Особый ребенок: методы работы психолога.
статья на тему

Гречишкина Наталья Дмитриевна

Рассматриваются пути и методы работы с детьми с РДА, с синдромом Дауна, имеющие диагноз умственная отсталость и обучающиеся в одной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobyy_rebenok.docx87.1 КБ

Предварительный просмотр:

"Особый ребенок": методы работы психолога.

   В новом 2014-2015 учебном году в школе-интернате был открыт класс "Особый ребенок" 3год обучения. Сложность работы педагога-психолога состоит в том, что в нем обучаются и дети с РАС, и с синдромом Дауна, и с умственной отсталостью. Общей чертой является только диагноз умеренная умственная отсталость. Характерными чертами воспитанников этого класса являются -   плохо  развитая зрительно- двигательная координация,  низкий уровень ориентировки в окружающем пространстве, слабое понимание обращенной к ним речи(что значительно затрудняет понимание инструкции), сниженная мотивация, слабо выраженный и неустойчивый интерес к деятельности.

Разнокомпонентность  класса требует индивидуального подхода и выбора направления работы. Но основной целью является общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.

  Индивидуальная работа ведется по развитию познавательных процессов(мышление, память и т.д), а упражнения , направленные на эмоционально-волевую сферу, на улучшение социализации, умение взаимодействовать с другими удается проводить со всем классом.

   Основными задачами является развитие   ручной умелости, через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; формирование умение ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла; формирование умений планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.

  Значительный результат прослеживается у ребят на занятиях пескотерапии. Основной целью пескотерапии является достижение эффекта самоисцеления по средствам спонтанного творческого выражения содержания личностного и коллективного бессознательного. Включение этих содержаний в сознание, приводит к укреплению и установлению качественно нового Эго с глубинным источником психической жизни (целостного «Я») – гармония «Я».

H:\От Мартыненко\P1020913.JPG

При работе с обучающимися с РДА главными целями являются :

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ними; 
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Для установления контакта используются игры: "Ладушки", "Ручки", "Хоровод".

Для развития активности игры: «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Развитие контактности: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Для подбора занятий используются материалы из книг: Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000,  Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников М.,1989.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.

Занятия с обучающимся с синдромом Дауна составляются  на базе программы «Маленькие ступеньки». Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, развивающая среда должна быть оснащена большим количеством игр и пособий.

 

Основные развивающие задачи предусматривают развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционные задачи направлены на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики. Эти две задачи тесно взаимодействуют на каждом этапе работы в данном классе и их  реализация зависит от тяжести умственной отсталости.

Каждое занятие завершается релаксационными упражнениями. Ребята приобретают навыки самомассажа, дыхательной гимнастики и с удовольствием наблюдают за звездным

небом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы работы психолога с педагогическим коллективом»

Развитие эмоциональной устойчивости и её сохранение является одной из наиболее важных задач  профессиональной подготовки педагога. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодейст...

Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...

Нетрадиционные методы работы психолога

Нетрадиционные методы арт-терапии в работе с дошкольниками, младшими школьниками....

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...

Портфолио методов работы психолога в условиях организации отдыха детей и их оздоровления

В последнее время произошло большое увеличение количества детских летних загородных лагерей. Родители с радостью пользуются этой возможностью, так как отдых в загородном лагере представляется им как ц...

Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....