Главные вкладки

    Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении
    материал на тему

    Сурбанос Татьяна Николаевна
    Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zpr_attestatsiya.docx22.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

              Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы.  ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

              Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

              Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

               Дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной  деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

               Хочу поделиться практическими советами по организации уроков.

               Очень важно правильно организовать начало урока. Оно должно быть четко обозначенным, иметь определенную форму, которая помогает учащимся собраться и ясно дает понять, что урок начался. Вместе с тем, приветствие не должно быть затянутым.

              Собственно начало урока постарайтесь сделать ярким, захватывающим, приковывающим внимание даже абсолютно незаинтересованных учеников. Это может быть необычный вопрос, видеоролик, картина-загадка, схема или график.

               В начале урока постарайтесь избежать замечаний, «не заметьте» мелкие недочеты в поведении, не обращайте внимания на попытки привлечь к себе внимание таких детей и тем самым отвлечь всех от урока.

               Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма.

              При первичном закреплении учебного материала первое задание рассматриваем все вместе. Далее дается упражнение всему классу, а детям с ЗПР сокращаю его объем (например, записать не пять предложений, а три). Такая необходимость обусловлена разным темпом работы учащихся.

    Подбираю задания по уровню трудности. Например, при решении задач на нахождение площади прямоугольника дети с ЗПР находят только площадь, а другие учащиеся еще и периметр прямоугольника.

    Фрагмент урока «Падежные окончания имен существительных»

              Новое задание, которое приготовил нам зимний лес для самостоятельной работы: выполнить разноуровневые задания. У вас на партах лежат листочки с заданиями разного уровня. На карточках 1-го уровня дано задание: списать предложения, вставив пропущенные окончания существительных. На карточках 2-го уровня дано задание: из каждой строчки слов составить предложение, дописать окончания. На карточках 3-го уровня  задание: по опорным словам составить мини-сочинение «Зимний лес». Задания какого уровня показались вам самыми легким, самыми трудными. Выберите задания себе и выполняйте в тетради.

    1 уровень:  Спиши текст, вставь пропущенные окончания существительных.

    На лесной опушк… видны следы зверей.

    Около ел… останавливался волк.

    На мороз… зябнет зайка.

    2 уровень: Составь и запиши предложение из каждой строчки, вставь пропущенные окончания.

    Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…

    Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…

    Трухлявый, на полянк…, пень, стоял

    3 уровень: По опорным словам составить мини-сочинение «Зимний лес».

    В зимнем лесу, деревья, с ветки деревьев, скрипит, тишь, снег, звери, красиво

    - Проверим, что вы написали.

    У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля. При выполнении заданий творческого характера, например, написание сочинений по картине, предлагаю опорную схему и больший объем опорных слов или составить предложения из слов по репродукции.

    Полезно оказывать индивидуальную помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство.

    Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

    Дети с ЗПР отличаются быстрой утомляемостью, неспособностью концентрировать внимание, поэтому на уроке рекомендуется менять виды деятельности как можно чаще. Необходимы и релаксационные паузы.  В этом большую помощь оказывают интерактивные доски с физминутками, яркими и оригинальными.

              Дополнительные занятия с детьми необходимы.  

              В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других,

     т. е. обучать действиям планирования. Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам).  Нужна и постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

    Работа c этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны. Учителю необходимо поддерживать психоэмоциональное благополучие, создавать ситуацию успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

              Проблемы детей с ЗПР не под силу решить одному учителю. Здесь необходима совместная работа всех возможных сторон:

    -родителей и других родственников

    -школьного логопеда

    -психолога

    -администрации

               Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Модель дифференцированной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении"

    Данный проект предназначен учителям начальных классов для работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении...

    коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении " В мире с собой"

    Анализ психологических проблем детей в начальной школе представлен в отечественной литературе, прежде всего в концепциях так называемой готовности к школьному обучению.Объективная трудность воспитания...

    Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

    Особенности работы с детьми,  испытывающими трудности в обучении...

    «Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

    В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

    "Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в овладении письменной речью"

    Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи...Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменны...

    Рекомендации по работе со школьниками, испытывающими трудности в обучении

    В презентации представлены рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников....

    Статья: «Игра, как метод работы учителя с детьми, испытывающими трудности в обучении».

    Игра - это территория детства и основной вид деятельности ребёнка, который в школе зачастую вытесняется трудом и учением. Игру можно характеризовать как педагогический феномен, ведь оставаясь отдыхом ...