План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

В данном конспекте раскрыта работа над текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitya_maleev_v_shkole_i_doma.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

Цели: 1) познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»;

2) развивать речь, память, творческие способности учащихся;

                 3) воспитывать нравственные качества.

        Оборудование: выставка творческих работ учащихся, портрет Н.Н. Носова,

выставка книг Н.Носова.

Ход урока        

 I. Организационный момент урока.        

Сообщение темы урока.

  1. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по разделу  

«Мир - театр, люди - актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.                ч1/

II. Динамическое чтение.        

1. Жужжащее чтение (птичий базар)

2. Чтение чистоговорок.        

Са-са-са - в лесу бегает лиса,

Со-со-со - у Вити колесо,

            Ос-ос-ос - на поляне много ос,

          Су-су-су - было холодно в лесу,

         Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.

          3. Чтение скороговорок.        ***

         Ах вы, сени, сени,                                       Везет на горку Саня

         Вышел в сени сонный Сеня,                      За собою сани.

         И в сенях споткнулся Сеня,                       Ехал с горки Саня

         И кувырк через ступени.                           А на Сане сани.

                       ***                ***

          Было весело на горке                               Слышит смех честного люда,

           Сане, Соне и Егорке,                               Трусит с горки съехать Люда.

          А Маруся не каталась –

          В снег упасть она боялась.

III. Проверка домашнего задания.

                     1. Пересказ пьесы учащимися.        

                     2. Выставка творческих работ учащихся.        

(несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)        

IV. Актуализация знаний.        

- Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?

           -Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)        

          - Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?

           - Правильно, пьеса - это любое драматическое произведение, предназначенное для театра - трагедия, комедия, драма, водевиль.        

             - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой ре шили бороться за красное

 знамя... Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили

 участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).

             - Кто автор произведения? (Н.Носов)        

          - Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)        

            - А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?

            - Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».

          - Что характерно для произведений Н.Носова?        

          - Кто является главным героем его произведений?

           - Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех        

возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого

человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не

юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как

принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.        

- Давайте послушаем это произведение.        

        V. Первичное восприятие текста.        

  1. Чтение текста учителем.
  2. Беседа по прочитанному.

                 - Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?

              - Кто является главным героем повести?        

             - Понравился ли вам этот герой? Чем?

              - Что бы вы ему посоветовали?        

 - Кто был близким другом Кости Шишкина?        

 - Каким мальчиком был Витя?

              - Почему он оказался втянут в эту историю?

              - Как Вите нужно было поступить с самого начала?

                - Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.        

        VI. Повторное чтение о каждом из героев.

      VII. Словесное «рисование».        

 - «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.        

 (2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).

      VIII. Работа над содержанием текста.        

        1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).

        - Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.

      2. Чтение по ролям нескольких групп.        

        - Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?        

       3. Деление текста на части и озаглавливание.        

       - Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).

 а) Работа над 1-й частью.

        - Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)

        - Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?        

        - Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?

    - Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?

               -Как ребята подбадривали больного?

         б) Работа над 2-й частью.

        - Как можно озаглавить эту часть?

   -Кто раскрыл секрет Шишкина?

   - Как это случилось?

              -Как ребята отнеслись к обману Шишкина?        

              -Как он пытался объяснить свой обман?

в) Работа над 3-й частью.                

   -Озаглавьте эту часть.

   - О чем говорится в этой части?

    - Как Костя объяснил свои прогулы?

   - Как ученики относились к своей учительнице?                

   - Какие слова текста подтверждают это?

    - Какое обещание дал Костя Шишкин?        

              - С какой просьбой обратился Костя к учительнице?        

    - Как она отреагировала на эту просьбу?

IX. Работа с иллюстрациями учебника.        

    - Какой момент изображен на рисунке?

X. Подведение итогов урока.

        - Чему учит этот отрывок из повести Носова?

XI. Домашнее задание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...

Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлены конспект и презентация к уроку....

Урок по книге "Витя Малеев в школе и дома"

Урок - часть учебного проекта "Бросай мышку - читай книжку!"....

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

Конспект урока «Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)». 4 класс УМК"Гармония"

Урок литературного чтения«Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)»....

Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...