Программы формирования личностных универсальных учебных действий на психокоррекционных занятиях.
статья по теме

Гильмулина Светлана Александровна

В статье представлен опыт работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программы формирования личностных универсальных учебных действий на психокоррекционных занятиях.

педагог-психолог

Гильмулина С. А.

Обучение в школах VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития; на формирование универсальных учебных действий у обучающихся – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.  При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые,  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Поэтому, цель моего выступления – показать, как можно развивать личностные  универсальные учебные действия  через систему организации психокоррекционной работы.

Личностные универсальные учебные действия включают в себя самоопределение. Одним из компонентов самоопределения выступает – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли.

Работа над формированием внутренней позиции школьника начинается с момента поступления в школу воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Нашим воспитанникам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать, попить). У обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

Таким образом, одним из первых и главных направлений работы с первоклассниками является психологическое сопровождение в период адаптации.

Поступая в школу все обучающиеся проходят диагностическое обследование.

На основании результатов планируется  коррекционно-развивающая работа, которая  включает в себя:

-составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося;

- разработку оптимальной для развития обучающихся с умственной отсталостью групповой и индивидуальной психокоррекционной   программ, в соответствии с образовательными потребностями.

Учитывая специфические особенности школьников с умственной отсталостью мы разработали программу «Я-ученик!» на основе программы Азаровой Т.В., Битяновой М.Р. «Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников», Программы формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В.

Цель развивающих занятий – развитие личностных характеристик первоклассников, способствующих их успешной адаптации в школе.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Формирование учебной мотивации, осознанности учения и личной ответственности
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления  межличностных отношений со сверстниками;
  • Обучение приемам эффективной организации учебной деятельности.

Программа рассчитана на один год, 30 часов. Частота встреч 1 раз в неделю, длительность психокоррекционных занятий 20-30 минут.

Каждое занятие имеет свою структуру:

  1.  Ритуал приветствия. (Создание атмосферы группового доверия. Актуализация индивидуального опыта участников. Установка на взаимодействие).
  2. Разминка. (Создание положительного эмоционального настроя на занятие
  3. Основная часть. (Отработка умений по теме занятия. Использование  соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
  4. Релаксация.  (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации)
  5. Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).

Эффективность программы определяется с помощью тестирования перед началом проведения занятий и в конце реализации программы с использованием методик, позволяющих оценить развитие школьной мотивации, самооценки, навыков совместной деятельности, степени комфортности среды обучения.

 

  • Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»
  • «Внутренняя позиция школьника» (Н.И.Гуткина)
  • Методика исследования мотивов учения (М.Р.Гинзбург)
  • методика «Беседа о школе», (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
  • «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», (по Г.Ю. Ксензовой)
  • методика «Нарисуй себя», направленная на выявление уровня самооценки
  • методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
  • методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)
  • методика М. Семаго, Н. Семаго

После того, как обучающийся успешно адаптировался к школе, принял на себя позицию «Я-школьник», он не остается без внимания психологов.  Дальнейшее  психологическое сопровождение включает в себя работу, направленную на повышение уровня знаний о своем Я, формирование отношения к своему Я и умение управлять своим Я, т.е. на развитие самосознания обучающихся (еще один из компонентов личностныхУУД).

Программа «Здравствуй - это Я!» - долгосрочная, она рассчитана на три года.

В первый год обучения мы формируем знания о своем «Я», второй год формируем отношение и третий год учимся управлять своим «Я», владеть собой.

Занятия строятся по той же структуре.

Эффективность программы определяется с помощью тестирования перед началом проведения занятий, промежуточной диагностики и в конце реализации программы с использованием методик, позволяющих оценить личностные особенности детей и особенности межличностного взаимодействия.

В ходе психокоррекционных занятий применяются разные формы взаимодействия с обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

Психогимнастика

Релаксация

Развивающие упражнения

Беседа

ИКТ-технологии

Организация деятельности (игра, труд, изо, конструирование…)

Так же на занятиях мы используем следующие приемы формирования личностных учебных действий:

 обращаем внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.

отмечаем успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

  показываем для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

  обучаем детей приемам работы в группах, показываем, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогаем детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

  обращаем внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

находим способ увлечь детей знаниями.

всегда даем шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках.

помогаем ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

учим разным способам выражения своих мыслей и чувств, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

активно включаем и поощряем сотрудничество между учениками, учениками и взрослыми.

на занятиях используем интерактивные возможности ИКТ

организуем работу в парах сменного состава

организуем конструктивную совместную деятельность

Таким образом, осуществляя  планомерную, целенаправленную,  последовательную работу по формированию личностных УУД  мы стремимся  получить модель выпускника начальной школы, у которого  в соответствии с ФГОС сформированы:

1)основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России; сформировано чувство гордости за свою Родину;

2) адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) эстетические потребности, ценности и чувства;

5) установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

6) готовность к самостоятельной жизни.

Обучающиеся должны овладеть:

7) начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

8) социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

9) навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

10) способностью к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

11) доступными социальными ролями (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), формирование и развитие социально значимых  мотивов учебной деятельности;

У них должны быть развиты:

12) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

13) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Итак, психологической службой школы реализуются две психокоррекционные программы: «Я-ученик!» - адаптация первоклассников, «Здравстуй – это Я!» - формирование личностных УУД (2-4 классы).

Анализ проделанной работы позволяет нам говорить о необходимости психологического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них эмоциональной стабильности, развития самосознания, а соответственно формирования личностных базовых учебных действий.

Важна так же работа с учителями и родителями.

Уважаемые коллеги, формируя личностные базовые учебные действия:

1. Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он ни был, взрослый-это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните,  что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"

Современный  учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...

Формирование личностных универсальных учебных действий на примере занятия- практикума.

Выступление на городском педагогическом совете "Формирование универсальных учебных действийкак приоритетная задача развития личности гимназиста"...