статья Первые перегрузки в школе и дома
статья (1 класс) на тему

Сафонова Елена Валерьевна

Когода ребенок поступает в школу необходимо внимательно следить за его здоровьем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафонова Елена Валерьевна

МКОУ СОШ № 5 г. Дзержинск Нижегородская область

Учитель начальных классов

Первые перегрузки в школе и дома

Учиться в школе совсем не так легко, как думают взрослые. Ведь малыши должны привыкнуть к урокам и переменам, к классному коллективу, дисциплине и к тому, что теперь они будут не только играть, как раньше, а учиться. Безусловно, возникнут трудности, и родители должны быть к ним готовы. И все таки, самая большая нагрузка ложиться на нервно- психическую сферу ребенка, на его «нервы», и поэтому уже с первых дней учебы многие родители замечают , как меняется поведение и самочувствие их детей. Некоторые малыши становятся беспокойными или наоборот вялыми, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что болит голова, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо – ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и конечно, это не происходит бесследно для самочувствия детей. Через 1-2 месяца у большинства самочувствие улучшается. Ребенок становится более спокойным и дисциплинированным, чувствует себя уже школьником, успешно учиться.

Но не всегда бывает так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро утомляются и не подают тех надежд, которые подавали в первые дни, появляются слабо успевающие ученики, некоторые совсем не усваивают программу. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. Почему все это происходит? Как помочь детям?

Мы уже подробно говорили о том, что нервно-психическая сфера ребенка очень чувсвительна  к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, переживания, непосильные змоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы ребенка, привести к ухудшению его психического здоровья.

Много хлопот доставляют родителям и школе «чересчур живые» дети. Порой родители не видят ту грань, где детская живость, непоседливость, активность переходит в так называемую двигательную расторможенность.

Двигательная расторможенность – это один из симптомов слабости нервной системы, который свидетельствует о преобладании у ребенка процессов возбуждения. Такого ребенка видно сразу: это модель «перпетуум мобиле». Его невозможно удержать на месте, заставить слушать, заниматься каким то делом. Он с большим трудом усваевает школьную программу, имеет чрезвычайно низкую работоспособность, не успевает за темпом работы класса, плаксив, раздражителен, постоянно нарушает дисциплину.

Такого вида расстройства со стороны нервной системы, которые выражаются в двигательной расторможенности ребенка, повышенной возбудимости, нарушении поведения  среди учащихся младших классов не редки.

В чем же причина? Дело в том ,что во время созревания организма ребенка проходит несколько определенных этапов.

Один из них приходится на возраст от четырех до семи лет, когда преобладает психомоторный уровень реагирования. Ребенок на все раздражения отвечает плачем суетой, ему трудно управлять собой. Такие неблагоприятные воздействия как родовая травма, ушибы головы в раннем возрасте, инфекционные заболевания делают более явным то , что присуще возрастным особенностям здорового ребенка. А ведь здоровым детям в первую очередь свойственна потребность в движении. Отсюда столь частая расторможенность, чрезмерная непоседливость, неуправляемость у детей с ослабленной нервной системой. В тех случаях, когода ребенок попадает в более сложную «жизненную ситуацию», каковой и является начало систематического обучения в школе, все эти проявления становятся еще более выраженными. Стандартное объяснение взрослыми такого поведения: избалованность, капризы, непослушание, невоспитанность. Не понимая истинных причин подобного поведения, родители, естественно, не всегда верно выбирают и тактику своего поведения, и тактику воздействия на ребенка Конечно такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей, однако, опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только способствуют ухудшению состояния малыша. Прежде чем наказывать ребенка, обвинять его, требовать строгого подчинения, необходимо разобраться – не связано ли это с нарушением здоровья и не требуется ли здесь помощь врача. Еще раз подчеркиваем: да с таким ребенком очень трудно, но не опускайте руки и не теряйте надежду. Ведь это ваш ребенок и вы его, конечно, любите, поэтому прислушайтесь к нашим советам.

Если ваш малыш очень перевозбудился, не имеет смысла вступать с ним в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем – то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Вспоминаем одну маму: совершенно уверенная в своей правоте, она рассказывала: «Представляете, она (дочь, 6 лет) накинулась на меня с кулаками! Ну я ей дала, так врезала!» . Да тут есть о чем подумать. Права ли была эта мама? Может быть, стоило остановить девочку и сказать ( это трудно, но другого выхода нет) спокой ным голосом: « А вот драться и делать другому больно нехорошо!». Дело в том, что ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку «отойти», успокоиться. Лучше не применять жестких мер воздействия, они лишь озлобляют ребенка.

Неправильный педагогический подход, отсутствие своевременной коррекции и лечения чаще всего приводит к резкому ухудшению состояния здоровья ребенка, развитию невротических расстройств. Вместо наказаний, принуждений, грубость лучше отвлечь ребенка, похвалить его за малейший успех, дать понять, что и он не хуже других. Похвала, доброе словао, терпение и выдержка родителей всегда сделают свое доброе дело. Конечно, ребенок всегда должен знать, в чем он ошибся, что надо исправить. Но делать это надо терпеливо, тактично, не оскорбляя ребенка и не унижая его достоинства.

И еще раз напоминаем вам – не откладывайте визит к врачу, только своевременно принятые меры педагогические и лечебные меры помогут вашему ребенку.



Предварительный просмотр:

Сафонова Елена Валерьевна

МКОУ СОШ № 5 г. Дзержинск Нижегородская область

Учитель начальных классов

Первые перегрузки в школе и дома

Учиться в школе совсем не так легко, как думают взрослые. Ведь малыши должны привыкнуть к урокам и переменам, к классному коллективу, дисциплине и к тому, что теперь они будут не только играть, как раньше, а учиться. Безусловно, возникнут трудности, и родители должны быть к ним готовы. И все таки, самая большая нагрузка ложиться на нервно- психическую сферу ребенка, на его «нервы», и поэтому уже с первых дней учебы многие родители замечают , как меняется поведение и самочувствие их детей. Некоторые малыши становятся беспокойными или наоборот вялыми, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что болит голова, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо – ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и конечно, это не происходит бесследно для самочувствия детей. Через 1-2 месяца у большинства самочувствие улучшается. Ребенок становится более спокойным и дисциплинированным, чувствует себя уже школьником, успешно учиться.

Но не всегда бывает так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро утомляются и не подают тех надежд, которые подавали в первые дни, появляются слабо успевающие ученики, некоторые совсем не усваивают программу. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. Почему все это происходит? Как помочь детям?

Мы уже подробно говорили о том, что нервно-психическая сфера ребенка очень чувсвительна  к различным неблагоприятным воздействиям. Перенесенные заболевания, тем более повторные, переживания, непосильные змоциональные, умственные, физические нагрузки могут явиться причиной резкого ослабления функционального состояния нервной системы ребенка, привести к ухудшению его психического здоровья.

Много хлопот доставляют родителям и школе «чересчур живые» дети. Порой родители не видят ту грань, где детская живость, непоседливость, активность переходит в так называемую двигательную расторможенность.

Двигательная расторможенность – это один из симптомов слабости нервной системы, который свидетельствует о преобладании у ребенка процессов возбуждения. Такого ребенка видно сразу: это модель «перпетуум мобиле». Его невозможно удержать на месте, заставить слушать, заниматься каким то делом. Он с большим трудом усваевает школьную программу, имеет чрезвычайно низкую работоспособность, не успевает за темпом работы класса, плаксив, раздражителен, постоянно нарушает дисциплину.

Такого вида расстройства со стороны нервной системы, которые выражаются в двигательной расторможенности ребенка, повышенной возбудимости, нарушении поведения  среди учащихся младших классов не редки.

В чем же причина? Дело в том ,что во время созревания организма ребенка проходит несколько определенных этапов.

Один из них приходится на возраст от четырех до семи лет, когда преобладает психомоторный уровень реагирования. Ребенок на все раздражения отвечает плачем суетой, ему трудно управлять собой. Такие неблагоприятные воздействия как родовая травма, ушибы головы в раннем возрасте, инфекционные заболевания делают более явным то , что присуще возрастным особенностям здорового ребенка. А ведь здоровым детям в первую очередь свойственна потребность в движении. Отсюда столь частая расторможенность, чрезмерная непоседливость, неуправляемость у детей с ослабленной нервной системой. В тех случаях, когода ребенок попадает в более сложную «жизненную ситуацию», каковой и является начало систематического обучения в школе, все эти проявления становятся еще более выраженными. Стандартное объяснение взрослыми такого поведения: избалованность, капризы, непослушание, невоспитанность. Не понимая истинных причин подобного поведения, родители, естественно, не всегда верно выбирают и тактику своего поведения, и тактику воздействия на ребенка Конечно такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей, однако, опыт показывает, что частые наказания, окрики, желание настоять на своем во что бы то ни стало, в подобных случаях не помогают, а только способствуют ухудшению состояния малыша. Прежде чем наказывать ребенка, обвинять его, требовать строгого подчинения, необходимо разобраться – не связано ли это с нарушением здоровья и не требуется ли здесь помощь врача. Еще раз подчеркиваем: да с таким ребенком очень трудно, но не опускайте руки и не теряйте надежду. Ведь это ваш ребенок и вы его, конечно, любите, поэтому прислушайтесь к нашим советам.

Если ваш малыш очень перевозбудился, не имеет смысла вступать с ним в дискуссию, пытаться перекричать его, в чем – то убедить, грубо удерживать, заражаться его яростью и гневом. Ни к чему хорошему это не приведет. Вспоминаем одну маму: совершенно уверенная в своей правоте, она рассказывала: «Представляете, она (дочь, 6 лет) накинулась на меня с кулаками! Ну я ей дала, так врезала!» . Да тут есть о чем подумать. Права ли была эта мама? Может быть, стоило остановить девочку и сказать ( это трудно, но другого выхода нет) спокой ным голосом: « А вот драться и делать другому больно нехорошо!». Дело в том, что ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку «отойти», успокоиться. Лучше не применять жестких мер воздействия, они лишь озлобляют ребенка.

Неправильный педагогический подход, отсутствие своевременной коррекции и лечения чаще всего приводит к резкому ухудшению состояния здоровья ребенка, развитию невротических расстройств. Вместо наказаний, принуждений, грубость лучше отвлечь ребенка, похвалить его за малейший успех, дать понять, что и он не хуже других. Похвала, доброе словао, терпение и выдержка родителей всегда сделают свое доброе дело. Конечно, ребенок всегда должен знать, в чем он ошибся, что надо исправить. Но делать это надо терпеливо, тактично, не оскорбляя ребенка и не унижая его достоинства.

И еще раз напоминаем вам – не откладывайте визит к врачу, только своевременно принятые меры педагогические и лечебные меры помогут вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формула общения первоклассника в первые дни в школе»

В данной статья, анализируя собственный опыт, я предлагаю некоторые способы адаптации первоклассников к школе....

Статья "Первоклассник в школе и дома"

Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе...

Статья "Первый раз в первый класс"

В статье затронуты вопросы адаптации ребенка к школе....

Статья "Первый урок в первом классе – важное событие в школьной жизни ребенка"

Первый урок в первом классе –  важное событие в школьной жизни ребенка....

Статья "Первый раз в первый класс!"

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»? Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая соци...

Статья "Первый раз в первый класс!"

О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»? Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая соци...

Статья «Адаптация детей первого класса в школе»

В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопрово...