Особенности вариативности как общей творческой способности
статья на тему

Статья, содержащая описание педагогического эксперимента по выявлению уровня вариативности у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_variativnosti.docx165.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №26 Невского района Санкт-Петербурга

Овсянко Ольга Александровна

Особенности вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности младших школьников по результатам экспериментальной работы

§ 1. Особенности развития вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности младших школьников по результатам первого констатирующего эксперимента

Итак, целью исследования является изучение развития вариативности в различных видах творческой деятельности (художественном и техническом творчестве).

Объектом исследования является художественная и техническая творческая деятельность младших школьников.

Предметом исследования является целенаправленное развитие вариативности как общей творческой способности младших школьников.

Гипотеза:

  1. Организация художественной и технической творческой деятельности младших школьников способствует развитию у детей вариативности как общей творческой способности.
  2. Успешность развития вариативности в различных видах творческой деятельности младших школьников обусловлено рядом психолого-педагогических условий:
  • осознание учащимися важности вариативности решений;
  • владение технологиями художественной и технической творческой деятельности;
  • вариативным характером художественных и творческих задач.

Для проверки гипотезы сформулированы  следующие задачи:

  • подобрать диагностические методики для изучения вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности (художественном и техническом творчестве);
  • выявить уровень развития вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности (художественном и техническом творчестве);
  • разработать и апробировать методику целенаправленного развития вариативности посредством организации художественной и технической творческой деятельности.

С помощью описанных в Главе II методик констатирующего эксперимента были получены данные об уровне развития вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности у учащихся экспериментального и контрольного классов. Результаты первого констатирующего среза представлены в Таблице 4.

Таблица 4. Распределение учащихся по уровням развития вариативности в экспериментальном и контрольном классах на основе данных первого констатирующего эксперимента (в %)

             Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс[1]

Э

К

Э

К

Э

К

Низкий

25

21

17

8

13

21

Средний

71

71

66

75

54

54

Высокий

4

8

17

8

33

25

Диаграмма 1. Распределение учащихся по уровням развития вариативности в экспериментальном и контрольном классах на основе данных первого констатирующего эксперимента (в %)

Необходимо отметить, что на низком уровне развития вариативности как общей творческой способности находится больше учеников, чем на высоком уровне развития указанной способности в обоих классах. Вероятно, это обусловлено отсутствием целенаправленной работы по развитию данной способности. Однако показатели вариативности в художественном творчестве обратные. На низком уровне развития данной способности находится меньше учеников, чем на высоком. Скорее всего, это объясняется склонностью детей младшего школьного возраста к художественному творчеству. Выявилось, что на низком и высоком уровне развития вариативности в техническом творчестве находится одинаковое количество учеников как в экспериментальном классе, так и в контрольном.

Таким образом, наиболее высокие показатели в обоих классах выявлены в художественной творческой деятельности. Более низкие результаты обнаружены при диагностике вариативности как общей творческой способности и в техническом творчестве.

Обратимся к более детальному анализу полученных результатов и рассмотрим распределение испытуемых по уровням развития на основе отдельных показателей развития вариативности. Так как основными показателями развития вариативности было решено считать беглость, гибкость и оригинальность, остановимся на них (Таблицы 5, 6, 7)

Таблица 5. Проявление беглости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

             Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

Низкий

21

12

33

29

25

17

Средний

54

71

50

54

50

54

Высокий

25

17

17

17

25

29

Диаграмма 2. Проявление беглости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Как видно из Таблицы 5, беглость как показатель вариативности в большей мере проявляется в художественном творчестве и при решении задач на общую вариативность. Показатель беглости при решении технических творческих задач ниже, вероятно, потому, что младшие школьники не имеют достаточного опыта в этом виде творчества и на данном этапе своего развития не способны предложить множество вариантов решения задачи.

Таблица 6. Проявление гибкости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

             Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

Низкий

17

17

21

17

21

21

Средний

66

59

71

66

71

75

Высокий

17

24

8

17

8

4

Диаграмма 3. Проявление гибкости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

По данным Таблицы 6 мы видим, что гибкость как показатель вариативности преобладает в данных по общей вариативности, чуть ниже данные по гибкости в техническом творчестве. Интересно, что данный показатель наиболее слабо проявляется в художественном творчестве. Возможно, это обусловлено содержанием изобразительной деятельности.

Таблица 7. Проявление оригинальности как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

             Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

Низкий

33

25

33

24

17

25

Средний

59

54

54

59

79

71

Высокий

8

21

13

17

4

4

Диаграмма 4. Проявление оригинальности как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Как видно из Таблицы 7, оригинальность практически одинаково проявляется в вариативности как общей творческой способности и в техническом творчестве на всех трех уровнях развития. В художественном творчестве заметно повышается процент учеников, относящихся к среднему уровню развития по показателю оригинальности, и снижается количество детей на высоком уровне. Вероятно, это следствие трудности содержания технического творчества для младших школьников.

По всем трем рассматриваемым направлениям развития вариативности наблюдается наибольший процент учащихся на среднем уровне развития каждого из показателей. По беглости и гибкости как показателям общей способности к вариативности процент детей, находящихся на высоком уровне развития превышает процент детей с низким уровнем развития. Однако по оригинальности как показателю общей способности к вариативности намечена обратная тенденция. Процент детей с низким уровнем развития превышает количество детей с высоким уровнем, особенно в экспериментальном классе. Скорее всего, это обусловлено особенностями младшего школьного возраста и их большей склонностью к репродуктивной деятельности.

Следовательно, основываясь на данных Таблиц 4, 5, 6, 7, можно сделать следующий вывод. Результаты 4 «А» и 4 «Б» классов разнятся незначительно. В обоих классах большинство учеников находится на среднем уровне развития вариативности. В качестве экспериментального класса был выбран 4 «Б» класс, а 4 «А» определен как контрольный.

Итак, в ходе  первого констатирующего эксперимента было выявлено:

  • в обоих классах преобладает средний уровень развития вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности;
  • более высокий уровень развития вариативности учащиеся обоих классов обнаруживают в художественном творчестве; чуть ниже показатели вариативности как общей творческой способности; самые низкие показатели развития вариативности в технической творческой деятельности;
  • результаты, полученные в ходе диагностики, в обоих классах отличаются незначительно, в том числе и по показателям развития вариативности;
  • среди показателей вариативности у учащихся обоих классов преобладает беглость, слабее развита гибкость, хуже всего – оригинальность. Этот факт объясняется тем, что беглость – наиболее простой для выполнения показатель вариативности. Для достижения высоких показателей по гибкости у младших школьников недостаточно сформировано абстрактное мышление. Низкие показатели оригинальности являются следствием склонности учащихся младшего школьного возраста к репродуктивной деятельности.

§ 2. Особенности развития вариативности как общей творческой способности и в различных видах творческой деятельности младших школьников по результатам второго констатирующего эксперимента

Для проверки эффективности формирующего эксперимента был проведен второй констатирующий срез на основе методик, аналогичных используемым в первом констатирующем срезе.

Сравним результаты первого и второго констатирующих экспериментов. Данные проиллюстрированы Таблицей 8.

Таблица 8. Соотношение результатов первого и второго констатирующих экспериментов в экспериментальном и контрольном классах (в %)

Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

№ среза

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

Низкий

25

4

0,97

21

17

0,27

17

8

0,66

8

8

0

33

8

0,98

21

13

0,54

Средний

71

71

0

71

75

0,24

66

59

0,38

75

79

0,26

54

63

0,47

54

66

0,60

Высокий

4

25

0,97

8

8

0

17

33

0,81

17

13

0,30

13

29

0,83

25

21

0,26

Диаграмма 5. Соотношение результатов первого и второго констатирующих экспериментов в экспериментальном и контрольном классах (в %)

Определение степени существенности полученных результатов было осуществлено с помощью Критерия Стьюдента [27].

Для данного метода математической обработки полученных в ходе эксперимента данных показатель значимости различий P ≥ 0,95 означает наличие существенных различий; Р < 0,95 означает наличие несущественных различий в показателях; Р ≥ 0,65 означает наличие тенденции увеличения (снижения) показателей.

Из таблицы мы видим, что в экспериментальном классе наблюдается положительная тенденция к снижению показателя на низком уровне развития вариативности во всех экспериментальных ситуациях и его повышения на высоком уровне. В контрольном же классе все изменения носят несущественный характер.

Из таблицы также видно, что на низком уровне развития вариативности по двум направления (вариативность как общая творческая способность и в художественном творчестве) достигнуты статистически существенные различия (процентный показатель уменьшился), по одному (вариативность в техническом творчестве) намечена тенденция снижения показателя. Таким образом, мы можем говорить о том, что на низком уровне развития вариативности после формирующего эксперимента осталось меньше учеников.

На среднем уровне развития вариативности по всем трем показателям существенных различий не достигнуто. Это, вероятно, объясняется тем, что часть детей со средним уровнем развития вариативности перешли на высокий уровень, а часть учеников с низким уровнем развития достигли среднего.

На высоком уровне развития вариативности как общей творческой способности достигнуты существенные различия, а вариативности решений художественных и технических задач – намечена положительная тенденция увеличения показателя. Данный факт может свидетельствовать о том, что организация художественной и технической творческой деятельности младших школьников способствует развитию у детей вариативности как общей творческой способности, но для достижения высоких результатов в развитии вариативности в указанных видах творческой деятельности необходим более длительный период целенаправленного формирования.

Таким образом, в направлении развития вариативности как общей творческой способности и вариативности решения художественных творческих задач получены статистически достоверные положительные результаты. В направлении развития вариативности в техническом творчестве намечена положительная тенденция, обусловленная сложностью данного вида творчества для младших школьников.

Рассмотрим подробнее динамику отдельных показателей (Таблицы 9, 10, 11).

Таблица 9. Проявление беглости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

№ среза

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

Низкий

21

4

0,94

12

8

0,35

33

8

0,97

29

25

0,24

25

13

0,72

17

17

0

Средний

54

59

0,27

71

75

0,24

50

54

0,22

54

50

0,22

50

66

0,74

54

59

0,27

Высокий

25

37

0,63

17

17

0

17

38

0,90

17

25

0,50

25

21

0,25

29

24

0,30

Диаграмма 6. Проявление беглости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

По данным Таблицы 9 видно, что в направлении развития беглости как показателя вариативности выявлена положительная динамика. Беглость вариативности как общей творческой способности имеет тенденцию к снижению показателя на низком уровне (с 21% до 4%; P(t)=0,94), данный показатель увеличился на высоком уровне, но этот результат нельзя считать статистически достоверным. В направлении развития беглости вариативности в техническом творчестве получены статистически достоверные положительные результаты. На низком уровне показатель снизился с 33 % до 8 % (P(t)=0,97), а на высоком ярко выражена тенденция к увеличению показателя (P(t)=0,90). За счет указанных особенностей показатели на среднем уровне в перечисленных экспериментальных ситуациях значительно не изменились. По беглости вариативности в художественном творчестве отмечается тенденция снижения показателя на низком уровне и его увеличение на среднем уровне. Ввиду этого показатель высокого уровня развития значительно не изменился.

Таблица 10. Проявление гибкости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

№ среза

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

Низкий

17

8

0,66

17

17

0

21

17

0,27

17

17

0

21

17

0,27

21

17

0,27

Средний

66

80

0,73

59

59

0

71

66

0,29

66

59

0,38

71

66

0,29

75

75

0

Высокий

17

12

0,38

24

24

0

8

17

0,66

17

24

0,45

8

17

0,66

4

8

0,45

Диаграмма 7. Проявление гибкости как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Данные Таблицы 10 иллюстрируют тот факт, что по гибкости как показателю развития вариативности значительных изменений не произошло по всем трем направлениям работы. Намечена лишь тенденция снижения показателя на низком уровне и увеличения показателя на среднем уровне развития вариативности как общей творческой способности (P(t)=0,66 и P(t)=0,73 соответственно). В техническом и художественном творчестве по гибкости выявлена тенденция к увеличению показателя на высоком уровне (P(t)=0,66 в обоих случаях). Вероятно, это связано со слабым развитием гибкости творческого мышления в целом у детей данного возраста.

Таблица 11. Проявление оригинальности как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Показатель

Уровень

развития

Вариативность как общая творческая способность

Вариативность в техническом творчестве

Вариативность в художественном творчестве

Класс

Э

К

Э

К

Э

К

№ среза

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

I

II

P(t)

Низкий

33

4

0,99

25

21

0,26

33

8

0,97

24

21

0,20

17

4

0,88

25

21

0,25

Средний

59

54

0,27

54

54

0

54

59

0,27

59

66

0,38

79

63

0,78

71

66

0,29

Высокий

8

42

0,99

21

25

0,25

13

33

0,91

17

13

0,30

4

33

0,99

4

13

0,75

Диаграмма 8. Проявление оригинальности как показателя развития вариативности в различных видах творческой деятельности (в %)

Как видно из Таблицы 11, по всем трем направлениям работы по оригинальности как показателю развития вариативности выявлены положительные изменения. Статистически достоверные различия обнаружены во всех экспериментальных ситуациях на низком и высоком уровне развития вариативности.

Таблицы наглядно показывают, что наиболее существенные изменения произошли в показателях беглости и оригинальности по всем трем направлениям работы. Это удовлетворяет задачам нашего исследования, так как именно беглость и оригинальность в большей мере соответствуют понятию вариативности и творчества.

Итак, данные второго констатирующего среза позволяют сделать следующие выводы:

  • статистически достоверные различия получены в направлении развития вариативности как общей творческой способности и вариативности в художественном творчестве;
  • в направлении развития вариативности в техническом творчестве намечена положительная тенденция увеличения показателей на среднем и высоком уровнях, снижения – на низком уровне;
  • получены статистически достоверные различия беглости и оригинальности как основных показателей способности к вариативности; показатель гибкости особых изменений не претерпел, так как несмотря на целенаправленную работу по развитию вариативности у младших школьников недостаточно развито абстрактное мышление для достижения высоких показателей по гибкости.


[1] Здесь и далее: Э – экспериментальный класс, К – контрольный класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

Формирование вариативности как общей творческой способности в учебной деятельности младших школьников.

Среди многих проблем в психологической науке одно из важнейших мест всегда занимала  проблема развития творческих способностей. Актуальность этой проблемы в настоящее время нельзя считать делом м...

«Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»

laquo;Развитие ителлектуальных и творческих способностей у детей с общим речевым недоразвитием, посредством внеклассной деятельности (театрализованной деятельности)»...

Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр

Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр...