Главные вкладки

    Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

    Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности. Задача психолога – помочь ребёнку раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращения недостатков развития в проблему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskaya_azbuka_statya.doc122.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2»

    Рабочая программа

    «Психологическая азбука»

    для учащихся  1-х классов

    Составитель программы: Кузьмина Ольга Владимировна, педагог-психолог

    г.Троицк

    2014 - 2015 учебный год

    Пояснительная записка.

    Направленность программы: социально-педагогическая.

    Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

    Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности. Задача психолога – помочь ребёнку раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращения недостатков развития в проблему.

    Цель и задачи:

    Главной целью этой программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.

    Программа призвана решить следующие задачи:

    • Помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям.
    • Учить методам и приёмам познания себя.
    • Учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания.
    • Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.
    • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции».
    • Научить детей осознавать и называть собственные переживания.
    • Помочь детям осознать свои задатки и способности.
    • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

    Отличительная особенность:

    Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшим отличием данного курса является сдвиг акцентов с обучения на развитие (точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения).

    Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа «Психологическая азбука» нацелена в первую очередь на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей.  Основной принцип, легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

    Возраст детей: 7-8 лет.

    Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

    Форма и режим занятий:

    Программа «Психологическая азбука» может быть включена в систему 1-4 начальной школы.

    Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение одного занятия в неделю.

    Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

    - введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

    - основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:

    1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;

    2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

    - подведение итогов: рефлексия результатов занятия. Происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).

    Занятие может включать следующие типы работы рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий. Изобразительная деятельность. Чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

    Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

    1. активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
    2. эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
    3. рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
    4. оптимальны по трудностям, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
    5. метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, не могут обойтись без метафоры;
    6. событийные: методы программы дают возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

    В программе «Психологическая азбука» используется следующая классификация методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

    - традиционные обучающие приемы;

    - ритуалы знакомства, представления, прощания;

    - «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

    - приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

    - техники релаксации;

    - психотехники самооценки и взаимооценки;

    - упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

    - экспрессивные техники (приемы самовыражения);

    - развивающе-тренировочные упражнения;

    -сказкотерапевтические упражнения;

    - иллюстрационно-демонстрационные задачи;

    - подвижные игры.

    С помощью предлагаемой программы педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

    - психологический мониторинг/оценка  достижения  планируемых  школой  в Основной   образовательной  программе    начального  общего   образования  образовательных результатов, прежде всего – личностных;

    - совместное   с   учителем   проектирование   типовых   задач  формирования   универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

    - участие в  формировании  УУД (в первую очередь –  коммуникативных и   личностных) у  учащихся  во внеурочной  деятельности  в  соответствии с  Программой формирования универсальных учебных действий;

    - психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным   вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки  достижения  планируемых  образовательных  результатов  (личностных).

    Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

    Личностные универсальные учебные действия (УУД)

    - Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.

    - Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    - Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

    - Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

    Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    - Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

    - Овладевает способами самооценки выполнения действий.

    Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

    - Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою        точку зрения, аргументируя ее.

    В этой связи выпускник начальной школы научится:

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    -  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - строить понятные  для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

    - задавать вопросы;

    - контролировать действия партнера;

    - использовать речь для регуляции своего действия.

    Ожидаемые результаты:

    1. Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
    2. Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
    3. Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

    Результативность работы оценивается с помощью проективных методик (рисунки «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д.), наблюдения за детьми в игровых и учебных ситуациях.

    Календарно-тематическое планирование курса:

    Тема занятия

    Количество часов

    Ожидаемые результаты

    Дата

    Раздел 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)

    Личностные УУД

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    Регулятивные УУД

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    Коммуникативные УУД

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    Знакомство.

    1

    Сентябрь

    Знакомство продолжается.

    1

    Сентябрь

    Я теперь школьник.

    1

    Сентябрь

    Что значит быть школьником?

    1

    Сентябрь

    Знакомство с Пси-Магом.

    1

    Октябрь

    Раздел 2. Введение в мир психологии

    Личностные УУД

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    Регулятивные УУД

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    - Овладевает способами самооценки выполнения действий.

    Коммуникативные УУД

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    Королевство Внутреннего Мира.

    1

    Октябрь

    Сказка о волшебных зеркалах.

    1

    Октябрь

    Сказка о волшебных зеркалах.

    1

    Октябрь

    Что я знаю о себе?

    1

    Ноябрь

    Что я знаю о себе и о других?

    1

    Ноябрь

    Я – это кто?

    1

    Ноябрь

    Раздел 3. Психика и познание мира

    Личностные УУД

    - Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

    - Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    Регулятивные УУД

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    - Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

    - Овладевает способами самооценки выполнения действий.

    Коммуникативные УУД

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

    - Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

    Мои ощущения.

    1

    Ноябрь

    Моё восприятие мира.

    1

    Декабрь

    Моё внимание.

    1

    Декабрь

    Как быть внимательным?

    1

    Декабрь

    Развиваем своё внимание.

    1

    Декабрь

    Я умею быть внимательным!

    1

    Раздел 4. Темперамент и характер

    Личностные УУД

    - Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

    - Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    - Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

    - Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

    Регулятивные УУД

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    - Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

    - Овладевает способами самооценки выполнения действий.

    Коммуникативные УУД

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

    - Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

    Что такое темперамент?

    1

    Январь

    Типы темперамента.

    1

    Январь

    Разные люди – разные типы темперамента.

    1

    Январь

    Разные люди – разные характеры.

    1

    Февраль

    Какой у меня характер?

    1

    Февраль

    Какой характер у других?

    1

    Февраль

    Мой характер: оценим недостатки.

    1

    Март

    Раздел 5. Я и мои эмоции

    Личностные УУД

    - Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

    - Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

    - Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

    - Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

    - Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

    Регулятивные УУД

    - Принимает и сохраняет учебную задачу.

    - Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

    - Овладевает способами самооценки выполнения действий.

    Коммуникативные УУД

    - Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

    - Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

    - Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

    25-26

    Что такое эмоции?

    2

    Март

    27-28

    Какие бывают эмоции?

    2

    Апрель

    29

    Конкурс чувствоведов.

    1

    Апрель

    30-31

    Что я знаю о своих эмоциях?

    2

    Апрель, Май

    32

    Королевство Внутреннего Мира.

    1

    Май

    33

    Королевство Внутреннего Мира.

    1

    Май

    Количество часов:

    33


    Список литературы:

    1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2003г.
    2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2004г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

    Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

    Программа "Психологическая азбука" 1 класс

    "Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

    Программа "Психологическая азбука" 2 класс

    Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

    Программа "Психологическая азбука" 3 класс

    Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

    Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс

    Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 ...

    Рабочая программа ВНД. "Азбука нравственности", 1-4 классы

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся...

    Рабочая программа кружка "Азбука нравственности" для 4 класса

    Рабочая программа "Азбука нравственности" предназначена для 4 класса...