Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Янковская Нина Алексеевна

Рабочая программа кружка "Азбука дорожного движения" составлена на основе ФГОС НОО и примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения  . На её реализация отводится 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей начальных классов

_______      М.А. Филяева

Протокол № ____

от «___»_______ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

__________ Ю.В. Желнерович

«___»_________ 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

_________   Л.Е. Михнёнок

Педсовет № ____

от «___»_________ 20___ г.

Приказ № ____

от «___»_________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Азбука дорожного движения»

( направление социальное)

на I уровень обучения

для 4 класса

Разработана

                      Янковской Ниной Алексеевной

учителем начальных классов

I квалификационной категории

2016 г.


Рабочая программа   кружка  «Азбука дорожного движения» для обучающихся 4 составлена  на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МИНОБРНАУКИ Российской Федерации № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  • Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
  • Примерной программы внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-6 классов общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» - Симферополь, 2016

Кружок «Азбука дорожного движения»  относится к социальному направлению.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на реализацию программы кружка  «Азбука дорожного движения»  отводится 34 часа.

Рабочая программа предусматривает обучение  при 34 учебных неделях в течение одного учебного года, в том числе в 4 классе – 1 час в неделю. Продолжительность занятия в 4 классе - 40 минут.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате реализации программы учащиеся 4-го класса должны знать:

- что такое остановочный и тормозной путь,

- как он изменяется и от каких факторов зависит;
- правила:
       
 перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
       
 перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
       
 перехода железной дороги.


Учащиеся 4-го класса должны уметь:
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
 переходить железнодорожные пути;
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.


2. СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ  ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  И  ВИДОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Безопасность пешеходов. Знаем ли мы правила дорожного движения. Основные понятия и термины ПДД. Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колонне. Перевозка людей. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Нерегулируемые перекрестки. Оборудование автомобилей специальными приборами. Труд водителя. Разбор дорожной ситуации на макете. Дорожные знаки. Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. Основные виды травм и первая помощь при них. Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Поведение пассажиров после ДТП. Обязанности велосипедистов. Оценка дорожных ситуаций. Практические упражнения, тренирующие глазомер. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Ответственность за нарушение. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном
движении осуществляется  в школе: классная работа (теоретические и практические занятия, классные часы); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии).


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование кружка «Азбука дорожного движения»

4 класс

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Безопасность пешеходов.

1

1

3

Проект №1 «Безопасность пешеходов».

1

1

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

1

5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.

1

1

6

Проверка знаний правил дорожного движения.

1

1

7

Основные понятия и термины ПДД.

1

1

8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

1

1

9

Предупредительные сигналы.

1

1

10

Движение учащихся группами и в колонне.

1

1

11

Перевозка людей.

1

1

12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1

1

13

Нерегулируемые перекрестки.

1

1

14

Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки».

1

1

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

1

1

16

Труд водителя.

1

1

17

Разбор дорожной ситуации на макете.

1

1

18

Проект №4 «Ситуации на дороге».

1

1

19

Дорожные знаки.

1

1

20

Проведения дня безопасности дорожного движения в классе.

1

1

21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

1

1

22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

2

2

24

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

1

1

25

Поведение пассажиров после ДТП.

1

1

26

Обязанности велосипедистов.

1

1

27-28

Оценка дорожных ситуаций.

2

1

1

29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

2

1

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

1

32

Ответственность за нарушение.

1

1

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

1

1

34

Итоговое занятие.

1

1

Итого

34

24

10


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»

ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________   Желнерович Ю.В.

«___»_________ 20___ г.

                                                                           

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________   Желнерович Ю.В.

«___»_________ 20___ г.

Календарно-тематическое планирование

кружка «Азбука дорожного движения» в 4 классе

на 2016-2017 учебный год

учитель: Янковская Нина Алексеевна


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС (34 ЧАСА)

Тема занятия

Базовые умения

УУД

Дата проведения

План     Факт

1

Вводное занятие

2

Безопасность пассажиров.

Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

Р:самостоятельная постановка учебной цели
Л:развитие морального сознания.
П: построение логической цепи рассуждений.

3

Проект №1 Безопасность пешеходов.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
Р: формирование самооценки деятельности.

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

Причины дорожно- транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.

П: поиск и выделение необходимой информации.
Л: развитие морального сознания через дискуссию.

5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения

Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения.

Л: формирование личностной и коммуникативной рефлексии.

6

Проверка знаний правил дорожного движения.

Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах.

К: адекватное межличностное восприятие.
Р: способность к самоорганизации.
Л: выработка кодекса моральных норм.

7

Основные понятия и термины ПДД.

Участник дорожного движения: пешеход, водитель; остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.

К: использование адекватных языковых средств.

8

Проект №2
«Понятия и термины ПДД».

Закрепить полученные понятия.

П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме.
К:планирование общих способов работы.
Р: способность к саморегуляции.

9

Предупредитель-

ные сигналы.

Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно- транспортное происшествие.

П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.

10

Движение учащихся группами и в колонне.

Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

Л: формирование ориентировки на нравственно- этическое содержание поступков и событий.

11

Перевозка людей.

Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей?

П: построение логической цепи рассуждений.

12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.

13

Нерегулируемые перекрестки.

Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.

П: выдвижение гипотез и их обоснование.
Р:самостоятельная постановка учебной цели

14

Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки.

Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.

П: знаково-символическое моделирование
К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: формирование умения планировать свою деятельность.

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

П: умение анализировать объект.
Л: усвоение теоретических знаний.
К: способность с помощью вопросов добывать информацию.

16

Труд водителя.

Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля.

К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем.

17

Разбор дорожных ситуаций на макете.

На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.

Р: умение анализировать ситуации.
К:умение слышать и слушать друг друга.
П: умение выдвигать гипотезы и проверять их.
Л:развитие морального сознания.

18

Проект №4 Ситуации на дороге.

Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.

Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
К:управление поведением партнёра.

19

Дорожные знаки.

Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

П: построение логической цепи рассуждений.
Р:самостоятельная постановка учебной цели

20

Проведение дня безопасности дорожного движения в классе.

Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения.

П: умение делать выводы и умозаключения.

21

Практическое
занятие в «Автогородке»

Движение групп учащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Сигналы регулировщика.

К: умение аргументировать свою точку зрения.
Р: организовывать учебное сотрудничество.

22

Основные виды травм и первая помощь при них.

Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.

К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.

23

Основные виды травм и первая помощь при них.

24

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

Поведение участников и очевидцев дорожно- транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.

К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

25

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

26

Обязанности велосипедистов.

Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.

П: использовать разные виды информации.

27

Оценка дорожных ситуаций.

Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.

Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.
Р:самостоятельная постановка учебной цели

28

Оценка дорожных ситуаций.

29

Практические
упражнения, тренирующие глазомер.

Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.

П: применение методов информационного поиска.
К: участвовать в коллективном осуждении проблем.
Р:самостоятельная постановка учебной цели.

30

Практические
упражнения, тренирующие глазомер.

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

П: поиск и выделение необходимой информации

32

Ответственность за нарушение.

Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

П: умение давать определение понятиям.

Л: формирование самооценки.

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.

К: способность брать на себя инициативу.
Л:развитие морального сознания.

34

Итоговое занятие

Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

По плану 34 ч (1 час в неделю)

Фактически с учётом государственных праздничных дней в 2016-2017 уч.году будет проведено:

в I полугодии -              ч

во  II полугодии -          ч

Итого за год -                ч.

Распределение времени по темам дано ориентировочно. Возможна корректировка количества учебных занятий в связи с объявлением дополнительных праздничных дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)

Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...

Рабочая программа кружка "Азбука безопасности". 1 класс.

Рабочая программа кружка "Азбука безопасности". 1 класс....