Диагностические методики классного руководителя
материал на тему

Марина Юрьевна Новоселова

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
      -    особенности возраста учащихся класса;
      -    степень сформированности детского коллектива;
      -    особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
      -    степень доверия друг другу детей и взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metodiki_klassnogo_rukovoditelya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
      -    особенности возраста учащихся класса;
      -    степень сформированности детского коллектива;
      -    особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
      -    степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

      Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
      Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
      Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
      Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
      Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Наблюдение- Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники- Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Сочинения - Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

- Графические и рисуночные тесты Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи

  • •Изучение личностных качеств учащихся класса.
         •Изучение общих и специальных способностей класса.
         •Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
         • Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации          классных дел.
         • Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Диагностические методики изучения классного коллектива

№ 1. «Фотография класса»

/Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику  «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

№ 2. «Урок физкультуры»

Ученикам предлагается  построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

№3 Если я попал на необитаемый остров

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

№ 4. «Пьедестал»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая проективная методика № 5

1.    Самый близкий мне человек в классе, это...
      2.   Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
      3.   Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
      4.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
      5.   Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
      6.   Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

№ 6. «Фильм о моем классе»

1.   Как называется фильм?
      2.   Где происходит действие фильма?
      3.   Кто является главным героем фильма?
      4.   Кто играет второстепенные роли в фильме?
      5.   Каким является фильм по жанру?
      6.   Каков финал фильма?
      7.   В каком цвете снимался фильм?

Учащимся класса предлагается создать фильм или мультфильм  о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).

Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

№ 7. «Круги на воде»

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

№ 8. «Мое состояние»

Диагностика № 9"Моих 10 - Я"

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный

Я- красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

 Диагностика №10 Кто достоин уважения

В центр ребенок пишет свое имя и 5 учащихся своего класса.

Заключение

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более, классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

С другой стороны существует школьный психолог,  в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о диагностике должны сводиться к умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который обязан взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности, так как это его работа.

Функции классного руководителя гораздо объемнее и ответственнее, нежели у учителя-предметника. Поэтому классный руководитель должен сотрудничать в тесном контакте со школьным психологом, постоянно совершенствоваться, изучать методическую литературу по вопросам диагностики классного коллектива в том числе.

Работа с результатами диагностики позволяет классному руководителю спланировать индивидуальный подход к каждой личности и к классу в целом. Это может быть проведение различных мероприятий, направленных на развитие и воспитание: беседы, диспуты, классные часы, поездки и др. Для некоторых ребят это будет индивидуальная работа со специалистами – психологом, наркологом, педагогом – организатором или педагогом дополнительного образовании. Для других – построение взаимодействия с родителями.

Таким образом, современные методы диагностирования в сфере воспитания, образования и развития заставляют двигаться вперёд, позволяют планировать работу классного руководителя с учениками с учётом личностных особенностей и образовательных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики классного руководителя

В работе классного руководителя очень важна работа по изучению классного коллектива. В данном материале даны  методики изучения классоного коллектива начальной школы. Методики даны по классам и д...

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психо...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

Сборник диагностических методик для классного руководителя начальных классов

В сборнике собраны методики изучения школьной мотивации, личности учащегося и классного коллектива....

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы...

Сборник методик классного руководителя начальной школы

Сборник методик классного руководителя начальной школы...