Гиперактивность в младшем школьном возрасте
статья на тему

Хавкина Татьяна Александровна

Со многими проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут.  Как же можно помочь гиперактивному ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_giperaktivnyh.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность в младшем школьном возрасте

 

«Школа причиняла мне настоящие страдания.

 Некоторые учителя искренне старались мне помочь,

другие решали оставить меня таким, как есть, требуя

мало, ожидая еще меньше и надеясь на мое хорошее

поведение на уроках. Все мое детство я

слышал от них одно и то же: «Ян, угомонись» или

«Помни, Ян, ты делаешь хуже только себе».

Учителя не понимали, что я никогда не хотел сделать

себе хуже, но не знал, как угомониться».

Из воспоминаний гиперактивного ребенка

 С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум. Как же можно помочь гиперактивному ребенку?

Прежде чем ответить на этот вопрос приведем краткое описание данного термина и основных его симптомов. Дело в том, что гиперактивным нарушениям часто сопутствует еще целый комплекс расстройств внимания, поэтому такое состояние получило названий синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).  ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад.

К основным показателям СДВГ относят следующие симптомы:

  • Невнимательность (часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях, часто не слушает то, что ему говорят, часто не следует инструкциям или не может закончить школьное задание, часто теряет вещи, которыми только что пользовался),
  • Гиперактивность (не способен сидеть неподвижно в течение всего урока, часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит, часто встает с места в классе, не может играть или проводить досуг тихо, часто очень болтлив: говорит слишком много и остановиться не может),
  • Импульсивность ( не способен сдержать свои немедленные реакции или подумать, прежде чем сделать, часто не может дослушать вопрос до конца и начинает отвечать, зачастую давая ошибочные ответы,  часто прерывает других или мешает им). 

Таковы основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наиболее ярко они проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. В школе значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. В результате такие дети, как правило, имеют низкую успеваемость на фоне достаточно высоких интеллектуальных способностей и развитой любознательности.  Как же помочь таким детям?

Во-первых, важно помнить, что для успешной работы с СДВГ нужен комплексный подход, предполагающий участие различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, и конечно, родителей. Первоначально врач ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение (кроме того, задачей врача является информирование родителей и педагогов об особенностях каждого конкретного ребенка), затем психологи и педагоги осуществляют коррекционную работу с ребенком. На каждом этапе важна поддержка родителей и их правильное отношение к особенностям ребенка. В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления:

  • Работа по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  • Работа по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  •  Повышение учебной мотивации.

В заключении, можно отметить, что СДВГ представляет серьезную помеху в нормальном развитии, обучении, общении ребенка. Именно поэтому необходимо уделять таким детям особое внимание. Все окружение ребенка должно приложить усилия к его адаптации. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку  почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков».  Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивность детей младшего школьного возраста

Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет...

Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми младшего школьного возраста

В материале представлены групповые коррекционные занятия с гиперактивными детьми младшего школьного возраста и методические рекомендации к их проведению....

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Гиперактивность у детей младшего школьного возраста.

В статье раскрываются особенности поведения гиперактивных детей, причины возникновения СДВГ и специфика работы с гиперактивными детьми....

Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»

рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам....

Методика заданий с условиями: возможности в коррекционной работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Описание методики заданий с условиями (автор - Коновалова Ю.А.). Материалы для педагогов - психологов, воспитателей, учителей и родителей....