Главные вкладки

    "Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в овладении письменной речью"
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи...Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменных диктантов, придумывания предложений с заданным словом, подбором слов с нужным звуком, дописыванием недостающих букв, рассматриванием слога и слова, как составляющих звуковых единиц. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи, а именно: сравнить сходство звуков по артикуляции, разграничить акустическое смешение парных звонких и глухих согласных, дать понятие мягкого и твердого согласного, выработать фонематическое представление о гласных и согласных звуках, научить выделять гласный и согласный звук в любой позиции. Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменных диктантов, придумывания предложений с заданным словом, подбором слов с нужным звуком, дописыванием недостающих букв, рассматриванием слога и слова, как составляющих звуковых единиц.

    Для профилактики такого рода нарушений, можно использовать следующие упражнения:

    1) Спиши слова. Вместо точек вставь пропущенную букву у или ю. Подчеркни мягкие и твёрдые согласные.

    ка…та                      м…жество             б…сы

    гр…здь                       т…бик                    г…сеница

    л…стра                      па…к                      л…лька

    прост…да                  б…дка                    л…ди

    2) Внимательно прочитай предложения. Найди допущенные ошибки. Запиши предложения правильно.

    К чаю подали ватрушки с изумом. Луди борются за мир. Ученик полючил пятёрку.

    Дюня ударилась ногой о камень и ощютила сильнюю боль. У этой каструли очень удобные рючки. Мужчина взялся за двернюю рючку.

    Для контроля проводятся слуховые и графические диктанты, тесты.

    3)  Прочитай слова, найди в них букву ю, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце. Юрта, каюта, убираю.

    Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает?

    Рюмка, изюм, блюдо.

    4) Прочитай слова, найди в них букву е, скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце:

    Поездка, ежевика, учение.

    Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает?

    Ветер, метель, ведро.

    Такие же упражнения проводятся по выделению звуков [йа], [йо]. Очень удобно пользоваться слоговыми таблицами, в которые включены йотированные гласные (е, е, ю, я), например:

    5) Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? (Предлагаются картинки, в названии которых  есть мягкие согласные, смягченные гласными звуками [йэ], [йо], [йу],

    [йа]).

    6) Прочитай слоги. Скажи, когда звуки [д] и [т] произносятся твердо, а когда мягко?

    [Да] – [да] – [ду] – [ды] – [дэ]; [дя] – [де] – [дю] – [ди] – [де]; [та] – [то] – [ту] – [ты] – [тэ]; [тя] – [те] – [тю] – [ти] – [те].

    7)  Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [т] и [д]. (Такие же упражнения применятся для всех пар согласных.)

    8)  Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают?

    Ров – рев, лук – люк, рис – рысь, рад – ряд, мыл – мил.

    9)  Придумай небольшой рассказ со словами нос, нёс, мышка, мишка. 

    10) Прочитай стихотворение  про мягкий знак, запиши графическое изображение мягкого знака в тетрадь простым карандашом. Скажи, почему этот знак называется «мягким*?

    Мягкий знак на удивленье

    Служит звукам для смягченья.

    Были твердыми и сильными,

    Станут мягкими красивыми.

    11)  Прочитай слова, скажи, чем они отличаются: как звучат, одинаковые ли по смыслу?

    Угол – уголь; дал – даль; мел – мель; кон – конь; мол – моль; пыл – пыль; шест – шесть.

    12)  Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. 

    Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).

    13)  Прочитай слова: вишня, банан, виноград, картофель. 

    Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «картофель»). А теперь скажи, в каком слове нет мягкого звука? (Правильно, это слово «банан»).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Трудности в овладении письменной речью.

    1.Определение дисграфии и ее симптоматики. 52.Причины возникновения дисграфии. 103. Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста. 18...

    Трудности в овладении письменной речью младшими школьниками с точки зрения нейропсихологии.

    Количество  детей  с  трудностями  обучения  письму  и  нарушениями  письменной речи  увеличивается  год  от  года. По  самым...

    коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении " В мире с собой"

    Анализ психологических проблем детей в начальной школе представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.Объективная трудность воспитания...

    «Коррекционно-развивающая программа для обучающихся первых классов по профилактике нарушений письменной речи»

    Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи. I этап коррекционной работы является самым продолжитель...

    Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

    Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении...

    «Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

    В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

    Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

    Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду ...