Урок чтения в 4 классе по теме: "Н.Носов "Витя Малеев в школе и дома"
творческая работа учащихся по чтению (4 класс) по теме

Нечепаева Светлана Анатольевна

Урок проводился в рамках недели развития речи в декабре 2010 года. Тема выбрана в соответствии с планированием уроков литературного чтения и программой по развитию речи учащихся. После чтения и работы по содержанию произведения, был урок русского языка по теме: "Сочинение - рассуждение". Рассказы Николая Носова на этом уроке прозвучали не совсем обычно. Они заставили детей рассуждать о важных нравственных качествах человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна.


Тема:

Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»

Цель:

  1. Познакомить детей с новым произведением Н. Носова; учить извлекать информацию из текста в поиске лексического значения слов «честь», «честность»; подтверждать свои мысли текстом автора.
  2. Развивать умение рассуждать на заданную тему и различать положительные и отрицательные поступки героев; различать понятия «поступки» и «характер» человека.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; терпимое отношение к поступкам и мнению других людей; желание бескорыстно помогать людям.

Оборудование:

  1. учебник «Литературное чтение», автор О.В. Кубасова;
  2. рабочая тетрадь по литературному чтению;
  3.  презентация к уроку.

                      Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

(Рассказ Н.Носова дети читали дома и с ним работали.  На этом уроке дети готовятся к написанию сочинения – рассуждения)

а) Прочитайте прилагательные, которые дают характеристику герою.

б) Озвучьте название частей текста, на которые он разделён.

в) Прочтите отрывки, в которых автор осуждает поступки героев.

г) Кто из героев демонстрирует правильное поведение, прочитай, докажи.

  1. Новая тема.
  1. Работа с содержанием текста.
  1. На сколько частей разделили текст?
  2. Почему? Что определяет начало новой части?
  3. Какие сюжетные линии выделили?
  4. С кем вступает в разговор главный герой по сюжету?
  5. Как меняется его поведение.

Эти вопросы позволят учителю заставить мышление ребёнка освежить в памяти не только сюжетную линию, но и самую суть рассказа – возможность бескорыстно придти на помощь человеку, который в ней нуждается. Дети не просто отвечают на вопросы, они подтверждают словами текста свои мысли. Таким образом,  необходимо хорошо знать содержание и ориентироваться в тексте произведения. А это дополнительная возможность развития техники чтения и речи ребёнка.

  1. Работа по составлению плана текста.

Примерный план у учителя заготовлен в материалах презентации или на доске. Части прочитываются, план появляется после обсуждения, постепенно.

  1. Визит одноклассников.
  2. «Тайное,  всегда становится явным»
  3. Встреча с Ольгой Николаевной.
  1. Работа над характером главного героя – Мишки.
  1. Отличается ли поведение Мишки,  во время общения с разными людьми? (Докажи  чтением отрывков. Дети  приводят свои мысли, называют страницу учебника, зачитывают отрывок так, что остальным приходится тоже читать, следя по тексту) – 3 человека могут получить отметку.
  2. Когда, по-вашему,  Мишка настоящий, а когда он обманывает сам себя?
  3. Можно ли назвать Мишку честным? Почему?  (Мнения детей могут быть разными, но учитель подводит разговор к мысли, что герой ещё только пытается разобраться в себе. От его некрасивых действий никто серьёзно не пострадал. Это -  самое главное в такой ситуации)
  1. Работа над основными понятиями сочинения с опорой на содержание текста. (работа с презентацией)
  1. Давайте постараемся понять, есть ли разница в смысле слов «честь», «честность».

В этом помогут русские народные пословицы и  толковый словарь:

  1. Группа детей находит в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой (возможно и Интернет-ресурс «Википедия») определение слова «честь»). Другая группа обсуждает смысл пословиц.

Честь – доброе имя человека, достойного  уважения и гордости,  моральные качества человека.

Пословицы:

Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.

Правда дороже золота.

Пора и честь знать.

Много чести!

Выполнить с честью. С честью выйти из положения.

Честь по труду.

 - Кому из героев подходят пословицы? Почему?

Домашнее задание.

Подготовить небольшой текст – рассуждение на тему: «Честный человек – это … (какой человек?)

Закрепление изученного.

Чтение по ролям отрывка со с. 90 – 95. Покажите интонацией, на чьей вы стороне. Кто из героев вам симпатичен?

Кого из героев можно назвать открытым человеком?

Итог урока.

 - Можно ли сказать про ребят, что они настоящие друзья?

 - Придумайте по одному предложению на тему: «Честность» в каждой ситуации общения Мишки»

  1. Мишка и его друг.
  2. Мишка и одноклассники.
  3. Мишка и Ольга Николаевна.

Спасибо за хорошую работу!

                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения для учащихся 4 класса Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «Честь и честность»

Слайд 2

Николай Носов Витя Малеев в школе и дома

Слайд 3

Актуализация знаний Владимир Маяковский …Крошка сын к отцу пришёл И спросила Кроха: - Что такое хорошо? И что такое плохо?

Слайд 4

План 2. Тайное всегда становится явным 1. Визит одноклассников 3. Встреча с Ольгой Николаевной

Слайд 5

Мишка Ленивый Добрый Злой Лживый Честный Порядочный Хороший друг На него нельзя положиться Надёжный

Слайд 6

Мишка Ленивый Добрый Честный Порядочный Хороший друг Надёжный

Слайд 7

Честность - проникнутый искренностью и прямотой добросовестный человек Честь – доброе имя человека, достойные уважения и гордости, высокие моральные качества человека, его принципы.

Слайд 8

Пословицы, раскрывающие характер Мишки Правда дороже золота Не ищи правды в других, коли в тебе её нет Выполнить с честью Пора и честь знать Честь по труду С честью выйти из положения Много чести!

Слайд 9

Пословицы, раскрывающие характер Мишки Правда дороже золота Не ищи правды в других, коли в тебе её нет Честь по труду С честью выйти из положения

Слайд 10

Придумай предложение на тему: Мишка и одноклассники Мишка и его друг Мишка и Ольга Николаевна

Слайд 11

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения Витя Малеев в школе и дома.

В данном конспекте раскрыта работа над текстом...

Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлены конспект и презентация к уроку....

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Урок – устный журнал по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлен урок по книге Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"...

Конспект урока «Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)». 4 класс УМК"Гармония"

Урок литературного чтения«Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава)»....

Урок-викторина в 4-м классе по повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Урок-викторина проводится после прочтения книги Н. Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". На каникулах в качестве подготовки дети читали книгу, встречались дома командами, готовили плакаты,...

Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...