Готовность детей к 1 классу
статья на тему

Коблова Татьяна Александровна

 

Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

1)Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально- волевая, коммуникативная)

2)Физическая готовность (здоровье, возраст, движения)

3) Специальная готовность (чтение, счет, учебные умения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для родителей будущих первоклассников

Готовность детей к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

1)Психологическая готовность (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально- волевая, коммуникативная)

2)Физическая готовность (здоровье, возраст, движения)

3) Специальная готовность (чтение, счет, учебные умения)

                           

                                     Психологическая готовность

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это, прежде всего, залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала. Психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:

Интеллектуальная готовность:

  • ориентировка ребенка в окружающем;
  • запас знаний, усвоенных в системе;
  • желание узнавать новое, любознательность;
  • развитие образных представлений;
  • развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;
  • смысловое запоминание.

Мотивационная     готовность:  положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой  деятельности.

Показатели мотивационной готовности:

  • желание идти в школу; 
  • правильные представления о школе;
  • познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.

Эмоционально-волевая готовность-это:

  • способность управлять своими эмоциями и поведением;
  • отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи;
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем;
  • стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности;
  • умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это:

  • умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;
  • умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.
  • быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
  • общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
  • доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Физическая готовность определяется по следующим параметрам:

  • состояние здоровья;
  • физическое развитие;
  • развитие анализаторных систем;
  • развитие мелких групп мышц;
  • координация движений в соответствии с возрастной нормой;
  • готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам.

Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Специальная готовность:

1. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• уметь чётко произносить все звуки речи;

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.

2. В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• уметь чётко произносить все звуки речи;
• уметь интонационно выделять звук в словах;
• уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
• уметь произносить слова по слогам;
• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.);
• уметь составлять несколько предложений о предмете;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• уметь последовательно передавать содержание сказки.

3. У ребёнка должны быть сформированы элементарные математические представления:
• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
• уметь соотносить цифру и число предметов;
• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
• знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:
• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
• знать названия 1-3 комнатных растений;
• знать названия 12 месяцев года;
• знать названия всех дней недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая и физиологическая готовность детей к участию в

 Я проводила классный час посвящённый данной теме. ...

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Диагностика готовности детей к школе

Особенности подготовки детей к школе...

Оценка предметных результатов обучающихся 1-го класса (готовность детей к обучению)

Оценка предметных результатов обучающихся 1-го класса (готовность детей к обучению)...

Обследование уровня психологической готовности детей к школьному обучению. Выявление детей с ОВЗ.

  Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Современные исследования показывают, что 30  –  40  %  детей  приходят  в  первый ...

Психологическое обследование детей по программе Веракса Готовность детей к школе

Психологическое обследование детей по программе Веракса о  готовности детей к школе....

Диагностика готовности детей 1 классу

Диагностика готовности детей 1 классу...