Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения развития внимания младших школьников
рабочая программа на тему

Харисова Роза Гыйлвановна

Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости внимания. Предложенная мною в ходе дипломного исследования программа позволит решить часть проблем, связанных с развитием внимания младших школьников.

Цель программы: помочь ребенку с нарушением внимания адаптироваться в школьной среде.

Задачи:

1. Сформировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.

2. Проверить адаптацию детей к школе.

3. Научить детей концентрации внимания с помощью развивающих игр и методик.

4. С помощью игр и упражнений сформировать у детей произвольное внимание.

Предмет: ученики младшего школьного возраста.

Объект: внимание.

Объем программы: 2 раза в неделю в течение 1,5 месяца.

Форма работы: занятие в классах в конце учебного дня, примерно 2 раза в неделю, каждое задание 40–45 минут.

Участники: ученики 2-х классов, имеющие низкий уровень развития.

Общее количество участников 4 человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Татарстан Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Карадуванская СОШ»

Коррекционно-развивающая программа психологического    сопровождения развития внимания младших школьников

   Харисова Роза Гыйлвановна

                                                                  учитель начальных классов

                                                                 первой квалификационной

                                   категории

Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости внимания. Предложенная мною в ходе дипломного исследования программа позволит решить часть проблем, связанных с развитием внимания младших школьников.

Цель программы: помочь ребенку с нарушением внимания адаптироваться в школьной среде.

Задачи:

1. Сформировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.

2. Проверить адаптацию детей к школе.

3. Научить детей концентрации внимания с помощью развивающих игр и методик.

4. С помощью игр и упражнений сформировать у детей произвольное внимание.

Предмет: ученики младшего школьного возраста.

Объект: внимание.

Объем программы: 2 раза в неделю в течение 1,5 месяца.

Форма работы: занятие в классах в конце учебного дня, примерно 2 раза в неделю, каждое задание 40–45 минут.

Участники: ученики 2-х классов, имеющие низкий уровень развития.

Общее количество участников 4 человека.

Занятие 1.

1. Разминка. «Солнце, воздух и вода».

Методика направлена на коррекцию произвольного внимания, а также внимательности и переключаемости.

Методика представляет собой подвижную игру.

Ведущий-психолог задает команды:

«Солнце» – участники поднимают руки вверх,

«Воздух» – руки в стороны,

«Вода» – приседание, руки вниз.

Упражнение сначала начинается в спокойном темпе, затем постепенно происходит ускорение. Дети должны слышать команду и в заданном темпе выполнять команду.

Суть состоит в том, чтобы ученики выполняли команду, данную трениром-ведущим.

2. Упражнение. «Муха»

Игра на развитие наблюдательности, концентрации внимания и ориентации в пространстве.

Ход игры: ведущий чертит на доске сетку, состоящую из 9 клеток.

В центре сетке сидит воображаемая «Муха».

Задача ведущего: задавать команды такие, как «на одну клетку вверх», «вниз», «вправо», «влево» и так далее. Но при этом необходимо загадать ту клетку, в которой остановится выдуманная муха.

Задача участников внимательно глазами следить за воображаемой «мухой».

При команде ведущего «стоп», участники должны отгадать, где остановилась «муха».

Занятие 2.

Разминка.1. Игра: «Море волнуется».

Данная игра состоит в том, чтобы участники по команде ведущего «…море волнуется три, морская фигура замри» – все участники должны застыть на месте с заданной ими фигурами.

Эти игры позволяют развить у детей умение слышать и выполнять команду взрослого.

2. Игра-соревнование.

Особенности сосредоточения внимания устанавливают в опытах-играх.

Перед участниками ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, камешки, бусинки, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.

Занятие 3.

1. Игра: «Удержи шарик на доске».

Цель: развитие концентрации внимания, координации движения, а также ловкости.

Ход игры: группа детей делится на две команды. Дается дощечка и шарик.

Суть игры: удержать шарик на поверхности доски на ходу так, чтобы он не упал. А так же как можно быстрее дойти до финиша.

2. Упражнение. Методика Мюстерьерга

Дается несколько буквосочетаний, в этой совокупности букв зашифрованы слова.

В этой таблице спрятано 10 названий животных.

К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С

О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю

П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф

Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н

Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К

Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д

Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В

Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь

Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы

X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С

Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К

Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я

Задание 4.

1. Разминка. Упражнение «Устный счет».

Цель: формирование распределения и переключаемости внимания.

Задача участников: писать цифры на доске в порядке убывания и одновременно в слух перечислять буквы алфавита от А до Я по порядку.

2. Методика. Распределение цифр в определенном порядке.

Описание методики.

В левой таблице расположено 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

12

4

34

11

20

7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

Занятие 5.

1. Разминка упражнение «Алфавит».

Упражнение на развитие внимательности и скорости реакции.

Ход игры: Каждому участнику раздаются листочки, на ней указаны определенные буквы.

Ведущий-психолог задает сначала слово.

Задача участников: в определенном темпе по очереди вставать и хлопать в ладоши, по указанной букве слова.

Затем, ведущий усложняет задачу – задает предложение; текст пословицы или крылатого выражения.

2. Методика «Найди ошибку в тексте» (разработана П.Я. Гальпериным и Н.В. Ярославской.)

Цель: формирование концентрации, распределения и объема внимания.

Ход проведения: детям раздается бланк с каким-либо текстом. В нем обязательно должны быть какие-либо ошибки.

Текст необходимо подобрать под возраст участников (из детских книг с рассказами или сказками, отрывки).

Задача учеников: найти ошибки за короткое время, как можно быстрее.

В конце выявляется победитель.

Занятие 6.

1. Разминка. Игра в рыбака и рыбку.

Цель игры: развитие концентрации внимания, скорость реагирования.

Инвентарь: скакалка.

Правила игры: участники встают в круг.

Ведущий-психолог, держа за один конец скакалки, водит по полу по кругу.

Задача игроков: перепрыгивать через эту скакалку.

Занятие 7.

1. Упражнение «Точки».

Направлено на коррекцию и развитие концентрации внимания.

Необходимо по образцу срисовать точки, в том же порядке, в котором они расставлены.

2. Игра «Расшифруй поговорку».

Необходимо расставит символы так, чтобы получились слова, а затем, сложить поговорку. Высказать смысл расшифрованной поговорки.

Занятие 8.

1. Упражнение «Найди букву».

Игра в виде корректурной пробы.

Дается какой-либо текст. Необходимо находить и зачеркивать определенную заданную букву.

2. Упражнение «Грамматический анализ».

Направлено на устойчивость, концентрацию и распределение внимания.

Необходимо в тексте имена существительные подчеркивать одной чертой, а имена прилагательные двумя.

Занятие 9.

1. Игра «Слово в слове».

Игра на развитие распределения и переключаемости внимания.

Необходимо из одного большого слова составить как можно больше малых слов. Например: МАГНИТОФОН – НОТА.

2. Игра «найди лишнее».

Дается 10 буквосочетаний, в которых зашифрованы слова. Ребенку необходимо разгадать слово, расставив буквы в нужном порядке. А затем по логике исключить лишнее.

Занятие 10.

1. Игра «Найди 10 отличий».

Игра на развитие переключения и распределения внимания.

Перед участниками выкладывают две похожие картинки с изменением каких-либо элементов рисунка. Задача участников найти 10 отличий.

2. Упражнение «Бусы».

Перед ребенком предъявляется картинка с разукрашенными бусинками в начале рисунка в таком порядке: 2 желтых, 2 красных, 3 голубых.

Задача участников продолжить раскрашивать бусы в том же порядке.

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций учителям младших классов. Как можно больше заниматься упражнениями, приведенными в коррекционной программе.   Помните, что уровень развития внимания во многом зависит от учителя, от организации им внимания на уроках. От разнообразия способов объяснения материала зависит уровень переключаемости внимания. Например, можно комбинировать письменные задания с устными, делать более разнообразными наглядные пособия. Устраивать минутку разгрузки после долгой упорной работы.

От количества информации передаваемой ученикам зависит степень развитости объема внимания. Давать количество информации в соответствии с возрастными особенностями ее восприятия.

Уровень развития устойчивости и концентрации внимания зависит от наименьшего количества посторонних предметов, звуков во время занятий.

К проведению урока необходимо сознательно подходить. На каждом уроке, каждую тему нужно объяснять доступным для детей языком, с наглядными пособиями в соответствии с темой. Делать упор на развитие внимания во время урока также важно, как учить ребенка грамоте.

                                                          Приложение  

Тест Бурдона 

Упражнение (для пробных опытов)

АМКЗ 

ГХБПКШЗПЮВРБХПАЕТЖДЖСГРВХСЮГИКВРГМА 

ПТКОБДЕМФОЮИШОЗЖВПЕПЧНВСЖУОЛХЮРХБЯЗШИ 

ОСВЧЕХТЕСПРМНТООЖХШНАЕЧЮПЖВЛЮФОВПАКМ 

КЧЗШАЖКЯДХИСВПБЮРЖВПУЮШАТХСГМКРАТЮД 

ДРГПЛВРГАМКЕТНЧЗОУБХФПЛЖКЯИСЮДЮХВТУА 

ПЯИХНЛУТШИВБКОГЗМХЯРДАЧЕЮЖСФНПДСРКГЧ 

Работа (для основных опытов)

АМКЗ 

ЮТЛЕВКЖЮУПШСРДЕАТЛБЗКИНФЯВПЧМОЗАГНБ 

ХВИОМШСЯСНЛЧОЖВМФЕЮЗУХДРТГКБИАНДКУЖ 

КЗЯНПХЮАВЧУФДПСЗИХПЧЕЖГОБШЖСВУАРЛМТ 

БДКОМВЗСЮХНГЯЖВСЮМИЕТРШУХКПЛЖИУЧФР 

ЕЗНГАРХМФПУЮКНЯЗГШВИЧАЖЛСОЕДТВИТШПК 

ДЛОУЖАГЗДВЮЯИФМСУХКШЛПТБРЕНЧЖОКБРЧМ 

ЗСХИГХЛЯЧЗДЕЖОФУНВГОШТЮКМАПИБРВЕНПА 

КРАМОЧРПДХИЮПЖШГВФСЗСБЯОЖХЛЮВЕБДКТФ 

ЛЦЕЗБУТНВСОЮМУПЖЕЩПВРТХСКЛПАХИШДАГВ 

МТРГЖМШУЗХДЛПАЕКВРНЮИЧБФЯОГТЖДАСКОЧ 

ИБФСЕПКМФЮОРНЯЧХЛРЕАУДЗЖТГШВИКБЛПНВЗ 

АУРГОЛКЮХУЩЮМНВПСЯТХЕЗПЧНОЖФАМТБКД 

ИРЧЗЕКМХТЮЖЧБРВСШЮГСБЖПИБУДПХАЕНТМЛ 

ЖМПДШЖУСЕМПТОНЮАВКБИЧРЛХЯУДФЗГКОАНГ 

НЛРБЗЯЮЛБОХМУФДТПАЧГСЗКЕВНЛРИШУВТХФ 

ГАЖМПГТКПОУРИДНВЧУЛСЯЕХФБЗАШЖМДКОСШ 

ЧНЛХБНЯОШЛЧФХМСЗАВЕПГЖТКИДЮРБУЮТИЗУ 

МДТФЕКИГЮСХВЯГСЖДМТАЕПХБРВЮПЗШАКОЖЯ 

ДЗАКНХЮРХЛУСЖВНЧПЕГВЖЗЛЛШЮИОФМЕГИБМ 

БНГАЗОМЧПВЯФНИКЗБЛТАЕДРСШПУЮЖГФЕЛТЮ 

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Шкалы: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания. 

Описание теста 

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту 

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)». 

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Методика «Красно – черная таблица»

Описание методики

Методика предназначена для оценки переключения внимания.

Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем, красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастающем.

Инструкция для обследуемых:

"Вам будет предложена таблица с красными и черными числами. Вы должны отыскивать красные и черные числа попеременно, причем, красные в убывающем порядке, от 25 до 1, а черные в возрастающем — от 1 до 24. Записывать надо только буквы, стоящие рядом с числами. Время работы — 5 минут".

Например:

красная цифра 25, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее, красная цифра 24, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н. Таким образом, на листе ответов получается ряд букв:

Р

В

И

Н

Оценка результата

Методика оценивается по количеству правильно воспроизведенных пар букв.

Стимульный материал

Ф.И.О._____________________________________ Возраст_____________ Дата____________

8-к

24-у

13-м

7-ф

22-б

12-и

5-б

8-х

14-ф

14-р

17-ш

15-д

6-г

3-е

19-к

3-к

18-ч

23-к

16-р

18-х

17-р

21-р

13-а

1-р

22-ш

11-р

23-г

20-д

5-м

10-е

4-ф

25-р

21-ц

2-т

19-ж

12-ж

6-б

16-у

20-м

4-е

10-б

9-а

2-н

7-н

11-л

15-у

9-к

24-и

1-в

Примечание: квадраты серого цвета соответствуют красному цвету символов.

                                              Список литературы 

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Г.С. Абрамова// Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2006- 638 с.

2. Берцфаи Л.В.Исследование особенностей рефлексивного контроля: Л.В. Берцфаи, В.Г. Романко // Новые исследования в психологии. -2011. - №2 - С. 68 - 72.

3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Л.С. Выготский // Хрестоматия по вниманию. - М.,2007. - С.187-190.

4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания: П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. - М.,2011. - 221с.

5. Гоноблин А.Н. Внимание и его воспитание:/ А.Н. Гоноблин. - М.: Просвещение,2010. - 211с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования:/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2009- 239 с.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения:/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2008- 544 с.

8. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания: Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии.2006. - №3 - С. 121 - 128.

9. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе:/ Е.П. Ересь. - Мн.: Нар. света,2009. - 64с.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология:/ И.А. Зимняя. - Ростов на Дону: Феникс,2012. - 476 с.

11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Е.В. Карпова//Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2013. - 240с.

12. Крутецкий В.А. Психология:/В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение,2011. - 352с.

13. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Т.А. Лавриненко// Методические рекомендации для учителей начальных классов. - Саратов: Лицей, 2009. - 64 с.

14. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность - 2 - е изд.:/Л.Н. Леонтьев. - М.,2006. - 364 с.

15. Немов Р.С. Психология:/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение,2007. - Т.1. - 688с.

16. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека:/Г.С. Никифоров. - М.,2009. - 290 с.

17. Павлов И.П. Собрание сочинений:/И.П. Павлов. - М.: Просвещение, 2010- 151 с.

18. Петровский В.А. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания: В.А. Петровский, Е.М. Черепанова // Вопросы психологии. - 2008 - №5 - С.48 - 51.

19. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: просвещение,2012. - 347с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 712 с.

21. Сухих А.В. Психология развития внимания и памяти: А.В. Сухих// Учебное пособие для студ. университета. - Кемерово: КемГУ,2011. - 112с.

22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников:/Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение,2009. - 374 с.

23. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - М.: просвещение,2006. - 447с.

24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.,2007. - 342 с.

                            

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Коррекционно-развивающая работа на уроках чтения у младших школьников

Данная статья посвящена коррекционно-развивающей работе на уроках чтения у младших школьников. В ней рассматриваются причины нарушения чтения и приводятся упражнения для обучения чтению. Статья направ...

Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»

Занятие   формирование  целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...