Главные вкладки

    Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
    презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

    Кожемяко Ольга Владимировна

    Представлены конспект и презентация к уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок

    внеклассного чтения

    по повести Н.Носова

    «ВИТЯ МАЛЕЕВ В ШКОЛЕ И ДОМА»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №1 г. Чехова

    Кожемяко Ольга Владимировна

                                            2014 г.

    Цели урока:

    Обучающая: развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; учить работать с печатным изданием (обложка, год издания, издательство, художник, аннотация); осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

    Развивающая: развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

    Воспитательная: воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; уметь работать в группах.

    Подготовительная работа к уроку:

    1. Почитать биографию писателя.

    2. Вспомнить, какие книжки Н.Носова читали.

    3. Найти в тексте и положить закладки:

    • Гл.7. Как ребята участвовали в конкурсе самодеятельности?.
    • Гл.8. О чём мечтал Витя Малеев в день 7 ноября?
    • Гл.16. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину?
    • Гл.17. Хорошо ли было Шишкину , когда он не ходил в школу?

    Оборудование:

    - портрет писателя

    - выставка книг Н.Носова

    - книга Н.Носова у каждого ребенка

    - выставка рисунков

    - презентация по теме урока.

    1. Начало урока (слайд 1)

    - Начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы будем говорить о творчестве Н.Н. Носова.

    - Когда мы произносим имя этого писателя, какие у вас возникают ассоциации?

    (слайды 2, 3)

    Краткий рассказ о Носове.

    • Что вы знаете об этом писателе?
    • Какие рассказы его мы уже читали в 1 кл. на уроке чтения?
    • Где же можно найти сведения о самом писателе?

    Сообщения учителя.

    Н- Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине- После 7 кл. ушел рабочим на завод, одновременно учился- Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным,- Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и - Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории- Один из 1-х напечатанных рассказов Носова — «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже  свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения.  Сам  Н. Н.  Носов объясняет, почему он стал детским писателем:

    «Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т- е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит- Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем»

    2. Проверка домашнего задания (фронтальная работа).

    - Скажите полное название произведения.

    - Какой литературный жанр?

    - А что такое повесть? (учащиеся сначала зачитывают понятие из словаря, затем слайд 4)

    - Посмотрите, ребята, в вашей книге какой год издания?

    - О чём это говорит? (книги переиздают постоянно, т.к. они понятны, доступны, а самое главное, они пользуются спросом)

    - А в каком году вышла в свет эта повесть? (в 1950 году, в послевоенные тяжёлые годы)

    - В 1952 году писатель получил премию.

    - Сосчитайте, сколько лет повести?

    3. Анализ произведения. Групповая работа.

    А) НАЧНЕМ НАШУ РАБОТУ В ГРУППАХ  С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД! (Оценка 5 баллов).

    - А сейчас переходим к анализу произведения. Назовите главных героев.

    - Какое обещание дал Витя Малеев своей учительнице перед уходом на каникулы?

    Б) РАЗМИНКА (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

    1 группа:

    - Как получилось, что Шишкин с Малеевым стали одноклассниками?

    (Слайд 5 озвучивает ученик)

    2 группа:

    - Почему Витя стал списывать задачи?

    (Слайд 6 озвучивает ученик)

    3 группа:

    - С помощью чего Витя вырабатывал силу воли? (пирожное)

    Слайд 7 (озвучивает ученик)

    В) ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ. (Оценка 2 балл за каждый верный ответ).

    Вопросы 1 группе:

    - Чем стал заниматься Витя, чтобы подтянуться по арифметике? (шахматы)

    - С кем он играл в шахматы? (С Аликом)

    - Что помогло Вите играть в шахматы лучше Алика? (книга по игре в шахматы)

    Вопросы 2 группе:

    - Поговорим о друге Вити Малеева – Косте Шишкине.

    - Почему Шишкин никак не мог взяться за учёбу? (дома отвлекали его от уроков домашние животные)

    - Какие животные были у Кости?

    - Какую хитрость применил Шишкин, чтобы не получать «2»?

    СЛАЙД 8 (озвучивает ученик) Приложение 6.

    Вопросы 3 группе:

    - Как Витя стал делать успехи в арифметике?( перерешал весь задачник за 3 класс у сестры)

    - Как звали сестру Вити и как он называл свою сестру? (Лика, голубушка)

    - Про что была задача? (Про орехи)

    Г) КОНКУРС КАПИТАНОВ. (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

    - Какой праздник отмечали 7 ноября? (День Октябрьской революции)

    - Кто подарил Вите эти предметы: СЛАЙД 9.

    1) волшебный фонарь с картинками ( папа)

    2) коньки (мама)

    3) компас (Лика)

    - Почему Вите Малееву стало грустно после принятия подарков? (мучила совесть за 2 по арифметике)

    Д) СОРЕВНОВАНИЕ «КТО ПЕРВЫЙ?» ( ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)

    (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

    - Внимание, глава 7.

    - Кого изображали Витя и Костя на вечере самодеятельности? (Лошадь)

    СЛАЙД 10.

    - Кто помогал сшить лошадь? (Лика)

    - Какое произведение инсценировали ребята? (поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина)

    - Какое решение приняли ребята после праздника? (Хорошо учиться)

    - Внимание, глава 8.

    - Какое любимое слово было у Шишкина? (ничего)

    - Назовите болезнь, которой страдал Шишкин? (аппендикокс)

    - Почему Витя стал рассеянным и плохо слушал урок, когда Шишкина не было в школе? (на улице холодно, а «Шишкин крадётся один по городу, точно вор, заходит в магазины, чтоб согреться»)

    - А как же Шишкина вывели на чистую воду?

    СЛАЙД 11.

    - Внимание, глава 16.

    Зачитайте. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину? (со слов « надо делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Если хочешь научиться, то должен и потрудиться»)

    - Внимание, глава 17. Зачитайте. Хорошо ли было Шишкину, когда он не ходил в школу? (со слов: «Конечно, мучился. Это я только делал вид,  будто мне всё нипочём, а у самого на душе кошки скребут! »)

    - После чего Шишкин стал аккуратным и организованным? (поручение - библиотекарь)

    - Вопрос родителям. Как вы думаете, была ли права мама у Кости Шишкина, когда ему говорила, что «он слабохарактерный и ничего не добьётся жизни»?

    Е) ТЕСТ (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

    1. Чем был нарисован на стене морячок?

    А. Углем;
    Б. Мелом;
    В. Гуашью;

    2. Как звали собаку Кости Шишкина?

    А. Пилка;
    Б. Лобзик;
    В. Тузик;

    3. Кем назначили Костю Шишкина?

    А. Санитаром;
    Б. Художником;
    В. Библиотекарем.


    Ё) ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНКА (разговор Мити Круглова с мамой)

    (Оценка 3 балла).

    «Что это с тобой сегодня?»

    «Ничего».

    «Чего же ты такой скучный сидишь?»

    «Так просто».

    «Небось натворил в школе чего-нибудь?»

    «Ничего я не натворил».

    «Подрался с кем-нибудь?»

    «Нет».

    «Стекло в школе расшиб?»

    «Нет».

    «Странно!» - говорит мать.

    За обедом сидит и ничего не ест.

    «Почему ты ничего не ешь?»

    «Не хочется».

    «Аппетита нет?»

    «Нет».

    «Ну пойди погуляй, аппетит и появится».

    «Не хочется».

    «Чего же тебе хочется?»

    «Ничего».

    «Может быть, ты больной?»

    «Нет».

    Мать потрогает ему лоб, поставит градусник. Потом говорит:

    «Температура нормальная. Что же с тобой, наконец? С ума ты меня сведёшь!»

    «Я двойку по арифметике получил».

    «Тьфу! - говорит мать. - Так ты из-за двойки всю эту комедию выдумал?»

    «Ну да».

    «Ты бы лучше сел да учился, вместо того чтоб комедию играть. Двойки и не было бы».

    Ж) ОЗВУЧИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

    -Вспомним из повести интересные сюжеты.

    Каждая группа обсуждает и называет сюжет.

    Слайд 12.

    Слайд 13.

    Слайд 14.

    З) КОНКУРС РИСУНКОВ

    Каждая группа показывает подготовленный рисунок, другие группы узнают эпизод.

    (Оценка 5 баллов).

    4. Подсчет результатов. Объявление победителей.

    5. Итог урока.

    - Ребята, что вы взяли для себя полезного, прочитав повесть Носова?

    - А сейчас все хором зачитаем выводы.

    СЛАЙД 15. Правила успешности в коллективе.

    СЛАЙД 16

    - Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

    - И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны.

    Всё достигается упорным трудом.

    Без упорного труда не будет у тебя и силы воли, и недостатков своих не исправишь».

    СЛАЙД 17

    Использованная литература:

    1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - М.,»Баллас», «С-Инфо»,1995.

    2. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. Повесть. Переизд. - М.,»Дет. лит»,1978 .

    3. Рисунки Каневского А. по повести Носова Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома». Набор открыток.- М., «Сов. художник»,1973.

    4. http://schoolfive.ru/

    5. http://www.shaonline.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная игра по книге Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

    Материал для проведения урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по книге Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

    План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

    В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

    Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"

    Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...

    Урок по книге "Витя Малеев в школе и дома"

    Урок - часть учебного проекта "Бросай мышку - читай книжку!"....

    технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

    Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

    Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

    Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты,...

    Презентация к уроку, посвященный повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

    Презентация к уроку по произведению Н.Н. Носова включает в себя краткую биографию писателя, а также ряд вопросов, посвященных его рассказам и викторину по повести "Витя Малеев в школе и дома"...