Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс) на тему

Корнеева Ирина Евгеньевна

Цели:

- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.

Задачи:

1) снижение уровня тревожности у детей;

2) снятие эмоционального и физического напряжения;

3) развитие чувства доверия друг другу;

4) формирование атмосферы взаимной поддержки;

5) обучение ребенка управлять собой в конкретной волнующей ситуации;

6) снятие мышечного напряжения;

7) коррекция страха высоты;

8) развитие эмоционально-выразительных движений;

9) развитие умения распознавать свое настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися

 младшего школьного возраста.

Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».

Цели:

- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.

Задачи:

1) снижение уровня тревожности у детей;

2) снятие эмоционального и физического напряжения;

3) развитие чувства доверия друг другу;

4) формирование атмосферы взаимной поддержки;

5) обучение ребенка управлять собой в конкретной волнующей ситуации;

6) снятие мышечного напряжения;

7) коррекция страха высоты;

8) развитие эмоционально-выразительных движений;

9) развитие умения распознавать свое настроение.

Оборудование: волшебная палочка, надувные шары, веревка, карточка с графическим изображением страха, фломастеры, магнитофон, кассета с записью музыки леса.

План занятия.

1) Ритуал приветствия            -----------------      2 мин.

2) Разминка                               -----------------     2 мин.

3) Основная часть                      -----------------     30 мин.

4) Заключительная часть        -----------------      3 мин.

5) Рефлексия занятия                -----------------     2 мин.

6) Ритуал прощания                 -----------------      1 мин.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая « волшебный клубок».

  2. Разминка.

Упражнение «Смена ритма».

Цель: включение учащихся в общий ритм, снятие излишнего мышечного напряжения.

Психолог начинает  хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три … Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три…. Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопают все реже, считая все тише и медленнее.

3. Основная часть.

- Сегодня, ребята, мы отправимся в сказку и будем в ней участвовать. А поможет нам попасть в сказку волшебная палочка.

- «Стоит терем-теремок, он не низок не высок». В какой же сказке мы очутились? (Теремок).

-  Какие герои есть в этой сказке? (дети перечисляют).  

1) Упражнение «Изобрази животное».

Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения.

- А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться.

- Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).

2) Упражнение «Гусеница».

Цель: формирование у детей чувства доверия, обучение согласованности своих движений с окружающими, снятие эмоционального и физического напряжения.

- Животные в теремке жили дружно. Сейчас мы проверим, какие вы сплоченные, умеете ли работать в согласии. А отправимся мы на прогулку.

Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается. Первый ученик держит свой  шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

- Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в гусеницу.

- Молодцы! Взмахом волшебной палочки я опять превращаю вас в зверушек, которые вы выбрали, а ваша сплоченность и согласованность поможет вам в серьезном испытании, которое вас ждет впереди.

3) Упражнение «Муха».

Цель: снятие мышечного напряжение области лица.

А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь поудобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот  на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.

4) Этюд на выражение страха.

Цель: развитие умения выражать чувство страха.

Мы с вами подошли к важной части нашего занятия. Мы будем говорить о чувстве страха.  Давайте попробуем вспомнить и выразить его. Как выглядит человек, который испытывает чувство страха?

Снимем напряжение от этого чувства, улыбнувшись как лиса, которая обманывает колобка.

 5) Упражнение «Бревно».

Цель: дать детям побывать в роли помогающих, а значит, сильных; формирование атмосферы взаимной поддержки, преодоление страха высоты.

 Но, сегодня мы поговорим о страхе высоты. Кто испытывал такое чувство и в каких ситуациях. А сейчас мы с вами будем преодолевать это чувство страха высоты. Нам надо пройти по бревну с одного берега на другой, взявшись за руки. Внизу течет река.

- А теперь подумайте и скажите, что может нам помочь в преодолении чувства страха высоты в данной ситуации. Психолог предлагает свои варианты помощи в данной ситуации:

- уменьшить напряжение (сделать на 1, 2, 3,4 – вдох, а на 4, 3, 2, 1 – выдох);

- надо быть внимательными, слушать свое тело, чтобы удержать равновесие;

- стараться не думать о высоте, а о том прекрасном, что нас может ожидать на том берегу;

- ты не один; сплоченность, которую вы показали в предыдущем упражнении, поможет преодолеть этот страх.

Дети проходят, взявшись за руки по веревке так, чтобы не сойти с нее.

- Молодцы! Я вижу, вы все очень старались.

4. Заключительная часть.

- Нам уже пора возвращаться домой, в теремок. В этом нам поможет волшебная палочка.

- Мы долго гуляли и проголодались. Но что же мы будем кушать? Давайте напечем пирогов!

4) Упражнение «Повар и тесто».

Цель: снятие мышечного напряжения.

- Взмахом волшебной палочки я превращаю вас кого в повара, а кого-то в тесто.

Дети разбиваются по парам. Один ученик – тесто, а другой – повар. Задача повара – вымесить хорошо и аккуратно тесто, чтобы пироги получились вкусными. Потом дети меняются ролями.

- Взмахом волшебной палочки я превращаю вас опять в учеников.

5. Рефлексия.

Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога.

Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия.

- Какое упражнение вам понравилось?

- Чему мы научились на занятии?

Упражнение «Настроение группы».

Цель: развитие умения распознавать свое настроение.

Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.

Ритуал прощания.

Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».

Список использованной литературы:

1. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Т. 3. – М.: Генезис, 1998

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. – М.: генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В настоящее время всё больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функций.Характерными недостатками ко...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."

Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.

Задачи:1)    Развитие раскрепощенности учащихся.2)    Снятие напряжения.3)    Повышение значимости каждого ребенка.4)    Расширение сферы те...

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".

Задачи:1)    Развитие сплоченности.2)    Снятие напряжения.3)    Развитие эмоционально выразительных движений....

2016 г. "Волшебный квадрат" Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних.

Таинственный мир превращенья бумаги,Здесь все чародеи, волшебники, маги.Творят они сказки своими руками     И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ....

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»

Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах.  Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...