Программа психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
рабочая программа на тему

Погодина Светлана Васильевна

Целью данной программы являются:

1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района.

2.Сохранение естественных механизмов развития подростков.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию,  самоизменению и самосовершенствованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГАОУ ВО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                 АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ и ПЕДАГОГИКИ

                                 

                             

                                      Программа

«Психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»         

по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков «группы риска»

       

                                   

                                   

                                    Исполнитель:

                                                        Студентка 4 курса ОЗО 43 группы

               направление 050400

                                                       «Психология и социальная педагогика»

                                                         Погодина Светлана Васильевна

                            Преподаватель: к.п.н., доц.

                               Погорелова Елена Ивановна

                                           

                                               

                                             г.  Ростов-на-Дону
                                                     2016 г.

                                                Программа

 «Психолого-педагогического сопровождения

 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

                                          Паспорт

Наименование программы

«Психолого -педагогическое сопровождение детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей»

Разработчики программы

Социальный педагог, педагог – психолог.

Исполнители программы

Педагог — психолог,  социальный педагог, обучающиеся, находящиеся под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях,  законные представители , классные руководители, педагоги дополнительного образования

Основание для разработки программы

1.Конвенция «О правах ребенка»

2.Закон РФ « Об образовании» от 29 декабря 2012 г.

№ 273  - ФЗ

3.ФЗ от 24 июля 1998г. № 124 — ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

4.ФЗ от 24 июля 1999 № 120 -ФЗ  « Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13 января 2001г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г.)

5. Закон о защите прав детей в Новосибирской области от 12 мая 2003 г. № 111ОЗ

6. Закон  Новосибирской области « Об  опеки и попечительстве в Новосибирской области.

Цель программы

1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации восприятия мира детям -сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей обучающихся в МБОУ Новониколаевской ООШ Азовского района.

2.Сохранение естественных механизмов развития подростков.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию,  самоизменению и самосовершенствованию.

Задачи программы

1. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

2.Предупреждение безнадзорности и профилактика правонарушений несовершеннолетних.

3. Сопровождение  каждого ученика (цы) в процессе обучения в решении его проблем  с использованием  реальных факторов социума.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап 2015 -2016

2 этап 2016 -2017

3 этап 2017- 2018

Основные направления реализации программы

1. Социально — педагогическая поддержка семьи  и ребёнка в формировании личности ученика, находящегося под опекой или попечительством, а так же в приёмных семьях.

2.  Психолого — педагогическое просвещение и повышение культурно — образовательного уровня опекунов и попечителей.

3. Взаимодействие школы   с отделом опеки и попечительства Азовского района

 

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в семьях.

2. Повышение учебной мотивации учащихся, находящихся под опекой или попечительством, а так же в приёмной семье.

3. Активное участие законных представителей и  детей в воспитательной жизни школы.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

5. Успешная  модель выпускника школы.

Управление и контроль за выполнением программы

Управление программой осуществляется  Директором школы  и заместителей. Общий контроль  осуществляется педагогической общественностью.

                                                                                 

                                                                                

                                       Пояснительная записка

       

          Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...

                                                                                           Альберт Лиханов

                                                                                                                                                                                                   

              Актуальность и перспективность программы

    Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер для развития и усиления "Я" подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.

   В исследованиях отечественных и западных психологов (Г. Крайг, А. Райе, Н.М. Неупокоева, Е.И. Афанасенко, И.А. Капров, Л. Ярроу, Р. Заззо, Р. Спиц, Дж. Боулби, Г.М. Лямина, М.И. Попова, А.Л. Лихтарников и др.) дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения.

    Общее физическое, психическое развитие детей-сирот отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Отмечается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, чувствительность к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Подростки в этом возрасте негативно воспринимают собственное тело, внешность, у них отсутствует ценность здоровья, плохо развиты навыки самостоятельно принимать ответственные решения в социально опасных ситуациях. Их поведение характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Особенностью детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие в их жизненном опыте травмирующих ситуаций (жестокое обращение, потеря родителей и т.п.). Психотравма является событием, которое изменяет систему отношений детей и подростков, приводит к дезадаптации в сфере общения и поведения.

 Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

  Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства. Тем не менее, модель помещения детей в интернатные учреждения (детские дома, школы-интернаты) все еще является доминирующей.

Особенно остры и тяжелы эти проблемы для выпускников сиротских учреждений. Сложно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям, лишенным попечения родителей, результат не всегда соответствует ожиданиям и затраченным силам и средствам. Существуют причины, которые трудно преодолеть в данной системе общественного воспитания. Опыт педагогов, работающих в детских домах, данные психологических, социологических исследований показывают, что при выходе из стен учреждения бывшие воспитанники часто оказываются плохо приспособленными к самостоятельной жизни в обществе.

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.

В программе соединены элементы тренинга личностного роста, обучающего тренинга и различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (С.В. Кривцова, К. Фопель, Г.А. Цукерман). При разработке программы принимались во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с семьей (А.Я. Варга, Д.В. Винникот, К. Рудестам, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер).

Содержание программы строится на идеях гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Б. Ананьева с учетом возрастных особенностей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и базовых потребностей (В. Сухомлинский, Ш.А. Амонишвили) ребенка.

Согласно подходу гуманистической психологии ребенок не объект воздействий взрослого, не "сырье" для формирования чего бы то ни было, ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление. Задача программы - не формировать человека по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.

Для любого ребенка принятие себя начинается с безусловного позитивного принятия его взрослым. Формирование опыта "принятия" и "равноправия" является не менее важной задачей, чем освоение участниками содержательной части программы.

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Программа относится к виду коррекционно-развивающих психолого-педагогических программ.

Цель программы

          Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Принципы реализации программы:

1.   Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2.  Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.  Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

Механизм реализации программы:

           Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:

  • проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития опекаемых детей;
  • выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого воспитанника;
  • организация индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности;
  • информирование родителей по вопросам воспитания и развития опекаемых детей.

                                      

                                Ожидаемые результаты.

  • реализация индивидуальной образовательной программы
  • развитие активной жизненной позиции детей
  • развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
  • адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их возрастных особенностей;
  • помощь детям при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;

     Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Этапы реализации программы.

Первый этап – диагностический, формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  - изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  - изучение личности подопечного;

  - установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

3.Контроль:

    - за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;

   - за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;

   - за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;

   - за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

   - за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

   - за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;

   -  за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

   - помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

   -  помощь в решении конфликтных ситуаций;

   -  помощь в выборе (записи) кружка или секции;

5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

     1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

        Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

      4.Правовое просвещение подопечных.

Работа с семьей:

      1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

      2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи  подопечного.

      3.Правовое просвещение опекуна.

      4.Педагогическое просвещение опекуна.

      5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций

                        Содержание  методической работы

п\п

Направление

деятельности

Форма работы

Сроки

Ответственный

1

1. Диагностика семей,  где дети находятся под опекой или попечительством , а так же в приёмных семья

 - наблюдение семей специалистами;

- анкетирование детей;

- опросы детей;

- тестирование

Сентябрь

октябрь

Социальный педагог и классные руководители

психолог

2

Индивидуальная работа  с семьей

-консультации;

 - индивидуальные беседы;

- посещение семей;

- помощь в оформлении  документов

В течении учебного года

октябрь

апрель

по мере необходимости

Социальный педагог и классные руководители

 психолог

социальный педагог

3

Индивидуальная работа с учащимися

- контроль за посещаемостью и успеваемостью;

- беседы;

 - встречи;

- Совет по профилактике;

- занятость детей во второй половине дня

Ежедневно

В течении учебного года

по мере необходимости

В течении учебного года

Социальный педагог и классные

руководители

Социальный педагог и классные руководители

психолог

социальный педагог

педагоги дополнительного образования

4

Профилактика семейного неблагополучия

 -Изучение воспитательной педагогической литературы;

- летний лагерь ;

- беседы при посещении семьи

В течении учебного года

Социальный педагог и классные

руководители

5

 Профессиональная

ориентация подопечных

- анкетирование;

-тестирование;

- консультации;

- встречи с Центром занятости

В течении учебного года

психолог

6

Тесное взаимодействие с отделом опеки и попечительства Купинского района

- консультации ;

- отчёты;

- информации;

 - семинары;

В течении учебного года

Социальный педагог

7

Защита прав ребёнка

- участие  в судебных и других разбирательствах

по мере  необходимости

Социальный педагог

 

                                               

                                                ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М., 1994.
  2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  3. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Мн., 1999.
  4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
  5. Закон Парламента КБР "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" от 2 августа 1996г.
  6. Зимбардо Ф. Застенчивость. С-Пб, 1996.
  7. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
  8. Ковалёв СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.
  9. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001,
  10. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
  11. Конвенция  ООН о правах ребёнка. И., 2001.
  12. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.
  13. Кулагина   И.Ю.   Личность   школьника.   От   задержки   психического   развития   до одарённости. М., 1999.
  14. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М., 2002. Натанзон Э.Ш.
  15. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991.
  16.  Никитин А.Ф. Что такое правовая культура. М., 1988.
  17. Овчарова Р..В. Справочная книга социального педагога. М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: " Психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Данная презентация представляет собй модель психологического сопровождения детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. Приемлима в работе соц педагогов и работников....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

       Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших....