Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр
материал

Попова Ирина Сергеевна

Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческих способностей

у детей с ТМНР

 Учитель Попова  И.С.

     Чтобы говорить о развитии творческих способностей у детей с умственной отсталостью, необходимо определиться с терминологией. Главный признак заболевания детей с умственной отсталостью заключается в снижении интеллекта. Однако все симптомы целесообразно рассматривать в зависимости от степени недуга.  

   Лёгкая степень умственной отсталости. Как правило, по внешнему виду, практически нельзя отличить ребёнка с легкой степенью умственной отсталости от здорового сверстника. Проблемы в обучении у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости возникают из-за низкой концентрации внимания.  Ещё таким учащимся характерно отклонение в поведении. Это связано с тем, что детей пугает любое изменение окружающей действительности. Они могут замкнуться в себе, либо же чтобы привлечь к себе внимание, начинают неадекватно себя вести. Поэтому очень часто возникают трудности при общении с окружающими.

    Средняя степень умственной отсталости. Люди со средней степенью умственной отсталости, способны различать наказание и похвалу, они могут испытывать радость, сопереживают происходящему. Они легко обучаемы навыкам самообслуживания, порой даже письму, чтению, элементарному счету.

    Тяжелая степень умственной отсталости. Для людей с этой степенью отсталости характерно отсутствие речи, движения нецеленаправленны и неуклюжи. Эмоции ограничены, могут испытывать только неудовольствие и радость. Отличительной особенностью является то, что они не могут проживать самостоятельно, им необходим  уход и постоянный контроль.

    Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим поражением коры головного мозга.

   Отклонения в интеллектуальном развитии - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие психические функции. 

   Изучая исследования вышеперечисленных ученых, мы пришли к выводу, что дети с особыми образовательными потребностями, в онтогенезе имеют необратимые изменения в условно-рефлекторной деятельности, нестабильность процессов возбуждения и торможения. Развитие ребёнка с лёгкой степенью умственной отсталости проходит аномально, так как происходит недоразвитие процессов познания, эмоции, воли, и как следствие личности в целом.

   Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.

   Особенностью восприятия учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости является замедленность и очень низкая мобильность нервных процессов.  Объём материала, который они могут усвоить за занятие, очень низок.  Ограниченность и узость восприятия является препятствием для детей при возникновении той, или иной ситуации, особенно если обстановка незнакома и непривычна. Поэтому дети долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.

   Глядя на какой-либо объект, дети с особыми образовательными потребностями не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметaми или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.

   В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

   Учащиеся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости отстают в физическом развитии: медлительны, у них нарушена зрительно-двигательная координация, мышечный тонус ослаблен, не развита общая и мелкая моторика. В результате, это мешает им развиваться так же успешно, как их здоровым сверстникам. Кроме этого недостатки в развитии отрицательно влияют на воспитание и обучение учащихся, особенно во время учебного процесса и занятий во внеурочной деятельности.

   Восприятие неразрывно связано с мышлением. А мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у детей с особыми образовательными потребностями недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

   В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

   Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

   Ярко проявляется специфика операций сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез – а они нaрушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто – по несоотносимым.

  Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общeе в отличающихся. Мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии характерна конкретность, ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность.

  Дети с особыми образовательными потребностями обычно начинают выполнять работу, недослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.

   Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у таких детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

   Они лучше зaпоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Оно у ребенка замедленно, требуются многократные повторения.

   В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы [4].

    Как отмечает Л.С. Выготский, слабость памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности.

   Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей с особыми образовательными потребностями носит бессистемный характер. Им свойственны незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к ошибкам при воспроизведении.

   У данных детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются.

   Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – и поэтому формирование воображения идет на неблагоприятной основе [12].

    У детей с особыми образовательными потребностями развития также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У аномальных детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении [30].

    Также умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций.

    Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Все отмеченные особенности психической деятельности таких детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

    Дети с умственной отсталостью ищут в работе легкий путь, который не требует приложения волевых усилий. Это проявляется в подражании, импульсивности, незаинтересованности при выполнении заданий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Если к ребёнку отклонениями в интеллектуальном развитии постоянно предъявлять требования, которые в силу индивидуальных особенностей развития он не может выполнить, у него может развиться негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

    Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, как следствие очень слабо выраженные творческие способности.  Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей.

    Таким образом, умственно отсталые учащиеся не могут проанализировать результат решённой задачи, которая перед ними стояла, вследствие чего не могут правильно оценить ее решение. Отсутствие навыков самоанализа собственной деятельности, приводит к тому, что они с большим трудом выполняют творческие работы и осваивают творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

"Декоративно-прикладное творчетво, как средство развития творческих способностей у детей 1-2 классов на занятиях в кружке "Творческая мастерская"

Развитие творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики  и определяет задачу - воспитание в деталях творческой интеграции окружающего мира, самостоятельнос...

Доклад Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Способность к творчеству, развитие воображения является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее....