Главные вкладки

    Методики для выявления одаренности
    учебно-методический материал на тему

    Волгирева Олеся Николаевна

    Методики для выявления одаренности в младшем школьном возрасте

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методики для выявления одаренности

    КАРТА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

    Инструкция для родителей

    Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

    На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

    Лист вопросов

    Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

    1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

    2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

    3) петь, музицировать;

    4) заниматься физкультурой;

    5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

    6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

    7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

    8) играть с техническим конструктором;

    9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

    10) самостоятельно рисовать;

    11) играть в спортивные, подвижные игры;

    12) руководить играми детей;

    13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

    14) ходить в магазин за продуктами;

    15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

    16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

    17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

    18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

    19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

    20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

    21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

    22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

    23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

    24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

    25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

    26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

    27) ухаживать за домашними растениями;

    28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

    29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

    30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

    31) участвовать в постановке спектаклей;

    32) заниматься спортом в секциях и кружках;

    33) помогать другим людям;

    34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

    35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать

    Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

    Дата ___________     Фамилия, имя_________________

    Обработка результатов

    Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

    • математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

    • гуманитарная сфера (2-й столбик);

    • художественная деятельность;

    • физкультура и спорт;

    • коммуникативные интересы;

    • природа и естествознание;

    • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

    Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

    «Каков Ваш творческий потенциал»

    ОПИСАНИЕ

    Цель методики: диагностика творческого потенциала, креативности.

    Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.

    Творческий потенциал - это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Уровень творческого потенциала можно определить с помощью предлагаемого ниже опросника.

    ОБРАБОТКА

    Подсчитайте общее количество баллов следующим образом:

    за ответ "а" - 3 балла,

    за ответ "б" - 1 балл,

    за ответ "в" - 2 балла.

    Вопросы :

    1, 6, 7 определяют границы Вашей любознательности,

    2, 3, 4, 5 - веру в себя,

    8 и 14 - постоянство,

    9 - амбициозность,

    10 - зрительную память,

    11, 12 - слуховую память,

    13 - Ваше стремление быть независимым,

    15, 16 - способность абстрагироваться,

    17 - степень сосредоточенности.

    Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажут уровень Вашего творческого потенциала.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    Уровни выраженности:

    46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.

    22-45 баллов. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.

    21 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

    ИНСТРУКЦИЯ: «Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа».

    1. Считаете ли Вы что окружающий Вас мир может быть улучшен?

    а) да;

    б) нет, он и так достаточно хорош;

    в) да, но только кое в чем.

    2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

    а) да, в большинстве случаев;

    б) нет;

    в) да, в некоторых случаях.

    3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?

    а) да;

    б) да, при благоприятных обстоятельствах;

    в) лишь в некоторой степени.

    4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

    а) да, наверняка;

    б) это маловероятно;

    в) возможно.

    5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?

    а) да;

    б) часто думаю, что не сумею;

    в) да, часто.

    6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?

    а) да, неизвестное меня привлекает;

    б) неизвестное меня не интересует;

    в) все зависит от характера этого дела.

    7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

    а) да;

    б) нет, я хочу научиться только самому основному;

    в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.

    8. Когда Вы терпите неудачу, то:

    а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

    б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

    в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

    9. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

    а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

    б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

    в) преимуществ, которые она обеспечивает.

    10. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

    а) да;

    б) нет, боюсь сбиться с пути;

    в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

    11. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь?

    а) да, без труда;

    б) всего вспомнить не смогу;

    в) запоминаю только то, что меня интересует.

    12. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

    а) да, без затруднений;

    б) да, если это слово легко запомнить;

    в) повторю, но не совсем правильно.

    13. В свободное время Вы предпочитаете:

    а) оставаться наедине, поразмыслить;

    б) находиться в компании;

    в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.

    14. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:

    а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

    б) Вы более-менее довольны;

    в) Вам еще не все удалось сделать.

    15. Когда Вы один, то:

    а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;

    б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

    в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.

    16. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:

    а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;

    б) только наедине с собой;

    в) только там, где будет не слишком шумно.

    17. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:

    а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы оппонентов;

    б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

    в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

    Методика «Интеллектуальный портрет»

    Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

    Познавательная сфера

    1. Оригинальность мышления

    2. Гибкость мышления

    3. Продуктивность

    4. Способность к анализу и синтезу.

    5. Классификация и категоризация

    6. Высокая концентрация внимания

    7. Память

    Сфера личностного развития

    1. Увлеченность содержанием задачи.

    2. Перфекционизм

    3. Социальная автономность

    4. Лидерство

    5. Соревновательность

    6. Широта интересов.

    7. Юмор.

    Для оценки используется метод  полярных баллов. Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной шкале:

    5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

    4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

    3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

    2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

    1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

    0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

    Например: Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

    Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выявление одаренных детей в начальной школе

    Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....

    Выявление одаренных детей

    Статья "Выявление одаренных детей". Творческий проект создания изделия из бисера "Сумочка для сотового телефона", используя технику плетения "ручное ткачество"....

    Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности школьников

    В данной статье рассматриваются различные виды  по выявлению творческих способностей детей, их одаренности....

    Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности детей

    В данной статье расскрываются различные способы выявления одаренности детей младшего возраста...

    Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

    Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

    "Принципы выявления одаренных детей"

    Выступление на педсовете...

    Методы выявления одаренности. Практические упражнения для развития одаренности и повышения результативности

    Детская одаренность – это важнейшая комплексная психолого-педагогическая и социально-общественная проблема для всех развитых стран;до настоящего времени не существует чёткого определения и едино...