Статья "Первоклассник в школе и дома"
статья (1 класс) по теме

Литвинова Оксана Васильевна

Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoklassnik_v_shkole_i_doma.docx13.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Первоклассник в школе и дома,

                  Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе

         Начало обучения в школе- один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

        Это не только новые условия жизни и деятельности человека-это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

      Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В тоже время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

     Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

      Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. И учитель должен хорошо представлять себе это.

     Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед нами задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

     Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.

    Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умение вместе работать.

     Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревнования, конкуренции доминируют в совместной работе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе вхождений в новый для  него коллектив  важную роль играет учитель.  

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в школу и домой.

Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.-А если ты идёшь пешком, то кто ты?...

Первоклассник в школе и дома

Статья об адаптации детей к школе...

Литературная игра по книге Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Материал для проведения урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по книге Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

Гипрактивный ребенок в школе и дома.

"Гиперактивный ребенок в школе и семье. Какой он? Как с ним работать, какие условия необходимо создать для его успешного  развития?"  Эти вопросы все чаще и чаще встают перед учителями и род...

Мое настроение в школе и дома

Классный час направлен на воспитание у учащихся  потребности и способности внимательного, чуткого отношения к своим близким (семье). Посредством включения детей в разнообразную деятельность на за...