Этапы формирования детского коллетива
статья (1 класс) на тему

Илларионова Лидия Тимофеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_formirovaniya_detskogo_kollektiva.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы формирования  детского коллектива.

 От умения классного руководителя правильно определить этапы развития коллектива и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности  зависит успешность воспитательной системы класса. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «Мы », апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива.

    Призыв классного руководителя «Делай как я!» становится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за друга лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!». Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива. Жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняющих и поддерживающих большинством членов коллектива.

Для четвертого этапа характерны две тенденции:

Первая- постараться сделать так, чтобы лучшее жизни класса стала достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»);

Вторая- поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.

 И наконец показателем  эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:

- воспитанность учащихся;

- защищенность и комфортность ребенка и их родителей жизнедеятельностью в классе;

- сформированность классного коллектива;

- репутация класса;

- проявление индивидуальности ( «лицо») классной общности.

          Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.  Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.

 -методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);      

 -методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

 -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

-методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

      В своей работе я использовала такие формы работы как:

  • Информационные часы («Есть мудрые книжные полки»,  «Красная книга –книга памяти Родины»,
  • «Лучшие друзья на свете –страны моей хорошие соседи»)
  • Экскурсии («Любимый город- Санкт-Петербург»)
  • Тематические кл.часы
  • Праздники( «Новогодний огонек», « 8 марта» и др.)
  • Круглый стол
  • Викторины
  • Выпуск листовок (по ПДД,ОСВОД и др.)
  • Беседы на тему:

-правила поведения при пожаре  в школе

-правила поведения учащихся на дорогах («Безопасный путь домой», «Внимание! дорога!», «Случаи ДТП с детьми в районе и в городе»,  «Правила безопасности во время каникул», «Дорожные знаки», «Осторожно, дети! », « Как рождаются опасные ситуации на дорогах»)

  • Конкурсы рисунков
  • Практические – занятия(оказание первой помощи,эвакуация из здания школы,)
  •  Игры на свежем воздухе. «Взятие снежной крепости.»«Веселая лыжня»Веселые старты.
  • Динамические паузы.
  • Спортивные соревнования

«А ну-ка, мальчики!»

«А ну-ка, девочки!»

«Я, ты, он, она,- вместе дружная семья» (Игры народов мира)

« Зов джунглей»

«От улыбки радуга проснется

«Вперед, кладоискатели!»

«Русская деревня» (разучивание народных игр)

«Игра  путешествие по парку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы формирования навыка письма"

В данном материале раскрываются этапы формирования навыков письма....

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапов формировании УУД

Стресс вызывает не новое, а неизвестное.   Для избавления чувства тревожности, напряжённости необходимо вникнуть и разобраться со всеми главными моментами в модернизации образования....

Этапы формирования детского коллектива в группе продленного дня.

Мы учим ребят делить радости и неприятности, удачи и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и со...

Протокол областного этапа Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета 2019"

Учащиеся моего класса принимали участие в разных номинациях конкурса. Но победу принес отрывок из спектакля "До свиданья, Овраг!" В его постановке принимали участие ребята из 1-4-х клас...

Этапы развития детской речи.

Этапы развития детской речи: от 4 до 7 лет....

Приказ №262 от 06.04.2020 "Об участии в муниципальном этапе конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей"

Приказ №262 от 06.04.2020 "Об участии в муниципальном этапе конкурса детских рисунков "Безопасный труд глазами детей"...