), - «Я - фотоаппарат». - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз), - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами, - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) |
Развитие воображения и творческих способностей | 1) развивать воображение и творческие способности | - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.
Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей....
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы
В материале отражены этапы коррекционно-развивающей индивидуальной работы с обучающимися с ОВЗ....
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ 4 "Б" класса МБОУ "Мюрюнская СОШ№2"
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования является обеспечение «условий д...
Реализация программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В школе разработана и реализуется Программа развития МБОУ на 2019-2024 г., утверждена приказом.Одно из направлений работы программы развития называется «Успех каждого ребенка&r...
Статья "Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на начальной ступени обучения (в возрасте 7-11 лет)"
Пояснительная запискаДети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных услови...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Индивидуальная логопедическая работа для обучающегося с ТНР"
Рабочая программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...