Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты, придумывали название команды, девиз, выбирали капитана, рисовали эмблемы.

Урок проводится в форме  групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_nosovu.docx459.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина в 4-м классе

по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

  • Кинденова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Подготовка:

  1. На каникулах дети читают повесть.
  2. Класс делится на 4 команды.
  3. Команды выбирают капитана, придумывают название и девиз.
  4. Каждая команда готовит плакат по теме «Книга -  твой  друг, берегите  её!»

Проведение:

Ребята, сегодня мы проводим викторину по повести замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова “Витя Малеев в школе и дома”.

1 Начнем наш конкурс с представления команд! (Оценка 5 баллов).

2 Решение кроссворда (Оценка 7 баллов).

Кроссворд (на доске):

По горизонтали:

3 - Шуточный искаженный портрет.

4 - Кличка собаки Шишкина.

8 - Инструмент Гриши Васильева.

10 - Этот предмет не давался Вите.

12 - Это — самое главное в успеваемости, по мнению Вити.

13 - Она была во рту нарисованного морячка.

15 - Профессия мамы Кости Шишкина.

16 - Этой премии удостоен журнальный вариант книги.

18 - Её решил развивать Малеев.

19 - Этим лакомством Малеев тренировал силу воли.

По вертикали:

1 - Любимая игра Вити Малеева.

2 - Этому самостоятельному творчеству ребята посвятили целый вечер на сцене.

5 - Её Шишкин посадит в тетрадь Малеева.

6 - Любимая игра Шишкина.

7 - Любимая игра Алика Сорокина.

9 - Профессия мечты костиной тёти Зины.

11 - Его нарисовал на стене класса Игорь Грачёв.

14 - Головной убор нарисованного морячка.

17 - Домашние животные Шишкина.

18 - Пионервожатый-старшеклассник.

3 “Кот в мешке”.

Я показываю предмет, дети вспоминают, какую роль он сыграл в произведении:

- кусок сахара; 
- мотоцикл; 
- футбольный мяч;

- клякса в тетради

(Оценка 5 баллов).

4 Ответы на вопросы.

Из получившихся букв надо составить слово. Какую роль оно играло в произведении? (Оценка 5 баллов).

Тест.

1. Кем избрали Глеба Скамейкина?

А. Помощником;
Ё. Старостой;
Ю. Художником;
З. Библиотекарем.

2. Чем был нарисован на стене морячок?

Ф. Углем;
Б. Мелом;
Ы. Гуашью;
Д. Ручкой.

3. Как звали сестру Вити?

Я. Лена;
У. Лиля;
Е. Лина;
О. Лика.

4. Какое кондитерское изделие “помогало” Вите развивать силу воли?

Ж. Кекс;
Р. Пирожное;
К. Пирожок;
Н. Торт.

5. Про что была задача, которую Витя смог решить для сестры?

М. Про шишки;
Э. Про грибы;
Ш. Про орехи;
Ц. Про желуди.

Получившееся слово: шофёр.

5) Викторина по вопросам: (Оценка 1 балл за каждый верный ответ).

1 команде:

- Почему Костя Шишкин попал в свой класс только к последнему уроку? (Он опоздал в школу и, увидев бегущих в класс ребят, зашел не в свой, а в 5 класс, где и провел 3 урока, пока всё не прояснил).

- В каком классе училась сестра Вити? Какой она была ученицей? (В 3 классе, она была прилежной и исполнительной, аккуратной и воспитанной).

2 команде:

- Как в 4 классе выбирали художника для стенгазеты? (Ольга Николаевна предложила детям принести свои рисунки. Листая альбом учительница увидела точно такого же морячка, как и нарисованного на стене. Таким образом, выяснилось, кто испортил школьное имущество. Ему и предложили: лучше быть художником в стенгазете, чем рисовать на стенах углем)

- Как Ольга Николаевна советовала ребятам распределять свой день, чтобы успешно учиться?(После школы отдохнуть часа 2, затем выполнять сначала трудные, потом более легкие уроки и ложиться спать вовремя).

3 команде:

- Почему семья Шишкиных переехала из Нальчика? (Костиной тёте Зине надо было поступать в театральный, а в Нальчике его не было).

- Где работал Витин папа? (На сталелитейном заводе).

4 команде:

- Почему Вите и Косте не разрешили участвовать в школьной самодеятельности и как они вышли из этой ситуации? (Они плохо учились , но очень хотели играть на сцене и решили смастерить коня для инсценировки боя “Руслана с головой” ... ).

- Как вы думаете, почему у Кости было так много зверей? (У него не было ни брата, ни сестры, ему не за кем было ухаживать. Вот он и брал зверей и заботился о них).

Всем командам. Кто быстрее ответит

- Почему мама не разрешила Косте оставить Лобзика? Как он поступил? (Он учился на двойки, не хотел делать домашнюю работу ... Костя привел Лобзика на чердак и продолжал заботиться о нем).

6 «Кто  есть  кто?»(за каждый правильный ответ – 1 балл)

Глеб  Скамейкин – староста  класса

Шура  Маликов – помощник  старосты

Игорь  Грачёв – художник  класса

Толя  Дёжкин – председатель  совета  пионерского  отряда

Серёжа  Букатин – редактор  стенгазеты

Федя  Рыбкин – ученик, который  ушёл  в  другую  школу

Юра  Касаткин – звеньевой

Алик  Сорокин – лучший  по  арифметике

Ольга  Николаевна – классный  руководитель

Игорь  Александрович – директор  школы

Григорий  Иванович – учитель  физкультуры

Софья  Ивановна – библиотекарь

Володя – пионервожатый  четвёртого  класса

Лика – сестра  Вити  Малеева

Тётя  Зина – тётя  Шишкина

Лобзик – собака  Кости  Шишкина

7. Представление плакатов. (7 баллов)

8. Узнай героя по описанию (каждый герой – 3 балла)

1)   На  самом  деле  я, конечно, совсем  ничего  не  понял, но  мне  стыдно  было  признаться, что я такой  бестолковый, к тому же я боялся признаться, что Ольга  Николаевна поставит мне плохую отметку, если я скажу, что не понял.  (Витя  Малеев)

2)   С  виду  он  совсем  не  сердитый. Лицо у него  всегда  спокойное, голос тихий  и  даже  какой – то  добрый, но я  лично всегда побивался  его потому, что  он  очень  большой. Ростом  он  с  моего папу, только  ещё повыше, пиджак  у  него  широкий, просторный, застёгивается  на  три  пуговицы, а на  носу – очки. (Игорь  Александрович – директор  школы)

3)   Эта  девочка  перешла  в  третий класс  и  теперь  думает, что  меня  можно  совсем  не  слушаться, будто  я  ей  вовсе  не  старший брат  и  у  меня нет  никакого  авторитета. Кто  эта  девочка? (Лика – сестра  Вити Малеева)

4)    Мама  говорит, что  у  него  нет  никаких  педагогических  способностей, то есть  он  не  годится  в  учителя. Первые  полчаса  он  объясняет  спокойно, а  потом  начинает  нервничать, я  совсем  перестаю  соображать  и  сижу  на  стуле, как  деревянный  чурбан. О  ком  идёт  речь? (Отец  Вити  Малеева)

5)    Эта  женщина  была  совсем  молодая, и  я  сначала  даже  принял  её  за  старшую  сестру …, но  она  оказалась  не  сестра  вовсе, а  тётя. Она  смотрела  на  меня  с  усмешкой. Наверно  я  очень  смешной  был, потому  что  грязный. (Тётя  Зина – тётя  Кости  Шишкина)

6)     Тогда  мы  выбрали  его  художником  в  редколлегию, и  все  были  рады, и  я  был  рад, только  мне – то, если  сказать  по  правде, радоваться  не  следовало, и  я  расскажу  почему. (Игорь  Грачёв)

7)      Она  рассказала, кто, как  учится  в  классе, кому, на  что  надо  обратить  внимание. Тут  не  только  двоечникам  досталось, но  и  даже  троечникам, потому  что  кто  учится  на  тройку, легко  может  скатиться  к  двойке. (Учительница – Ольга  Николаевна)

8)       Просто  смешно  было  смотреть. Я, например, не  стану  так  нервничать, если  буду  проигрывать, но  и  не  стану  радоваться, если  проигрывает  товарищ. А  вот  он  наоборот: он  не  может  сдержать  свою  радость, когда  выигрывает, то  готов  на  себе  волосы  рвать  от  досады. Кто  это  он? (Алик  Сорокин)

9)       Сначала  он  никак  не  хотел  понимать  сигнала. Тогда  я  стал  делать  так: как  только  он  пролает  столько  раз, сколько  нужно, я  бросаю  ему  кусочек  сахару …  и  в  то  же  время  щёлкаю  пальцами. Он  бросается  ловить  подачку  и  перестаёт  лаять. (Лобзик – собака  Шишкина)

10)       Если  мать  уйдёт  на  занятия, он  и  не  думает  за  уроки  взяться, а  ждёт, когда  время  придёт  уже  ложиться  спать, тогда  он  только  начинает  что – то  делать. Конечно, у  него  всё  получалось  на  скорую  руку, кое – как. Он  ничего  не  выучивал, как  следует, но  всё – таки  умудрялся  получать  как – то  тройки, иногда  даже  четвёрки. Впрочем, это  бывало  редко. Кто  он? ( Костя  Шишкин)

9. Узнай произведение Н. Н. Носова по иллюстрации

Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова            Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова        Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова

Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу иллюстрации к произведениям носова     ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова    Картинки по запросу иллюстрации к произведениям носова

10 Подведение итогов, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по книге Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Материал для проведения урока внеклассного чтения или внеклассного мероприятия по книге Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"

Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы...

Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлены конспект и презентация к уроку....

Урок по книге "Витя Малеев в школе и дома"

Урок - часть учебного проекта "Бросай мышку - читай книжку!"....

Презентация к уроку, посвященный повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку по произведению Н.Н. Носова включает в себя краткую биографию писателя, а также ряд вопросов, посвященных его рассказам и викторину по повести "Витя Малеев в школе и дома"...

Викторина - тест по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Викторина-тест позволит проверить, насколько внимательно дети читали произведение, а также разнообразить урок....