Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов
рабочая программа (1 класс) по теме

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности. Задача психолога – помочь ребёнку раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращения недостатков развития в проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_azbuka_statya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа

«Психологическая азбука»

для учащихся  1-х классов

Составитель программы: Кузьмина Ольга Владимировна, педагог-психолог

г.Троицк

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности. Задача психолога – помочь ребёнку раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращения недостатков развития в проблему.

Цель и задачи:

Главной целью этой программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.

Программа призвана решить следующие задачи:

  • Помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям.
  • Учить методам и приёмам познания себя.
  • Учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания.
  • Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции».
  • Научить детей осознавать и называть собственные переживания.
  • Помочь детям осознать свои задатки и способности.
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Отличительная особенность:

Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшим отличием данного курса является сдвиг акцентов с обучения на развитие (точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения).

Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа «Психологическая азбука» нацелена в первую очередь на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей.  Основной принцип, легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Возраст детей: 7-8 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий:

Программа «Психологическая азбука» может быть включена в систему 1-4 начальной школы.

Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение одного занятия в неделю.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

- основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:

1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;

2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

- подведение итогов: рефлексия результатов занятия. Происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).

Занятие может включать следующие типы работы рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий. Изобразительная деятельность. Чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

  1. активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;
  2. эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
  3. рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;
  4. оптимальны по трудностям, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;
  5. метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, не могут обойтись без метафоры;
  6. событийные: методы программы дают возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

В программе «Психологическая азбука» используется следующая классификация методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

- традиционные обучающие приемы;

- ритуалы знакомства, представления, прощания;

- «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- техники релаксации;

- психотехники самооценки и взаимооценки;

- упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

- экспрессивные техники (приемы самовыражения);

- развивающе-тренировочные упражнения;

-сказкотерапевтические упражнения;

- иллюстрационно-демонстрационные задачи;

- подвижные игры.

С помощью предлагаемой программы педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

- психологический мониторинг/оценка  достижения  планируемых  школой  в Основной   образовательной  программе    начального  общего   образования  образовательных результатов, прежде всего – личностных;

- совместное   с   учителем   проектирование   типовых   задач  формирования   универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

- участие в  формировании  УУД (в первую очередь –  коммуникативных и   личностных) у  учащихся  во внеурочной  деятельности  в  соответствии с  Программой формирования универсальных учебных действий;

- психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным   вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки  достижения  планируемых  образовательных  результатов  (личностных).

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою        точку зрения, аргументируя ее.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные  для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Ожидаемые результаты:

  1. Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.
  2. Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.
  3. Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

Результативность работы оценивается с помощью проективных методик (рисунки «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д.), наблюдения за детьми в игровых и учебных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование курса:

Тема занятия

Количество часов

Ожидаемые результаты

Дата

Раздел 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)

Личностные УУД

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Знакомство.

1

Сентябрь

Знакомство продолжается.

1

Сентябрь

Я теперь школьник.

1

Сентябрь

Что значит быть школьником?

1

Сентябрь

Знакомство с Пси-Магом.

1

Октябрь

Раздел 2. Введение в мир психологии

Личностные УУД

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Королевство Внутреннего Мира.

1

Октябрь

Сказка о волшебных зеркалах.

1

Октябрь

Сказка о волшебных зеркалах.

1

Октябрь

Что я знаю о себе?

1

Ноябрь

Что я знаю о себе и о других?

1

Ноябрь

Я – это кто?

1

Ноябрь

Раздел 3. Психика и познание мира

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Мои ощущения.

1

Ноябрь

Моё восприятие мира.

1

Декабрь

Моё внимание.

1

Декабрь

Как быть внимательным?

1

Декабрь

Развиваем своё внимание.

1

Декабрь

Я умею быть внимательным!

1

Раздел 4. Темперамент и характер

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Что такое темперамент?

1

Январь

Типы темперамента.

1

Январь

Разные люди – разные типы темперамента.

1

Январь

Разные люди – разные характеры.

1

Февраль

Какой у меня характер?

1

Февраль

Какой характер у других?

1

Февраль

Мой характер: оценим недостатки.

1

Март

Раздел 5. Я и мои эмоции

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник        .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам. 

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

25-26

Что такое эмоции?

2

Март

27-28

Какие бывают эмоции?

2

Апрель

29

Конкурс чувствоведов.

1

Апрель

30-31

Что я знаю о своих эмоциях?

2

Апрель, Май

32

Королевство Внутреннего Мира.

1

Май

33

Королевство Внутреннего Мира.

1

Май

Количество часов:

33


Список литературы:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2003г.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Программа "Психологическая азбука" 1 класс

"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Программа "Психологическая азбука" 2 класс

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Программа "Психологическая азбука" 3 класс

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 ...

Рабочая программа ВНД. "Азбука нравственности", 1-4 классы

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся...

Рабочая программа кружка "Азбука нравственности" для 4 класса

Рабочая программа "Азбука нравственности" предназначена для 4 класса...