Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников "Уроки общения"
методическая разработка (1 класс) на тему

Савенкова Анна Владимировна

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_obshcheniya.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Уроки общения»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся: 6 – 8 лет

Автор-составитель:

Савенкова Анна Владимировна,

педагог-психолог

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №8

                                                        г. Выкса


Пояснительная записка

        Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

        Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность.

Умение продуктивно общаться имеет огромное значение для общего психологического развития ребенка, для становления ребенка как личности, развития его самооценки.

Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

«Уроки общения» ставят своей задачей развитие следующих коммуникативных умений:

  • умение слушать и слышать другого человека;
  • умение участвовать в свободной беседе;
  • умение ждать своей очереди;
  • умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
  • умение понимать чувства и настроение другого;
  • умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

        Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики, техники и приемы саморегуляции.

        Закреплению социально-поведенческих норм способствуют и «секреты общения», предлагаемые для запоминания:

—         Называй друга по имени, и он будет называть тебя по имени!

—        Внимательно слушай других, и ты узнаешь много интересного!

—        Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

—        Будь внимателен к окружающим, и люди будут уважать тебя!

—        Поставь себя на место другого, и ты сможешь понять его!

На занятиях используются детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, "сказки, рассказы.

Общие рекомендации по проведению занятий:

  • Занятия организуются во 2 и 3 четверти.
  • Оптимальная периодичность встреч – 2 – 4 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
  • Оптимальное количество участников занятия – 10 – 15 человек
  • Желательно проводить занятия в специальном помещении, где обстановка отличается от классной комнаты (есть игрушки, которыми могут играть дети, стулья или кресла должны стоять полукругом), чтобы дети могли видеть лица друг друга.
  • Занятия лучше проводить в группе продленного дня, после окончания всех уроков, т. к. они помогают снять накопленное за день напряжение.
  • Важно создать доброжелательную обстановку в группе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
  • Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями обучающихся индивидуально и на родительских собраниях.

В структуре каждого занятия выделяются следующие элементы:

  1. Ритуал приветствия
  2. Основная часть
  3. Ритуал прощания.

Большое значение имеет руководство занятиями, которые требуют терпения, внимания, понимания, такта по отношению к детям.

На занятиях должна быть создана благоприятная психологическая атмосфера, непринужденная обстановка, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Доверительные отношения, дружеское расположение к ребенку дают возможность «раскрыться» его внутреннему миру, позволяют ему поделиться с психологом своими проблемами, а психологу – лучше узнать ребенка.


Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Приятно познакомиться!

1 час

Главное  – Имя

1 час

Познакомимся поближе

1 час

Что такое Дружба?

1 час

Мимика

1 час

Пантомимика

1 час

Слушаем и смотрим внимательно

1 час

Мы – внимательные

1 час

Вежливые слова

1 час

Вместо ссоры – помирились

1 час

Хорошие поступки

1 час

Краски настроения

1 час

Хорошее настроение

1 час

«Поделись улыбкою своей»

1 час

Добрые пожелания

1 час

Справедливость

1 час

Как попросить прощения

1 час

Учимся задавать вопросы

1 час

Взаимопонимание

1 час

Первоклассное путешествие

1 час

Итого:

20 часов


Содержание занятий «Уроки общения»

Занятие 1. Приятно познакомиться!

I.        Ритуал приветствия.

II.        «Самопрезентация», «Что такое «Уроки общения», «Снежный ком», «Будь внимателен», «Запомни свое место», «Паутинка», «Счастливый Паровозик»

III.        Ритуал прощания.

Занятие 2.  Главное – Имя

I.        Ритуал приветствия

II.        «Передай мячик», «Первый секрет общения», Беседа «Как нельзя называть других?», «Один - много», «Флажок»

III.        Ритуал прощания        

        

Занятие 3. Познакомимся поближе

I.        Ритуал приветствия

II.     «Передай ключик», Повторяем «Первый секрет общения», «Чуткие руки», «Кто со мной?», «Слушай хлопки», «Ритм»

III.        Ритуал прощания

Занятие 4. Что такое дружба?

I.        Ритуал приветствия

II.     «Поздоровайся по кругу», Повторяем «Первый секрет общения», Беседа «Что такое дружба», «Опиши друга», «Запретный номер», «Что лишнее»

III.        Ритуал прощания

Занятие 5. Мимика

I.        Ритуал приветствия

II.        «Запомни движение», «Лица», Беседа «Что такое мимика», «Маски», «Дотронься до цвета»,  «Угадай настроение»

III.        Ритуал прощания

Занятие 6. Пантомимика

I.        Ритуал приветствия

II.  «Замри», «Чей хвост», «Нос, пол, потолок», «Жесты», Беседа «Что такое пантомимика», «Иностранец», «Большая лужа»

III.        Ритуал прощания

Занятие 7. Слушаем и смотрим внимательно

I.        Ритуал приветствия

II.      «Тропинка», «Буквы алфавита», «Сломанный телефон», «Слушай и исполняй», «Слушаем тишину», «Второй секрет общения», «Репа, огурец, помидор»

III.        Ритуал прощания

Занятие 8. Мы - внимательные

I.        Ритуал приветствия

II.        «Слон, жираф, крокодил», «Пишущая машинка», «Повтори за мной», «Прикосновения», Повторяем «Второй секрет общения», «Нос, пол, потолок»

III.        Ритуал прощания

Занятие 9. Вежливые слова

I.        Ритуал приветствия

II.        «Запрещенное движение», «Волшебное слово», «Назови по имени», «Вежливые слова», «Третий секрет общения», «Магазин вежливых слов», «Розовое слово «Привет»

III.        Ритуал прощания

Занятие 10. Вместо ссоры – помирились

I.        Ритуал приветствия

II.        «Реши задачку», «Часть – целое», «Поздоровается ухо с плечом»,  Повторяем «Третий секрет общения», «Ссора», Беседа «Почему люди ссорятся», «Учимся просить прощение», «Эти разные слова», «Тише, Танечка, не плачь!»

III.        Ритуал прощания

Занятие 11. Хорошие поступки

I.        Ритуал приветствия

II.        «Запомни порядок», «Замри», «Если бы я был волшебником»,  «Четвертый секрет общения», «Царевна Несмеяна», «Что можно сделать для друга», «Хороший поступок»

III.        Ритуал прощания

Занятие 12. Краски настроения

I.        Ритуал приветствия

II.        «Репа, огурец, помидор», «Что лишнее?», Повторяем «Третий секрет общения», «Четыре стихии», «Дотронься до цвета», «Цветопись настроения», «Цветик-многоцветик», Повторяем «Четвертый секрет общения», «Краски»

III.        Ритуал прощания

Занятие 13. Хорошее настроение

I.        Ритуал приветствия

II.        «Цвет настроения»,  «Доброе слово и кошке приятно», Повторяем «Третий секрет общения», «Угадай-ка», «Игра в мяч», «Поделись настроением», «Вспомним хорошее», «Придумай загадку»

III.        Ритуал прощания

Занятие 14. «Поделись улыбкою своей»

I.        Ритуал приветствия

II.        «Повтори слово», «Повтори движение», «На улице», «Волшебный подарок», «Поделись улыбкою своей», «На узкой тропинке», Повторяем «Четвертый секрет общения»

III.        Ритуал прощания

        

Занятие 15. «Добрые пожелания»

I.        Ритуал приветствия

II.        «Встреча», «Вспомни загадку», «Кто как голос подает?», «Передай ключик», «Интонации», Повторяем четыре «Секрета общения», «Провожаем друга»

III.        Ритуал прощания

Занятие 16. «Справедливость»

I.        Ритуал приветствия

II.        «Сравни с цветочком», «Интонации», «Так будет справедливее», «Пятый секрет общения», «Реши задачку»,  «Жмурки»

III.        Ритуал прощания

Занятие 17. «Как просить прощения»

I.        Ритуал приветствия

II.        «Ну-ка отгадай», «Искра», «Сколько фигур?», «Ссора», Беседа «Как просить прощения», «Добрые слова»

III.        Ритуал прощания

Занятие 18. «Учимся задавать вопросы»

I.        Ритуал приветствия

II.        «Как дела?», «Кто что сделал?», «Объясни пословицу», «Иностранец», «Интервью», Повторяем «Пятый секрет общения»,

III.        Ритуал прощания

Занятие 19. «Взаимопонимание»

I.        Ритуал приветствия

II.        Повторяем «Секреты общения», «Спроси у друга», «Пойми меня без слов», «Да и Нет не говорите», «Волшебная сказка»

III.        Ритуал прощания

Занятие 20. «Первоклассное путешествие»

I.        Ритуал приветствия

II.            «Первоклассное путешествие»

II.        Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....