Сотрудничество классного руководителя, тьютора, педагога-психолога с родителями (закоными представителями), как залог успешной социализации "особого" ребенка через проектную деятельность
опыты и эксперименты

Иванькова Ольга Юрьевна

Доклад на краевом методрческом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgkou_shi_9_ivankova_trifonova.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

Выступление:

«Сотрудничество классного руководителя, тьютора, педагога-психолога с родителями (законными представителями),

как залог успешной социализации «особого» ребенка через проектную деятельность».

Выполнили: Иванькова Ольга Юрьевна,

классный руководитель 3 класса;

Трифонова Валерия Владимировна,

    тьютор 3 класса

        2022 год.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сотрудничество группы специалистов учреждения  и родителей – это залог успешной социализации обучающихся с ментальными нарушениями в развитии. Педагоги нашей школы, работающие с «особыми» детьми, составляют одну команду. Основными членами такой команды в начальной школе являются классный руководитель, тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования и родители (законные представители).

Главная задача нашей команды - это объединение разносторонних усилий, с целью успешного вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов не только в школьную, но и в общественную жизнь.

Мы считаем, что для реализации данной задачи наиболее подходящим является метод проекта. Проектная деятельность в рамках дополнительного образования в нашей школе, как нельзя лучше способствует развитию  и раскрытию талантов детей, их творческого потенциала. Далеко не каждый обучающийся успешен в приобретении академических компетенций, но каждый ребенок может быть талантлив.

Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространстве. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки не только со стороны общества, но и государства. Оно помогает в успешной реализации, коммуникации, социализации обучающихся с особыми потребностями. Дополнительное образование зачастую влияет на дальнейший выбор профессии наших детей. А значит, педагоги и родители, поддерживая и развивая творческие способности своих ребят, дают им возможность почувствовать себя успешными, значимыми, нужными, что создает комфортные условия для воспитания, роста, развития, и их дальнейшего самоопределения. Чтобы условия действительно были комфортными, начиная с начальной школы,  для наших обучающихся перед педагогами и родителями стоят следующие задачи:

- развитие  у  обучающихся  активной  жизненной  позиции,  интереса  к  проектной  и  исследовательской  деятельности разнообразных формах;

-приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного участия и реализации социально-культурных проектов;

-развитие творческих способностей обучающихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

проектов, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной и исследовательской деятельности в разнообразных формах;

-выполнения заданий и прохождения всех стадий «жизненного цикла проекта»;

-развитие внешних связей школы, социального партнерства на уровне поселка, района, края;

-вовлечение родителей в организацию и осуществление воспитательного процесса;

-вовлечение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в творческую и проектную деятельность на поселковом, районном, краевом, всероссийском уровнях.

Поставленная цель, задачи и достигнутые результаты обучающихся хорошо прослеживается через  реализацию проектной деятельности в нашем учреждении.

Каждое учреждение стремится к совершенству и готово менять к лучшему свое образовательное пространство, поэтому хорошим подспорьем является сотрудничество с некоммерческими организациями. Такие организации становятся теми площадками, которые готовы разрабатывать и совершенствовать новые методы, приёмы и средства в организации образовательной, творческой, спортивной, досуговой деятельности детей. Это особенно актуально при работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью, а так же при работе с родителями (законными представителями).

На базе нашей школы была открыта автономная некоммерческая организация «Окно к людям». За 5 лет сотрудничества данной организации и школы было реализовано шесть проектов, на сумму более полумиллиона рублей рассчитанных на детей с ОВЗ, инвалидностью и их родителей (законных представителей).

Я бы хотела подробнее остановиться на последнем реализованном проекте «Мобильный музей как ресурс формирования гражданского и патриотического самосознания у детей с ментальными нарушениями» в 2021 году был поддержан фондом президентских грантов в размере 203 тыс. рублей.

Я являюсь классным руководителем и основателем проектной деятельности, в рамках деятельности НКО, в нашей школе и хотела бы более подробно рассказать о последнем реализованном проекте, «Мобильный музей как ресурс формирования гражданского и патриотического самосознания у детей с ментальными нарушениями», который в 2021 году был поддержан фондом президентских грантов в размере 203 тыс. рублей.

Цель проекта — знакомство обучающихся КГКОУ ШИ 9 с историей Хабаровского края через создание реконструкции для школьного мобильного музея.

Итак, как же происходит сотрудничество между участниками образовательных отношений через проектную деятельность?

Написав и выиграв грант на реализацию проекта, я раздаю задания другим классным руководителям, чтобы они распределили их между детьми. Тут как раз и подключаются другие специалисты: педагог дополнительного образования проводит занятия и мастер-классы по рукоделию с обучающимися, привлекая к этим заданиям и родителей (законных представителей), что способствует их сближению. Тьютор сопровождает, помогает обучающимся и родителям в выполнении определенных заданий, информирует родителей об успехах или неудачах ребенка, а потом они совместно ищут пути и средства для решения поставленных задач в рамках проекта.

Педагог-психолог настраивает родителей и обучающихся на рабочий лад, успокаивает, если у кого-то что-то не получается, проводит различные тренинги, игры на сотрудничество и сближение. Объясняет, что такое взаимодействие между родителями, детьми и школой просто необходимо для них, ведь только так, видя заинтересованность родителей в их общем деле, дети чувствуют себя успешными.

В технике ковроткачества ребята, родители, бабушки, дедушки, педагоги изготовили историческое генеалогическое древо профессий первопроходцев района им. Лазо.

Кроме того, они представляли готовую реконструкцию в  школьном музее, в других образовательных учреждениях района и в Краеведческом музее муниципального района им. Лазо.

Налаженная сетевая взаимосвязь с музеями района и Хабаровского края помогла детям с ментальными нарушениями, родителям и педагогам в поиске и сборе нужной информации. Проведение мастер-классов организаторами проекта, педагогами дополнительного образования по ковроткачеству не только приблизило обучающихся и их родителей,  к пониманию своих исторических корней, но и помогло в освоении новых профессиональных компетенций. По окончанию реализации проекта дети выполнили коллективную работу «Древо профессий первопроходцев района им. Лазо» в технике ковроткачества, где разместили собранную информацию о своих прадедах.

В общей сложности участниками проекта стали порядка трехсот жителей района (т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, педагоги и волонтеры).

Родители и дети, очень рады такому сотрудничеству с различными организациями, такими как школы района, музей, библиотека,  дом культуры, художественная студия «Ариарт», молодежный центр. Им нравятся выходы в социум, то, что занятия проводятся за пределами школы. Смена обстановки мотивирует и стимулирует ребят и их родителей к творческому развитию, а значит и к успешной социализации в обществе.

Продукт, который получился в ходе реализации проекта — это ковровое полотно «Древо профессий первопроходцев Дальнего Востока» размером 2 м на 2 м, состоящее из 16 сшитых между собой кусочков размером 50 см на 50 см, и содержит собранную участниками информацию о своих предках. Края ковра обрамляют славянский и нанайский орнаменты. Эту коллективную работу выполняли дети, родители, жители района им. Лазо совместно с педагогами школы.

Подводя итог, хочется сказать, что родители (законные представители), участвуя в реализации проектной деятельности, становятся источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом. В ходе совместной деятельности участников образовательных отношений приходит чувство удовлетворения от успехов и достижений детей. 

В рамках любого проекта мы предусмотреваем неформальное общение между родителями, детьми, педагогами посредством следующих мероприятий: экскурсий, образовательных квестов, чаепитий, круглых столов, мастер-классов, собраний, на которых каждый специалист преследует свою цель:  

-классный руководитель ближе знакомится с семьей обучающегося, видит ребенка с другой стороны, его умение работать в команде, планировать, результативность. Новое видение помогает в дальнейшей организации образовательных отношений;

-тьютор наблюдает, как родитель взаимодействует с ребенком, находит общие точки соприкосновения, которые можно использовать в работе с тьюторантом во время образовательного процесса;

педагог-психолог видит детско-родительские отношения, при необходимости корректирует, поддерживает, направляет и оказывает психологическую поддержку.

 Таким образом, максимальное раскрытие потенциала личности ребенка происходит благодаря сотрудничеству всех участников образовательных отношений. Безбарьерное вовлечение в процесс дополнительного образования и участие не только в жизни школы и класса, но и в мероприятиях районного,  краевого, всероссийского уровней через проектную деятельность, что дает возможность нашим детям самореализовываться, а в перспективе определяет успех социализации, интеграции в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"

В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим  коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...

Доклад "Интеграция деятельности классного руководителя и педагога-психолога для эффективности воспитательной работы в школе

Произошедшая модернизация системы образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов привело к интеграции деятельности педагогов и специалистов. ...

ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫНазначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».

Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:·         воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...