Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Кожемяко Ольга Владимировна

Представлены конспект и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

внеклассного чтения

по повести Н.Носова

«ВИТЯ МАЛЕЕВ В ШКОЛЕ И ДОМА»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Чехова

Кожемяко Ольга Владимировна

                                        2014 г.

Цели урока:

Обучающая: развитие интереса к творчеству Н.Н.Носова; учить работать с печатным изданием (обложка, год издания, издательство, художник, аннотация); осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающая: развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Воспитательная: воспитание чувства коллективизма: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих одноклассников, учить радоваться победам своих друзей, воспитание чувства юмора, веры в свои силы; уметь работать в группах.

Подготовительная работа к уроку:

1. Почитать биографию писателя.

2. Вспомнить, какие книжки Н.Носова читали.

3. Найти в тексте и положить закладки:

  • Гл.7. Как ребята участвовали в конкурсе самодеятельности?.
  • Гл.8. О чём мечтал Витя Малеев в день 7 ноября?
  • Гл.16. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину?
  • Гл.17. Хорошо ли было Шишкину , когда он не ходил в школу?

Оборудование:

- портрет писателя

- выставка книг Н.Носова

- книга Н.Носова у каждого ребенка

- выставка рисунков

- презентация по теме урока.

1. Начало урока (слайд 1)

- Начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы будем говорить о творчестве Н.Н. Носова.

- Когда мы произносим имя этого писателя, какие у вас возникают ассоциации?

(слайды 2, 3)

Краткий рассказ о Носове.

  • Что вы знаете об этом писателе?
  • Какие рассказы его мы уже читали в 1 кл. на уроке чтения?
  • Где же можно найти сведения о самом писателе?

Сообщения учителя.

Н- Н. Носов родился 23 ноября 1908 г. (до революции) в Киеве, на Украине- После 7 кл. ушел рабочим на завод, одновременно учился- Потом поступил в московский институт кинематографии, а, окончив его, стал работать режиссером в кино. Рассказы для детей Носов пишет не так давно. Начало его писательской деятельности было неожиданным,- Подрастал сын, требовал новых стихов, сказок, и - Носов стал сочинять для него и его друзей небольшие истории- Один из 1-х напечатанных рассказов Носова — «Затейники» (1938 г-). С этого времени мы все любим и читаем писателя Носова. Уже  свыше 40 лет дети многих стран читают его веселые и умные произведения.  Сам  Н. Н.  Носов объясняет, почему он стал детским писателем:

«Когда я был маленьким, я очень любил читать о дальних странах, удивительных приключениях и о необыкновенных людях, т- е. о людях взрослых, а не о малышах, с которыми ничего интересного не происходит- Потом, когда я сам сделался взрослым, я часто вспоминал о минувшем детстве и увидел, что и моя жизнь в те годы была удивительно интересная. И мне захотелось рассказать детям о них самих: о том, какие они замечательные, интересные люди, как они живут, о чем думают, какие в их жизни бывают трудности, вообще обо всем, что с ними случается. И поэтому я стал детским писателем»

2. Проверка домашнего задания (фронтальная работа).

- Скажите полное название произведения.

- Какой литературный жанр?

- А что такое повесть? (учащиеся сначала зачитывают понятие из словаря, затем слайд 4)

- Посмотрите, ребята, в вашей книге какой год издания?

- О чём это говорит? (книги переиздают постоянно, т.к. они понятны, доступны, а самое главное, они пользуются спросом)

- А в каком году вышла в свет эта повесть? (в 1950 году, в послевоенные тяжёлые годы)

- В 1952 году писатель получил премию.

- Сосчитайте, сколько лет повести?

3. Анализ произведения. Групповая работа.

А) НАЧНЕМ НАШУ РАБОТУ В ГРУППАХ  С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНД! (Оценка 5 баллов).

- А сейчас переходим к анализу произведения. Назовите главных героев.

- Какое обещание дал Витя Малеев своей учительнице перед уходом на каникулы?

Б) РАЗМИНКА (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

1 группа:

- Как получилось, что Шишкин с Малеевым стали одноклассниками?

(Слайд 5 озвучивает ученик)

2 группа:

- Почему Витя стал списывать задачи?

(Слайд 6 озвучивает ученик)

3 группа:

- С помощью чего Витя вырабатывал силу воли? (пирожное)

Слайд 7 (озвучивает ученик)

В) ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ. (Оценка 2 балл за каждый верный ответ).

Вопросы 1 группе:

- Чем стал заниматься Витя, чтобы подтянуться по арифметике? (шахматы)

- С кем он играл в шахматы? (С Аликом)

- Что помогло Вите играть в шахматы лучше Алика? (книга по игре в шахматы)

Вопросы 2 группе:

- Поговорим о друге Вити Малеева – Косте Шишкине.

- Почему Шишкин никак не мог взяться за учёбу? (дома отвлекали его от уроков домашние животные)

- Какие животные были у Кости?

- Какую хитрость применил Шишкин, чтобы не получать «2»?

СЛАЙД 8 (озвучивает ученик) Приложение 6.

Вопросы 3 группе:

- Как Витя стал делать успехи в арифметике?( перерешал весь задачник за 3 класс у сестры)

- Как звали сестру Вити и как он называл свою сестру? (Лика, голубушка)

- Про что была задача? (Про орехи)

Г) КОНКУРС КАПИТАНОВ. (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

- Какой праздник отмечали 7 ноября? (День Октябрьской революции)

- Кто подарил Вите эти предметы: СЛАЙД 9.

1) волшебный фонарь с картинками ( папа)

2) коньки (мама)

3) компас (Лика)

- Почему Вите Малееву стало грустно после принятия подарков? (мучила совесть за 2 по арифметике)

Д) СОРЕВНОВАНИЕ «КТО ПЕРВЫЙ?» ( ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ)

(Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

- Внимание, глава 7.

- Кого изображали Витя и Костя на вечере самодеятельности? (Лошадь)

СЛАЙД 10.

- Кто помогал сшить лошадь? (Лика)

- Какое произведение инсценировали ребята? (поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина)

- Какое решение приняли ребята после праздника? (Хорошо учиться)

- Внимание, глава 8.

- Какое любимое слово было у Шишкина? (ничего)

- Назовите болезнь, которой страдал Шишкин? (аппендикокс)

- Почему Витя стал рассеянным и плохо слушал урок, когда Шишкина не было в школе? (на улице холодно, а «Шишкин крадётся один по городу, точно вор, заходит в магазины, чтоб согреться»)

- А как же Шишкина вывели на чистую воду?

СЛАЙД 11.

- Внимание, глава 16.

Зачитайте. Какой совет дал директор школы Косте Шишкину? (со слов « надо делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Если хочешь научиться, то должен и потрудиться»)

- Внимание, глава 17. Зачитайте. Хорошо ли было Шишкину, когда он не ходил в школу? (со слов: «Конечно, мучился. Это я только делал вид,  будто мне всё нипочём, а у самого на душе кошки скребут! »)

- После чего Шишкин стал аккуратным и организованным? (поручение - библиотекарь)

- Вопрос родителям. Как вы думаете, была ли права мама у Кости Шишкина, когда ему говорила, что «он слабохарактерный и ничего не добьётся жизни»?

Е) ТЕСТ (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

1. Чем был нарисован на стене морячок?

А. Углем;
Б. Мелом;
В. Гуашью;

2. Как звали собаку Кости Шишкина?

А. Пилка;
Б. Лобзик;
В. Тузик;

3. Кем назначили Костю Шишкина?

А. Санитаром;
Б. Художником;
В. Библиотекарем.


Ё) ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНКА (разговор Мити Круглова с мамой)

(Оценка 3 балла).

«Что это с тобой сегодня?»

«Ничего».

«Чего же ты такой скучный сидишь?»

«Так просто».

«Небось натворил в школе чего-нибудь?»

«Ничего я не натворил».

«Подрался с кем-нибудь?»

«Нет».

«Стекло в школе расшиб?»

«Нет».

«Странно!» - говорит мать.

За обедом сидит и ничего не ест.

«Почему ты ничего не ешь?»

«Не хочется».

«Аппетита нет?»

«Нет».

«Ну пойди погуляй, аппетит и появится».

«Не хочется».

«Чего же тебе хочется?»

«Ничего».

«Может быть, ты больной?»

«Нет».

Мать потрогает ему лоб, поставит градусник. Потом говорит:

«Температура нормальная. Что же с тобой, наконец? С ума ты меня сведёшь!»

«Я двойку по арифметике получил».

«Тьфу! - говорит мать. - Так ты из-за двойки всю эту комедию выдумал?»

«Ну да».

«Ты бы лучше сел да учился, вместо того чтоб комедию играть. Двойки и не было бы».

Ж) ОЗВУЧИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

-Вспомним из повести интересные сюжеты.

Каждая группа обсуждает и называет сюжет.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

З) КОНКУРС РИСУНКОВ

Каждая группа показывает подготовленный рисунок, другие группы узнают эпизод.

(Оценка 5 баллов).

4. Подсчет результатов. Объявление победителей.

5. Итог урока.

- Ребята, что вы взяли для себя полезного, прочитав повесть Носова?

- А сейчас все хором зачитаем выводы.

СЛАЙД 15. Правила успешности в коллективе.

СЛАЙД 16

- Николай Николаевич Носов показал в своей повести, как формируется детский характер в борьбе с собственными недостатками: слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

- И хотелось бы закончить урок словами учительницы Ольги Николаевны.

Всё достигается упорным трудом.

Без упорного труда не будет у тебя и силы воли, и недостатков своих не исправишь».

СЛАЙД 17

Использованная литература:

1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.Детские писатели (справочник для учителей и родителей). - М.,»Баллас», «С-Инфо»,1995.

2. Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома. Повесть. Переизд. - М.,»Дет. лит»,1978 .

3. Рисунки Каневского А. по повести Носова Н.Н. «Витя Малеев в школе и дома». Набор открыток.- М., «Сов. художник»,1973.

4. http://schoolfive.ru/

5. http://www.shaonline.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты,...

Презентация к уроку, посвященный повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку по произведению Н.Н. Носова включает в себя краткую биографию писателя, а также ряд вопросов, посвященных его рассказам и викторину по повести "Витя Малеев в школе и дома"...

Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...

Викторина - тест по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Викторина-тест позволит проверить, насколько внимательно дети читали произведение, а также разнообразить урок....