Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования
презентация к уроку на тему

Семенихина Жанна Дмитриевна

Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_umnyasheva.ppt532.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение программы формирования УУД на этапе начального образования

Слайд 2

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Цель психологического сопровождения - создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению. Целью психологического сопровождения на ступени начального общего образования является содействие формированию универсальных учебных действий младших школьников как основы умения учиться.

Слайд 3

Задачи психологического сопровождения программы формирования УУД на этапе начального образования Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Развивать коммуникативные качества личности школьника. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

Слайд 4

Универсальные учебные действия(УУД) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 5

Виды универсальных учебных действий Метапредметные Личностные регулятивные коммуникативные познавательные

Слайд 6

Виды УУД Обеспечивают К ним относятся Регулятивные УУД организацию учащимся своей учебной деятельности. целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Познавательные УУД способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. включают общеучебные, логические действия, действия постановки, действия решения проблем. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Слайд 7

Виды УУД Обеспечивают К ним относятся Коммуникативные УУД социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные УУД ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Слайд 8

В сфере регулятивных универсальных учебных действий педагог-психолог способствует развитию у учащихся целеполагания, умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, навыков саморегуляции. В сфере познавательных универсальных учебных действий психологическая поддержка ориентирована на развитие творческого и логического мышления, умения формулировать проблему, способности установлению причинно-следственных связей .

Слайд 9

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий с помощью педагога-психолога приобретаются и отрабатываются умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию , отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. В сфере личностных универсальных учебных действий развивающая и коррекционная деятельность педагога-психолога должна быть направлена на формирование внутренней позиции обучающегося, адекватной самооценки, мотивации учебной деятельности, включая широкие социальные и познавательные мотивы, ориентации на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Слайд 10

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы психолога профилактика диагностика просвещение консультирование коррекционная работа развивающая работа экспертиза

Слайд 11

Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Слайд 12

Обучающиеся профилактика дезадаптации, прогноз социальных рисков образовательного процесса, формирование ЗОЖ, профилактика беспризорности, безнадзорности (в рамках реализации Закона №15-39 КЗ). Педагоги выступления на педсоветах, МО, школьных семинарах; трениги развития личностных компетенций учителя; тренинги профилактики эмоционального выгорания, тренинги психологической готовности педагогов к инновационной деятельности; формирование психологической культуры педагогов ОУ, профилактика конфликтов в педколлективе. Администрация повышение психологической компетентности управленческого звена, взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности, участие в экспертных и творческих группах, рекомендации по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе ОУ Родители родительские собрания, семейная гостиная, круглый столы, вечер вопросов и ответов, тренинги; повышение психологической грамотности родителей в сфере воспитания ПРОФИЛАКТИКА

Слайд 13

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Слайд 14

Обучающиеся Диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Стартовая диагностика УУД и особенностей процесса адаптации. Мониторинг уровня сформированности УУД. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Выявление детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги Рекомендации по проектированию профессионального развития, тренингов развития профессионально важных качеств. Администрация Психологическая характеристика развития класса Родители Диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления стиля воспитания, формулирование запроса родителей к психологу Диагностика

Слайд 15

Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Она подразумевает разовые или немногочисленные встречи с родителями ребенка или его учителями по поводу сложившихся трудностей. При консультировании следует соблюдать принцип конфиденциальности и не выносить полученную информацию дальше места встречи.

Слайд 16

Обучающиеся Отслеживание учащихся группы риска (мониторинг), сопровождение одаренных учащихся, опекаемых, а также организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Организация тренингов с учащимися направленных на развитие коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию учебной. Консультирование учащихся (помощь в решении проблем). Педагоги Индивидуальные консультации по проблемам адаптации. Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения». Индивидуальные консультации по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся. Консультирование по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы. Проведение семинаров, практических занятий, лекций. Администрация Консультирование по вопросам совершенствования учебно - воспитательного процесса (построение индивидуальных образовательных траекторий). Родители Индивидуальные консультации по проблемам адаптации, по вопросам воспитания и развития (по запросам) Лекции, родительские клубы, круглые столы, семинары-тренинги с участием родителей и детей. Психологическое консультирование

Слайд 17

Психологическое просвещение - представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта .

Слайд 18

Обучающиеся Просветительская работа с учащимися. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Групповая работа с детьми, по повышению уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Педагоги Семинары для учителей по вопросам современной педагогической психологии. Просвещение педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей обучащихся, по вопросам организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Администрация Повышение уровня психологической компетентности руководства школы. Участие в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения. Участие в работе психолого-педагогических консилиумов. Обеспечение реализации системы мониторинга. Родители Организация «Школы для родителей». Информирование родителей по медицинским, социальным и правовым вопросам. Просветительская работа, направленная на повышение психолого-педагогической грамотности, разъяснение целей коррекционно-развивающей работы, предполагаемых результатов. Общешкольные и классные родительские собрания, «круглые столы», семинары. Ведение Интернет-странички для родителей. Просвещение

Слайд 19

Психологическая коррекция - деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Цель развивающей деятельности – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Слайд 20

Обучающиеся Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений и навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Формирование адекватной самооценки, внутренней позиции школьника. Педагоги Формирование профессиональных качеств и умений при помощи семинаров, деловых игр, круглых столов, тренингов. Разработка и реализация совместного образовательного и коррекционного маршрута с родителями, учащимися и педагогами. Администрация Повышение уровня психологической компетентности руководства школы. Родители Разработка и реализация совместного образовательного и коррекционного маршрута с родителями, учащимися и педагогами. Информирование родителей по медицинским, социальным и правовым вопросам. Коррекционная развивающая деятельность

Слайд 21

Экспертиза образовательных и учебных программ, пособий, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения. Экспертиза образовательной среды профессиональной деятельности педагогов программ урочной и внеурочной деятельности

Слайд 22

Экспертиза образовательных программ, проектов, пособий. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации Программы формирования универсальных учебных действий предполагает решение следующих основных задач: Выявление возрастных особенностей форм УУД применительно к начальному образованию Выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психолого-педагогических рекомендаций по их развитию. Проведение групповой работы по формированию и развитию УУД. Мониторинг формирования УУД на различных этапах начального образования. Содержание деятельности психолога по сопровождению инновационной деятельности в ОУ предполагает: Психологическая экспертиза кадрового потенциала (разработка процедур психологического анализа, оценка профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления). Психологическая оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей). Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе. Участие в планировании программ профессионального совершенствования педагогов. Прогнозирование результата с позиции психологического аспекта.

Слайд 23

Показатели психологической комфортности ребенка в ОУ Компоненты психологической комфортности Показатели психологической комфортности Организационный компонент Удовлетворенность условиями предметной среды и организацией образовательного процесса в школе Деятельностный компонент мотивация учебной деятельности; мотивация достижения успехов (избегания неудач); уровень притязаний; отношение к учению Коммуникативный компонент удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – ученик»; удовлетворенность качеством взаимоотношений в системе «ученик – учитель» Личностный компонент преобладающее эмоциональное состояние (уровень тревожности); уровень самооценки

Слайд 24

Список литературы Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011. Ковров В.В., Оганесян Н.Т. Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. – C. 107-121 4. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. 5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962. 6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. 7. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010 8. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010 9. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010 10. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Психологическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях»

Среди новых задач педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС можно выделить следующие:Обеспечение преемственности в  психологическом   сопровождении  формирования детей дош...

Программа формирования УУД на ступени начального общего образования

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Программа формирования ЗОЖ на 1 ступени образования в МБОУ "СОШ №31 с УИП ХЭП"

Цель:  Создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начального образования 2 класса "Мы играем".

Программа поможет учителям начальных классов и воспитателям ГПД познакомить детей с играми...

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.

Проблема помощи детям с задержкой  психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность.  В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного рос...

Особенности формирования толерантности на ступени начального образования.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию  с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования.

Статья-выступление на городском семинаре по теме "Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования....