Главные вкладки

    Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
    статья на тему

    Виноградова Елена Алексеевна

    Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_grupoy_risk.docx17.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении

    Как показывает педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети, испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.

    Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы. 

    Причины низкой успеваемости детей:

    1. Низкий уровень мотивации.

    2. Физиологические проблемы.

    3. Дефицит внимания, гиперактивность.

    4. Психоэмоциональные  и социальные  проблемы.

    5. Логопедические проблемы

    6. Социальные проблемы.

    7. Компьютерная зависимость.

    Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса. 

    При разработке требований к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или иного школьного возраста.  

    Основной формой работы с детьми - индивидуальные занятия, которые позволяют более конкретно подбирать материал для  каждого ребенка., с учетом психических особенностей учащегося, мотивации учебной работы, реализовать деятельностный подход к обучению. У таких детей, как правило, плохо сформировано абстрактное мышление, поэтому очень важно подбирать задания, опираясь на личный опыт ребенка, использовать различные предметы, наглядности, моделировать задания.

    Практика работы с детьми с проблемами в обучении и использование развивающих приемов и заданий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

    Учащиеся не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;

    Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;

    Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;

    Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;

    Развиваются способности детей, повышается самооценка.

    Работая с детьми с проблемами в обучении, я сделала вывод, что огромную разницу имеет отметка и оценка. Такие ученики же больше ценят процесс работы, и хотят услышать от учителя слова похвалы за этот процесс, т.е. за свой труд, радуются тому, что их поиски, пробы замечены учителем.

    Таким образом, оценка учителем процессуальной стороны работы учащихся, имеющих проблемы в обучении, играет ведущую роль в формировании стремления учащихся к достижению успеха, и как показывает практика, способствует развитию личности учащихся, более эффективному  усвоению учебного материала и значительно повышает качество обучения и воспитания

    И вот некоторые рекомендации для работы с детьми, испытывающими проблемы в обучении.

    1. Верьте в способности любого ученика и старайтесь передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед своего воспитанника.
    2. Общение – главная составляющая любой методики. Не наладив общения с ребенком с проблемами в обучении, не получить результата обучения.
    3. Для неуспевающих учеников необходим период вживания в материал. Не торопите их, чтобы пришел успех, требуется время.
    4. Не следует принимать примитивно работу даже саму неудачную работу. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении должна меняться по мере развития учащихся.
    5. У детей с проблемами в обучении слабо развито абстрактное мышление – лучше – наглядно-образное. Постарайтесь находить образы в изучаемом материале, привлекать к изложению такие занимательные средства, которые бы воздействовали на эмоции, чувства, интерес к учению (литературные произведения, музыку, картины, мультимедийные источники).
    6. Не следует гнаться за обилием излагаемого материала. Лучше выбрать главное, изучить его, повторить, закрепить.
    7. Следует вести учет учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи, учитывать пробелы в знаниях. Таким учащимся можно давать интересные дополнительные домашние задания. На уроках старайтесь создавать  ситуацию успеха для каждого ученика, включайте слабоуспевающих учащихся в активную деятельность. Постарайтесь постоянно отслеживать динамику их развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Модель дифференцированной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении"

    Данный проект предназначен учителям начальных классов для работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении...

    коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении " В мире с собой"

    Анализ психологических проблем детей в начальной школе представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.Объективная трудность воспитания...

    «Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

    В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

    Система работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении

    В статье раскрываются возможные причины отставания ребенка в учебе и пути преодоления неуспешности....

    "Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в овладении письменной речью"

    Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи...Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменны...

    Статья. Особенности работы с детьми, испытывающих затруднение в обучении.

    Статья. Особенности работы с детьми, испытывающих затруднение в обучении....

    Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

    Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду ...