Уроки развития - Логика
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Конспекты занятий по внеклассной деятельности "Уроки развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки развития - Логика199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по «Развитию логики»

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Игры на развитие логики.

Цели: Проверить умение ставить вопросы.

          Способствовать общему развитию учащихся.

1. РАЗМИНКА

-Какая фигура лишняя?    

-Продолжи ряд.                 …  

-Дополни рисунок (см. схему).

Исправь ошибку.

2. ШАРАДЫ

-Помните ли вы название нот?

-Угадайте слово, у которого? 1 слог – нота, 2 слог – нота,

                                                   а целое растёт на грядке в огороде. (Фасоль)

-Такие задачи, в которых нужно угадать слово по его частям, называются шарады.

-Разгадать шарады:

1 слог – предлог, 2 слог – хвойный лес,              1 часть – крик вороны, 2 часть – водоросли,

целое – изгородь. (Забор)                                     целое – висит в музее на стене. (Картина)

Д/З: Придумать шарады к словам: ворона (вор – она), огород (о – город, ого – род), колбаса (кол – бас – а).

   

3. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ (диагностика)

-В нашей работе нам понадобиться, чтобы вы умели друг другу задавать вопросы. Проверим, как вы умеете ставить вопросы:

  1. Задайте вопросы, на которые вы знаете ответы, к теме «Парные согласные».
  2. Запишите про карандаш такие вопросы, на которые вы не знаете ответа, но хотели бы узнать.
  3. Запишите вопросы, которые вы зададите себе при выполнении следующего задания:

«Вставь слово, которое служило бы концом первого и началом второго слова:

 обы (чай) ка.»

       

4. ОБОБЩЕНИЕ

 

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: Оперирование признаками предметов.

Цель: Учить определять признаки предметов и ставить вопросы для выявления этих

           признаков.

 

  1. ШАРАДЫ

-Предлог стоит в моём начале,

В конце же – загородный дом,

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (Задача)

-Обсуждение и разгадывание шарад, подготовленных дома.

  1. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

а) Однажды Алиса из Страны Чудес, встретила Чеширского Кота.

«-А вы можете исчезать и появляться не так внезапно? А то у меня голова идёт кругом.

-Хорошо, - сказал Кот и исчез – на этот раз очень медленно. Первым исчез кончик его хвоста, а последней – улыбка; она долго парила в воздухе, когда всё остальное уже пропало.

-Да! – подумала Алиса. Видела я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни ещё не встречала».

-Может ли в жизни улыбка существовать отдельно от предмета?

-А что вообще мы можем рассказать о конкретном предмете?

-Что мы перечислили?

 -Всё, что вы назвали, цвет, форма, размер, характер, вкус и т. д. – это признаки предмета, по которым мы можем его узнать.

б) «Угадай-ка»

-Ведущий задумывает предмет. Участники задают вопросы, которые касаются предмета и по ответам угадывают, что загадал ведущий.

(Из чего сделан? Живой или неодушевлённый? Где обитает? И т.д.)

-Как мы смогли угадать задуманное слово?

в) «Опиши предмет».

Ученики по очереди называют у предмета форму, цвет, вкус: арбуз, лимон, помидор, клубника, морковь, огурец, яблоко.

г) Выдели общий признак:

морж   кот   метр                                               36   15   24

  1. ЗАГАДАЙ ВОПРОС

Письменно составить вопросительные предложения, чтобы узнать о времени начала соревнования?

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Оперирование признаками предметов.

Цель: Развивать умение определять признаки предметов, называя их качества и свойства.

  1. РАЗМИНКА

-Рассмотри ключи,

В каждой группе лишний назови. (см. таблицу)

-В каждый набор попали одинаковые пуговки, найди их.

-Как вы определили нужные предметы?

  1. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

а) Ребус:    приз                     ка    чест                       с    й   ст

                     к

-Что вы можете сказать о словах? (Синонимы)

б) (Письменно)

-Заполните таблицу: Кто или что может быть таким? Род слов можно изменять.

Признак

Кто?

Что?

Белый

Серый

Чёрный

Пушистый

Сильный

Слабый

      -Проверка фронтально.

в) «Угадай-ка»

-Убери лишнее:

-Есть пряжка, шнурок, ремешки, голенища, подошва – это … (сапог).

-Всегда прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная – это .. (вода).

-Всегда есть листья, корень, цветок, плод, стебель, тень – это … (дерево).

г) «Задай вопрос»

-Что можно узнать о словах (цифрах)?

 ручка            река         море                               95   46  58

  1. ОБОБЩЕНИЕ

-Над чем мы сегодня работали?

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Признаки абстрактных предметов.

Цель: Учить выделять признаки абстрактных предметов.

  1. РАЗМИНКА

 «Найди фигуру»

-Определить лишнюю фигуру в строке; в столбике; упорядочить фигуры.

(См. таблицу)

     2.  ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

а) Выделение признаков (работа в парах: 1 – задаёт вопрос, 2 – отвечает, затем меняются).

248   37   1   0

парус   карусель   дверь

б) Потоп – Что необычного в этом слове?

-Назовите ещё такие слова.

-Как они называются?

Палиндром – от греческого – бегу назад, т. е. Слово или предложение, которое читается и слева направо, и наоборот.

(Топот, шалаш, мадам, доход, заказ, казак, ротор, наган, моном, радар, комок, шабаш, довод).

-Какой общий признак палиндромов?

в) «Угадай-ка»

По признакам назовите слово существительное:

«Безобидный, весёлый, здоровый, лукавый, меткий, зубоскальный, разящий, увесистый, неподдельный, задорный… юмор».

3. ЗАДАЙ ВОПРОС

Придумай и запиши вопросы к тому, что вы знаете по теме «Гласные звуки и буквы».

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Признаки абстрактных предметов.

Цель: Развивать умение определять признаки абстрактных предметов.

  1. РАЗМИНКА

а) Сравни бусы (см. таблицу)

б) Рыбак поймал окуня, ерша и щуку.

     Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку.

     -Какая рыба поймана раньше всех? (Щука)

     -А какая позже всех?

 

  1. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

а) «Найди спрятанное слово»

правдивость                        -Сколько слов здесь написано?

робость                                -Сравни их.                

искренность                        Итак, вы назвали признаки слов, которые нельзя пощупать,

злость                                   но можно мысленно оперировать ими.

находчивость                      Значит мы доказали, что признаки существуют отдельно от              

аккуратность                       предметов в наших мыслях.

коварство                             Этим мы и будем заниматься.

б) Найди лишнее:

-белизна, берёза, доброта, красота;

-клумба, радуга, глубина, стена;

-85,  72,  96,  64.

в) Подбери слово:

…звук – дома                    …металла – характера             … неба – глаз

…произношения – изображения     …перца – разлуки      …озера – мысли

(Глубина, высота, горечь, чистота, голубизна, чёткость, твёрдость).

  1. АНАГРАММА

гулыпй – глупый             сменойш – смешной

муыйн – умный               снолец – солнце

-Что общего в словах?

-К какой части речи они относятся?

-Назовите лишнее слово. Докажите своё мнение.

   

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Сравнение предметов.

Цель: Развивать умение сравнивать предметы  и проводить различие между

           обозначаемым и обозначением.

 

  1. РАЗМИНКА

-«Найди девятый чайник» (см. таблицу)

-Закипит, исходит паром и свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякнет, стучит, - «Эй, сними меня скорей». (Чайник)

-На одной странице нарисованы дерево с грушами и дерево с лимоном, а на другой странице – яблоня, дуб, ель, сосна, берёза, ольха. Что на второй странице подходит к первой?

Маша решила, что это ольха. Обоснуйте её ответ.

  1. СРАВНЕНИЕ

а) Работа в парах (по цепочке)

Найди сходство:

-кошка, книга, крыша;                    -333 и 444;

-число, буква, цифра;                     -201 и 20101;

-лес, лось, лиса;                               -25, 52, 35.

б) –Чем отличается кот от кита? (буквами и видовой принадлежностью)

-А чем может отличаться каша от коры?

Можно кашу превратить в торт, если менять по одной букве в слове, образовав цепочку из слов.

Каша  –  кара – кора – корт – торт.

в) Сравни кубики (деревянный, пластмассовый, бумажный или поролоновый).

 -Какие свойства отличительные? А какие существенные?

                      1                                     2                                           3

поролоновый                                  деревянный                             пластмассовый

белый                                              цветной                                    белый

маленький                                       большой                                  маленький

мягкий                                             твёрдый                                   твёрдый

-Какие признаки годны для сравнения? (Существенные, без которых предмет не может существовать).

Вывод: Свойства бывают существенные и несущественные.

г) Дополни слово «ель».

Изменились ли его существенные признаки? Докажите.

Ель, мель, трель, щель, цель, дрель, карамель, портфель, тельняшка, мельник и т. д.

                 

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Анаграмма и синонимы.

Цели: Проверить умение работать с анаграммами.

           Способствовать общему развитию учащихся.

  1. РАЗМИНКА

-В слове «брат» переставили буквы, и получилось слово «трба». Такая же перестановка была в слове «дева». Что получилось?

а) аевд               б) аедв           в) адев

г) авед               д) авде           е) адве  

  1. АНАГРАММА

а) Меня употребляют хирург, столяр и плотник.

    Меня здесь каждый знает – хозяин и работник;

    Но буквы переставишь – садов я украшенье,

    В лесу ж меня оставишь  - служу отдохновеньем. (Пила – липа)

-Что это за слова?

-В чём сущность анаграммы?

б) Коллективный разбор анаграмм:

лохпает – хлопает                     тучитс – стучит

азбивает – забивает                   окпает – копает

в) Самостоятельная работа – текст №35 «Кошка».

 

  1. СИНОНИМЫ

а) – А сама-то величава, выступает, будто пава.

       А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

-Чем царевна похожа на паву? А на речку?

б) Сравни (по цепочке):

 трава и лягушка,                       лягушка и заяц,              перец и горчица,

 кошка, стол и Чикаго,              глаз и око,                       гроздь и кисть.

-Какие из слов аналогичны?

-Что это такое?

в) Подбери синонимы (самостоятельно):

родник                                 ложь

буря                                     бесстрашие

лекарь                                 азбука

   

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Родственные отношения.

Цель: Показать наличие родственных отношений между объектами.

  1. РАЗМИНКА

а) Найти отличия, сравнив круги (см. таблицу).

б) Дарья – мать Евгения, Евгений – внук Елены, Елена – тётя Константина.

Кем Константин может быть Дарье?

(Раз Елена мать Дарьи, значит Константин Дарье двоюродный брат).

 

  1. ОТНОШЕНИЯ

а) Детей Ивана Петровича зовут Саша и Вася.

-Саша не брат Васи. Кем может быть Саша? (сестра)

-Как будут звать Сашу и Васю по имени - отчеству, когда они вырастут?

-Как звали их дедушку?

-Что мы сейчас установили? (родственные отношения)

-Могут ли такие отношения быть между предметами?

 

б) Выделите существенные признаки:

сад – растение, садовник, забор, собака, земля;

река – берег, рыба, вода, рыбак, тина.

Обоснуйте своё мнение.

в) Продолжи ряд:

-21, 42, 84, …(168, 336)                          -д, е, ё, ж, …

г) Вставь пропущенное число:

19 (30) 11                     7 (…) 13

23 (…) 27                    8 (…) 46

-А теперь слово:

гора (рама) маяк                  перо (…) салат                мороз (…) азот

-Какое отношение между данными вы установили?

-Что помогло нам выполнить задания?

(Мы определяли аналогию в объектах и отношения между ними – то есть правило).

д) Проведи аналогию (см. таблицу)

-Из чего сделано?

-Общие признаки, сходства и отличия.

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Описание и определение предметов.

Цель: Дать представление о том, как  из признаков объекта составить его описание.

  1. РАЗМИНКА

а) Число 74 представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Переставьте полученные  

    слагаемые местами. Не вычисляя, сравни суммы. Какой знак поставили?

б)  Приучайтесь думать точно!                   **

     Всё исследуйте до дна!                         20*

     Вместо точек на листочке                     2*2 (1)

     Цифра верная нужна!

     Я подсказывать не буду никаких её примет,

     Но одна и та же всюду даст вам правильный ответ.

       

  1. ОПИСАНИЕ

а) Ситуация: «Мама велела Ире передать письмо своей подруге. А встречу назначила

                        около магазина. Но вот, вопрос, как Ира может узнать тётю, если она её ни

                        разу не видела?»

-Конечно, по описанию

-А что входит в описание объекта?

По описаниям можно найти преступника, разгадать заболевание, отгадку и много ещё всего.

б) Сравни описания:

«Роняет лес багряный свой узор» и «Начинается изменение окраски листьев и листопад у растений».

-О каком времени года идёт речь?

-Какое описание красивее?

в) Угадай предмет:

-пушистый, мяукает;                             -имеет 4 стороны и 4 угла;

-гладкое, стеклянное, всё отражает;    -твёрдый, белый, сладкий;

-жёлтый, продолговатый, кислый.

г) Сравни (в парах):

-число, весло, кресло;                       -мышь, брошь, рожь;

-стол и стул;                                      -ручка и речка.

д) Диагностика выделения существенных признаков (6 баллов):

чтение – глаза, книга, картина, печать, слово;

игра – шахматы, игроки, штрафы, правила, победа;

лес – лист, яблоня, дерево, охотник, кустарник.

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Описание  и определение предметов.

Цель: Учить описывать предмет, определяя его признаки.

  1. РАЗМИНКА

а) Найдите сходство и отличие между кругами (см. таблицу).

б) Егор, Гена, Витя сажали деревья, двое – сосны, а один – берёзу.

    Витя и Егор, Гена и Витя сажали разные деревья. Кто посадил берёзу?

  1. ОПИСАНИЕ

а) Конкретное описание:

-Дополни слово: …в комнате угла, … ножки у стола,

                             И по … ножки у мышки и у кошки.

-Какое свойство здесь использовано?

б) Описание – иносказание:

День и ночь по кругу мчатся наперегонки два братца.

Младший брат нетерпелив, старший брат нетороплив. (Часы)

-Опишите часы по своему.

в) Описание – шифры:

п  - - и        Это слово обозначает породу лошадей.

Япония      Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить пони, чтобы  

                   получилось название государства в Азии?

г) «Угадай - ка»

Ведущий описывает предмет, остальные узнают. Обратить внимание на существенные и несущественные признаки.

д)  –Что важно помнить, при описании предмета?

       В литературе для описания используются эпитеты.

Самостоятельная работа:

                    1 группа                                                    2 группа

Найти эпитеты в стихотворении:                      Подобрать устойчивые эпитеты:

«У фиалки нежный аромат,                               заяц      берёза      лиса

И над лесом, может быть, от этого                   волк     солнце     руки

Сладкий, розовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый».              

 

3. ОБОБЩЕНИЕ

-Где используются описания?

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Тестирование умения сравнивать предметы.

Цели: Проверить умение сравнивать предметы.

           Развивать навыки самостоятельной работы.

  1. СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Сравните понятия, запишите слева – сходства, а справа – отличия (8 баллов):

книга и тетрадь                    озеро и река

дождь и снег                         солнце и луна.

 

  1. ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ.

Город – автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед;

Пение – звон, голос, мелодия, аплодисменты, концерт;

Любовь – розы, чувства, человек, город, природа. (6 баллов)

  1. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И СООТВЕТСТВИЙ.

Елена – сестра Игоря, Игорь – отец Надежды, Надежда – тётя Олега.

Кем Олег может быть Елене?

а) братом                     б) племянником            в) дядей

г) внуком (2 балла)    д) сыном                        е) отцом.

 

  1. НАЙТИ ФИГУРУ.

-Рассмотрите таблицу, сравните чайнички, выделите принцип их построения.

 Нарисуйте недостающую фигуру (3 балла).

 (См. таблицу)

  1. АНАГРАММА.

Разгадать слова, подчеркнуть лишнее или обобщающее слово (5 баллов):

безоврёый – берёзовый                     илпвоый – липовый

дыйбуво – дубовый                           стил - лист  

  1. ОЦЕНИВАНИЕ.

1 уровень – 24 балла;                    3 уровень – 12 баллов;

2 уровень – 20 баллов;                 4  уровень – 11 баллов и ниже.    

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Вид и род.

Цели: Дать понятие о роде и виде.

          Показать отношения между ними.

  1. РАЗМИНКА.

-Скажи, не считая, что больше: сумма или произведение чисел

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0?

-Найди лишнюю фигуру.

  1. ВИД И РОД.

а) Опиши фигуры:

-Общий признак?

-Каковы особенности?

б) –Что общего и чем отличаются фигуры?

     (равнобедренный, разносторонний и равносторонний треугольники)

-Что главное род или вид?

в) Продолжите:

Род

Вид

Многоугольник

Чётное число

Профессия

Искусство

Дерево

Весёлый, круглый, горный;

Такса, пудель, дог;

Футбол, бокс, хоккей;

Муха, комар, шмель;

3, 7, 9

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Род более объёмное понятие, а вид – конкретное.

г) Чего больше?

Берёз или деревьев, земляники ли ягод, мух или насекомых, существительных или слов, сладостей или конфет.

д) Убери лишнее и установи родовые отношения:

стол, стул, диван, подушка;

зима, лошадь, заяц, петух;

зеркало, книга, полетел, море.

Вывод: Существительное – это часть речи (родовое понятие), которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы (видовое отличие).

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Вид и род.

Цель: Учить устанавливать родовые и видовые отношения между объектами.

  1. РАЗМИНКА.

а) –К Пете на день рождения пришли шестеро ребят. На столе  стоял торт с семью розочками из крема. Как разделить торт, так чтобы каждому досталась розочка? Куски могут быть разного размера.

б) Монограмма – группа слов с изменением

одной порядковой буквы:

«Если «Р» перед концом – я на дереве любом,

Если «Ж» - то я на теле, если «С» - то летом в деле,

Если «З» - домашний зверь. Разгадайте – как скорей! (Кора, кожа, коса, коза)

  1. ВИД И РОД.

а) Установи соответствие (в парах по цепочке):

медведь – лиса            море – река           книга – журнал

дерево – цветок          счастье – горе       грустный – весёлый

-Ответы строить по схеме: сходство, отличие, род, вид.

б) Обобщение (по цепочке):

   вторник и суббота – это…                   Днепр и Волга – это…           сом и карп – это…

   «е» и «о» - это…                                    градусник и весы – это …    час и секунда – это…

   январь и март – это …                           осень и весна – это…           восток и юг – это…

в) Смысловые пары.

По образцу составить вторую пару. Обосновать свой выбор.

груша – фрукт                окружность – циркуль           птица – дерево

клён – (дерево)               квадрат – (линейка)                крот – (земля)

пол – ковёр                     стекло – стакан                        лиса – мех

стол – (скатерть)            бумага – (книга)                      рыба – (чешуя)

г) Что это такое? По определению узнать о чём идёт речь. Доказать своё мнение.

Человек, который лечит животных  - это…

Участок земли, на котором выращивают фрукты – это…

Человек, который управляет авиалайнером – это…

Прибор для измерения времени – это…

Дерево, на котором растут жёлуди – это...

д) Задумай число. Прибавь к нему 3, затем вычти 2, прибавь ещё 10, отними задуманное

    число, прибавь 5, умножь на 2. У тебя получилось 32.

    -Откуда это мне стало известно?

(При выполнении действий получилось 32, а ваше число не имеет значение, так как вы его вычли).

                           

  1. ОБОЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Алгоритм.

Цель: Дать представление о различии неточных и точных описаниях, определении и

          алгоритме.

  1. РАЗМИНКА.

-Инопланетянин, посетивший Землю в своём отчёте написал: «Пальцев у землян двадцать пять на одной руке, столько же на другой и десять пальцев на ногах».

Какую оплошность он допустил? (Двоеточие после двадцати)

-Из точки А в восточном направлении в точку В самолёт летел 80 минут, а обратно в западном направлении 1 час 20 минут. Как такое возможно? (80 мин = 1ч 20 мин).

  1. АЛГОРИТМ.

а) Ситуация: «Кате и Мите поручили сделать клумбу в форме четырёхугольника

                       со стороной в 1 метр. Клумбы получились разные. Почему?»

 -Чего не хватало в описании?

-Для чего нужна точность описания?

б) Какое из описаний точное?

-Фигура, у которой все стороны равны.

-Четырёхугольник, у которого все стороны равны.

-Четырёхугольник, у которого все углы прямые.

-Четырёхугольник, у которого все стороны равны и углы прямые.

-Прямоугольник, у которого все стороны равны.

-Мы дали точное описание объекта, то есть его определение. А его определение построено по законам алгоритма, то есть по правилу.

Алгоритм – это строго заданная последовательность действий, позволяющая достичь определённой цели.

-Где мы используем алгоритм?

(Правила по русскому языку, вычисления по математики, по этапное выполнение действий и т.д.)

-Какое же определение квадрата самое точное?

Квадрат – это прямоугольник …            Квадрат – это ромб …

Квадрат – это четырёхугольник…          Квадрат – это многоугольник…

Итак, мы сделали вывод: могут существовать различные определения, это зависит от выбора родственного отношения.

в) Цепочка слов «род» можно превратить в «вид» (с подсказками):

Род – год – гид – вид.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

-Что такое алгоритм?

-Для чего он нужен?

ЗАНЯТИЕ 15

Тема: Алгоритм.

Цель: Учить действовать по алгоритму.

  1. РАЗМИНКА

-Петин класс шёл парами на экскурсию. Петя посмотрел вперёд и насчитал 5 пар, затем  

 посмотрел назад и насчитал 4 пары.

 Сколько человек шло на экскурсию? (10 пар и 20 человек)

-На вопрос Пети, можно пойти в кино или погулять, мама ответила отрицательно. Как  

 должен поступить мальчик, послушавшись маму?

  1. АЛГОРИТМ.

а) Дополни определения:

портной – это человек,                               сапожник – это

художник – это                                            берлога – это

нора – это                                                     глагол – это

-Что в определении является родом? А что видом?

-Как мы составляли определение? (вид, род, описание)

б) Дайте определение, не называя предмета, чтобы его могли определить. Работа в парах.

в) Пользуясь алгоритмом, сделайте синтаксический разбор предложения:

Глокая кузра штеко будланула бокра и кудрянит бокрёнка.

г) «Рассказ по Цицерону».

Используя алгоритм, философ Цицерон  придумывал разные истории. Они отличались содержанием, но были похожи опорными словами.

Составьте рассказ, отвечая на вопросы:

Кто, что, где, чем, зачем,  как и когда.

Заслушать и проанализировать 2-3 рассказа. Обратить внимание на последовательность.

  1.  ОБОЩЕНИЕ.

-Для чего нужен алгоритм – точность в определениях?

ЗАНЯТИЕ 16

Тема: Рассматривание характерных ошибок в определениях.

Цель: Учить находить характерные в определениях, а так же исправлять их.

  1. РАЗМИНКА.

-Петя, Катя, Митя и Оля собирали грибы. Больше всех собрала Катя, а Оля собрала грибов не меньше одного из мальчиков. Кто собрал больше грибов мальчики или девочки?

-Составь из слова слово из трёх букв:

турник – тур                    колпак – кол                 судно – суд

-Какой общий признак вы обнаружили?

  1. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

а) На прошлом уроке мы составляли определения, начиная со слова «человек».

-А что же такое человек?

-Древнегреческий философ Платон определил так: «Человек – это двуногое без перьев».

Другой мудрей Диоген принёс ему ощипанного цыплёнка и сказал: «Вот человек»

Тем самым он доказал, что определение Платона неправильное.

б) Установите правильное или неправильное определение. Обоснуйте своё мнение.

-Щенок – это маленькая собака.                

–Щенок – это детёныш собаки.

-Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детёнышей молоком.

-Рыба – это животное, живущее в воде.    

–Волейбол – это игра с мячом.

-Термометр – это прибор для измерения температуры воды.

-Ножницы – это инструмент для разрезания.

в) Найди недостатки в определениях  и исправь их.

Бортпроводница – это стюардесса на самолёте.

Лётчик – это пилот авиалайнера.

Логика – это наука о логическом мышлении.

-Это была тавтология, то есть повторение одного и того же.

г) Нарисуйте нужную фигуру (см. таблицу).

-Как вы вели поиск нужной фигуры?

-Опишите свои рассуждения.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 17

Тема: Классификация.

Цель: Уточнить представления о классификации объектов.

  1. РАЗМИНКА.

-Митя выше Пети, а Катя ниже Мити.

 Кто выше Катя или Петя? (ответить нельзя)

-Рассмотри рисунки (см. таблицу):

-Назовите только домашних животных.

-Назовите только диких животных.

-Назовите хищников.

-Какое животное лишнее? Почему?

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) Сгруппируйте понятия. Самостоятельно найдите основания для группировки:

лось      заяц            лиса          собака             сова              лягушка

лев       крокодил    мышь       медведь           кошка           петух

-Какие основания для группировки вы можете предложить?

(домашние и дикие; звери и птицы; по месту обитания; по виду питания)

-В данный момент мы с вами выполнили классификацию, то есть установили определённый порядок.

-Где используется классификация?

-Для чего она нужна?

б) Найдите основание для классификации (замкнутые – незамкнутые линии; многоугольники – круги и линии):

 

в) На что можно расклассифицировать:

    углы, треугольники, многоугольники, натуральные числа, части речи, писателей?

г) Анаграмма.

Исключить лишнее слово.

вианд – диван              слот – стол

лексор – кресло          фетбул – буфет

самик – маски

  1. ОБОЩЕНИЕ.

-Для чего служит классификация?

ЗАНЯТИЕ 18

Тема: Классификация.

Цель: Учить выполнять классификацию по заданным основаниям.

  1. РАЗМИНКА.

-Ребята стоят в очереди за мороженым. Митя стоит впереди Пети, но сзади Саши. Катя и  

 Саша не стоят рядом. Оля не находится рядом ни с Сашей, ни с Митей, ни с Катей.

 Кто за кем стоит?

(Саша, Митя, Катя, Петя и Оля).

-Найди фигуры.

-Сколько здесь треугольников?

-Сколько многоугольников?

2. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) Коллективно сделать классификацию.

-Какое основание для классификации вы предлагаете?

Медведь, число, синий, снег, бегать, грустит, высоко,

 беглый, белый, высота, поздно, вперёд, классифицировать.

б) Самостоятельно найди основание для классификации:

Пенал, ваза, лампа, юноша, перо, солнце, зал, свойство, парта, пень, лень, тетрадь.

-По каким признакам вы основали группы?

(по количеству букв, слогов, по родам и т.д.)

в) Разделите батон на три части.

-Сколько надрезов надо сделать?

Разделите бублик на три части.

-Сколько надрезов надо сделать? Почему такая разница?

-Во всех заданиях мы  выполняли разделение, одинаковый ли получился результат?

В первом случае разделяли на группы, предметы не изменились, а во втором случае делили на части, предметы уменьшились.

г) Сравните слова: берёза и дерево.

-Какое из слов имеет общее название?

-Какие ещё виды деревьев вы знаете?

-На какие два класса можно разделить все деревья?

-Как вы провели классификацию по роду или по виду?

3. ОБОБЩЕНИЕ.

-Что является основой для классификации?

ЗАНЯТИЕ 19

Тема: Классификация.

Цели:  Уточнить роль классификации в расположении объекта.

            Развивать умение находить основание для классификации.

 

  1. РАЗМИНКА.

-В трёх домиках жили Ёж, Заяц и Белка.

Ёж и Заяц живут в домиках с  большими окнами, а Заяц и Белка живут в домиках с высокой крышей.

-Кто где живёт? (См. таблицу)

-В слове «баян» переставили буквы и получилось «набя».

Такая же перестановка была в слове «итог». Что получилось? (гтио)

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) «Ветвистое дерево»

По ходу рассуждения дети выполняют рисунок, начиная снизу листа.

Отметьте точками следующие слова:

Корова, слон, бабочка, муравей, карась, щука, сова и ласточка.

Теперь обобщим эти понятия. К какому виду они относятся?

(звери, насекомые, рыбы и птицы)

-К какому роду все они имеют отношение? (Животные)

-Кого больше на свете зверей или животных? Откуда это видно?

б) Рассмотрите фигуры.

-Что вы можете о них сказать?

-Какое задание можете предложить?

-На какие группы их можно разбить?

-Одинаковый ли получился результат классификации?

(по форме, по цвету, по размеру)

в) Определите основание классификации.

Числа распределены тремя способами:

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  - 10, 11, 12, 13, 14, 15 –однозначные и двузначные;

2, 3, 5, 7, 11, 13 – 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15 – простые и непростые;

3, 6, 9, 12, 15 – 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14 – делятся на 3 и не делятся на 3;

-Предложите ещё одно основание для классификации. (чётные и нечётные)

г) Самостоятельно:

-Подберите общее (родовое) понятие (учебные вещи).

-Проведи классификацию (сделаны из определённого материала или сделаны из древесины; 2 слога или 3 слога).

Пенал, ручка, книга, тетрадь, портфель, линейка, резинка, обложка, фломастер – это…

       

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 20

Тема: Систематизация в классификации.

Цели: Показать многоступенчатость классификации, как способ систематизации.

  1. РАЗМИНКА.

-Рассмотрите рисунок:

-Что вы можете о нём сказать?

-Сколько точек в пересечении множеств Аи В; В и С?

-Сколько точек в объединении трёх множеств?

-Чем объединение отличается от пересечения?

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) Сделай группировку:

Стол, мышь, собака, солнце, чайник, конь, муха, книга, стул, окно, печь.

-Какое основание можно выбрать, деля на 2 группы; на 3?

(Одушевлённые и неодушевлённые; по родам; по склонениям; по количеству слогов)

-А вообще, как проводят классификацию?

(Сравнивают, выбирают основание, всё приводят в систему)

-Для чего нужна систематизация?

б) Установи порядок и дополни фигуры (см. таблицу).

-Опиши ход рассуждений.

(1 – вабг, 2 – бваг)

в) Самостоятельно выполнить группировку:

Железо, берёза, медь, лиса, сосна, серебро, волк, клён, тигр, золото.

Дай название каждой группе.

                              I                                                 II

-Раздели на три группы.                                –Раздели на две группы.

г) Анаграмма.

лысшит – слышит                  дитви – видит

ижвёт – живёт                        вётзо – зовёт

-Что общего в словах?

 

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

-Где используется систематизация?

ЗАНЯТИЕ 21

Тема: Систематизация в классификации.

Цель: Продолжить работу по упорядочиванию каким-либо способом совокупность

           объектов.

  1. РАЗМИНКА

-Рассмотрите выражения.

-Что о них можно сказать?

66 + 3                96 > 90                  9 + 6 = 14                       5 > 14

101 + 5             84 – 7 = 77             5 + 27 + 3 = 30               7 – 5 = 2

(Есть ложные и истинные выражения и высказывания).

-Как их можно сгруппировать?

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) –Снаружи смотришь, дом как дом, но нет жильцов обычных в нём.

      В нём книги интересные стоят рядами тесными. (Библиотека)

-Вы все бывали в библиотеке.

-Вспомните, как расположены книги на полках?

-Что ещё, кроме фамилии автора, берётся за основание классификации?

-Как хранятся журналы?

-Для чего нужна такая система в хранении книг?

б) Давайте проведём классификацию, используя систему.

Возьмём слова в русском языке.

-Как их можно классифицировать? (по ходу рассуждения, чертим схему).

род – часть речи

вид – существительное, прилагательное, глагол и т.д.

подвиды – род, число, время.

в) Пользуясь предложенной схемой, систематизируйте объекты:

Здание, берлога, гнездо, изба, нора, хата, конура, улей.

-Назовите общим словом данные названия. (Жилища)

-Чьи это жилища? (Человек и животные)

-Как можно разделить на части жилища людей? (Городские и сельские)

-А теперь жилища животных (звери, птицы, насекомые)

-Как ещё можно дополнить полученную схему?

г) Самостоятельно систематизировать числа, действуя по аналогии.

2,  17,  121,  7,  100,  58,  9,  8,  13,  46,  240,  807,  466.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 22

Тема: Систематизация в классификации.

Цель: Продолжить работу над иерархической классификацией.

  1. РАЗМИНКА.

-Логогрифы – задачи, в которых первое слово загадано, а чтобы расшифровать второе, надо в   первое слово добавить букву.

-Арифметический я знак, в задачнике меня найдёшь во многих строках,

Лишь «о» ты вставишь, зная как, и я – географическая точка. (плюс – полюс)

-Число я меньше десяти, тебе легко меня найти,

 Но если букве «я»  прикажешь рядом встать.

 Я всё – отец, и ты, и мать. (семь – семья)

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) Работа с орфографическим словарём.

-Рассмотрите, как расположены слова в словарике.

-Найдите в нём слово «столица». Как начнёте поиск?

-Нашли букву «с», что дальше?

-Для чего нужна такая систематизация?

-Где ещё используется классификация в алфавитном порядке?

б) Расположи слова в алфавитном порядке:

Элеватор, экскаватор, комната, арбуз, трактор,

 барабан, карандаш, директор, коридор, аллея.

в) Аркадий, Виктор, Геннадий и Сергей играли в шахматы.

Известно, что Виктор не занял первого места, Сергей получил приз за второе место, Аркадий не занял ни первого, ни последнего места.

Какое место занял каждый из мальчиков?

(Схема рассуждения: А             1

                                     В             2

                                     Г              3

                                     С             4

                           

г) Общее и частное (самостоятельно).

-Подбери частные понятия, по два слова:

цвета радуги - …

дни недели - …

месяца - ...

-Найди общее понятие для слов:

Россия, Франция - …

трамвай, автобус - …

рассказ, сказка - …

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 23

Тема: Дихотомическая классификация.

Цель: Рассмотреть дихотомическую классификацию по одному или двум основаниям

          с подсчётом элементов каждого класса.

  1. РАЗМИНКА.

-Вот развёртка пирамиды. Всё на так уж сложно с виду.

 На развёртку посмотри: основанье, грани три …

 Если их, как надо, сложишь, общий вид представить сможешь.

 Вот ещё рисунков семь, будь внимателен ко всем.

 Посмотри изображенье (все они весьма просты) –

 И поймёшь без напряженья, чью развёртку видишь ты.  (см. таблицу – 3)

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

а) В шахматную секцию ходили те, кто умеет играть и те, кто только начинал учёбу.

    Всего было 20 человек. Причём, играющих в шахматы  было большинство.

-Рассмотри схему и ответь на вопросы:

-Сколько человек умело играть в шахматы?

-Почему вы так решили?

-Следующая схема: В секции было 4 девочки, из них только одна умела играть в шахматы.

-Сколько мальчиков умело играть?

-Сколько не умело? (поставить точки)

-Такие схемы – называются кругами Эйлера.

б) Изобрази с помощью кругов Эйлера множество учащихся:

«В классе из 15 человек – 5 отличников и 8 спортсменов. Причём – 3 отличника занимаются спортом.»

-Во время проверки – обратить внимание на рассуждения детей.

в) Дополни родовое понятие  и класс по образцу:

Ворона, петух, сова – птицы – звери.

Ель, берёза, сосна - …

Пчела, муха, оса - …

Пятиугольник, круг, квадрат - …

Стол, стул, диван - …

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 24

Тема: Тестирование умения  проводить классификацию.

Цели: Проверить умение проводить классификацию.

           Способствовать общему развитию учащихся.

     

  1. ОТНОШЕНИЯ.

Действу по образцу (10 баллов):

-Лук, свекла, чеснок, - овощи, растения.           –Чашка, блюдце, стакан - …

-Горе, радость, печаль - …                                   -Снег, град, роса - …

-Стол, диван, кресло - …                                      -Рысь, тигр, лев -…

  1. АЛГАРИТМ.

-Поставь две точки А и В. Проведи через них прямую.

 Поставь точку С, не лежащую на этой прямой. Соедини точки отрезками.

-Какая фигура получилась?  (1 балл)

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

а) Подчеркни родовое понятие одной чертой, а видовое понятие двумя чертами (2 балла):

Звёзды – небесные тела, излучающие свет.

б) Дополни определения (3 балла):

Маслёнка – это посуда …                Приставка – это часть слова … Берлога – это дом…

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ.

-Найди два основания для группировки:

Конь, ель, гараж, эхо, вертолёт, весло, посуда, земля, колесо.

(По родам, по числу слогов – 10 баллов).

  1. АНАГРАММА.

(См. папку – 10 баллов)

Йво, йда, олб, ашр, озв, укб, ирм, отм, асд, олб.

  1. ОЦЕНИВАНИЕ.

1 уровень – 46 баллов;                     3 уровень – 23 балла;

2 уровень – 37 баллов;                     4 уровень – 22 балла.

ЗАНЯТИЕ 25

Тема: Связки «и», «или».

Цель: Развивать умение оперировать логическими связками «и», «или».

  1. РАЗМИНКА.

-Какие буквы помещены (см. таблицу):

-В круг, но не в треугольник и прямоугольник?

-В прямоугольник, но не в круг?

-В треугольник и круг, но не в прямоугольник?

-В круг, прямоугольник и в треугольник?

-В треугольник, но не в круг?

  1. ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

а) Начерти два треугольника АВС и КОМ, так чтобы они пересекались.

-Раскрась синим цветом множество элементов, принадлежащих треугольнику АВС, а жёлтым цветом – множеству КОМ.

-Какое множество раскрашено и синим и жёлтым цветом?

-Что о них можно сказать?

б) Ситуация: «Митя решил в выходной сходить в кино или на каток, и навестить бабушку.

                       Он успел: и сходить в кино, и на каток, и навестить бабушку».

-Выполнил ли он свои замыслы?

-Что подразумевается под словом «и»? А под словом «или»?

в) Какой смысл – разделительный или неразделительный имеют связки «и, или»?

-На почте можно отправить письмо или подписаться на газету.

-В нашем классе есть светловолосые и темноволосые дети.

г) Даны слова:

Сом, трава, нитка, собака, нос, ваза, сено, голубь, стул, ручка, нота.

-Выпиши слова, в которых:

I – 5 букв и есть буква «т». (трава, нитка)

II – 5 букв или есть буква «т». (трава, нитка, стул, нота)

III – 4 буквы или есть буква «к». (нитка, собака, ваза, сено, стул, ручка, нота)

-Почему получились разные результаты?

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

-Что обозначает слово «и» в высказываниях?

-А слово «или»?

ЗАНЯТИЕ 26

Тема: Связки «и», «или».

Цель: Показать правила построения высказываний, образованных

           словами – связками «и, или».

  1. ШАРАДА.

-Число и нота рядом с ним, да букву припиши согласную,

 А в целом – мастер есть один, он мебель делает прекрасную. (сто- ля – р)

-В слове «батон» переставили буквы и получилось слово «ботан2.

 Такая же перестановка была в слове «шесть». Что получилось? (штсеь)

  1. СВЯЗКИ.

а) «Истинно или ложно»

-Если в городе идёт дождь, то асфальт мокрый.

-Если асфальт мокрый, значит, в городе идёт дождь.

-Если в комнате темно, то в ней не горит свет.

-Все люди в городе носят очки.

-20 делится на 4 и на 5.

-20 делится на 4 или на 5.

-Сравните два последних высказывания – их смысл.

б) Ситуация: «Лена обещала маме вымыть посуду и сходить за хлебом.

                        В каком случае Лена не выполнит своё обещание?»

 -Используйте слова – связки «и, или».

в) Даны слова:

Телевизор, буква, число, фигура, Москва, Обь, река, Россия, конь, Маша.

Выпиши слова, которые:

I - не являются одновременно именами собственными и существительными

     женского рода;

II – не являются именами собственными или именами существительными женского рода.

-Почему слова получились одинаковые? (телевизор, число, конь)

г) Нарисуйте 4 круга и 3 треугольника.

-Сколько фигур вы нарисовали?

-Заштрихуйте круги или треугольники.

-Кто заштриховал и то, и другое?

-Верно ли, они выполнили задание?

-Объедините некоторые фигуры. Что получилось?

-Почему вы не обвели все фигуры?

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 27

Тема: Слова «все, некоторые».

Цель: Ввести термины «все, некоторые» при построении высказываний.

  1. МЕТАГРАММА.

-Он грызун не очень мелкий, ибо чуть по больше белки.

А заменишь «у» на «о» - будет круглое число. (сурок – сорок)

-Сейчас Антон на два года старше Василия.

На сколько лет он будет старше через 5 лет?

2. СВЯЗКИ.

а) Рассмотрите рисунок. Какие высказывания верные?

-Все треугольники тёмные.

-Некоторые треугольники тёмные.

-Некоторые четырёхугольники светлые.

-Все четырёхугольники светлые.

-Есть фигуры светлые и тёмные.

-Составьте свои высказывания, используя слова –связки «и, или, все, некоторые, верно, неверно».

б) Игра «+» или «-».

-Отметь верные и ложные высказывания:

1)Все птицы осенью не улетают на юг.                2) Не все птицы осенью улетают на юг.

3) Некоторые птицы осенью не улетают на юг.  4) Есть четвероногие птицы.

5) Не существуют четвероногие птицы.               6) Сегодня ветер и идёт дождь.

7) Вчера был дождь и ветер.                                  8) Некоторые дети непослушные.

9) Не верно, что все дети непослушные.     10) Дети бывают послушные или непослушные.

-Что у нас получилось?

-Сравните 2 и 3, 8 и 10 высказывание.

в) Слова написаны цветными мелками:   гиря, буря, гавань, губа.

     У серого слова и голубого одинаковая третья буква,  у розового и чёрного – первая,        

     у голубого и чёрного – вторая.

     Какого цвета слово гавань? (розового 

г) Самостоятельно:

Дерево, деревце, деревянный, одеревенел, деревушка, деревья, деревом, деревенька.

-Запиши только слово во множественном числе.

-Запиши слова, состоящие из корня и окончания.

-Запиши слова, в которых нет  приставки или есть суффикс.

 

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 28

Тема: Игры на развитие логического мышления.

Цели: Развивать умение делать выводы от общего к частному.

           Способствовать общему развитию учащихся.

      1.  РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Послушайте слова. Для запоминания можно использовать систему:

Дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

-Сколько слов вы запомнили? (В среднем должно быть не меньше 6).

  1. АНАГРАММА.

-Мною можно дырки штопать, можно даже платье сшить.

 Если ж буквы переставить, можно думать научить. (Иголка – логика)

-Что такое логика?

Логика учит делать вывод, строить правильно рассуждения.

  1. РАССУЖДЕНИЯ.

а) Какие предложения верные?

-Сегодня – понедельник, значит завтра – вторник.

-Если завтра – воскресенье, то сегодня – суббота.

-Если число оканчивается нулём, то оно делится на 10.

-Сегодня – понедельник, следовательно, завтра – суббота.

-Какие слова – связки используются при составлении утверждения?

б) Дополни высказывание:

-Если угол больше 90, то он…

-Сегодня 31 августа, значит завтра …

-Отрезки одинаковые, следовательно, их длины …

-Угол острый только тогда, когда …

-Предложение нераспространённое, значит в нём…

в) К общим понятиям подбери частное:

одежда - …

города - …

приставка - …

части речи -…

г) Шутка: Что вчера было завтра, а завтра будет вчера?

                  (Сегодня)

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 29

Тема: Игры на развитие логического мышления.

Цели: Развивать умение делать выводы от частного к общему.

           Способствовать общему развитию учащихся.

  1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

-Прочитайте пары слов.

-Запишите, что запомнили:

крокодил проглотил                           растёт число

Золушка ждёт                                   сломалась машина

телефон молчит                               пошёл ученик

пилот сидит                                      лежит дневник

       

  1. КРУГОВЫЕ СХЕМЫ.

-Рассмотрите схемы. Какие предложения вы можете по ним составить?

Подберите к схемам предложения:

-Все ученики в классе спортсмены.

-Некоторые ученики в классе шахматисты.

-Никто в классе не играет в теннис.

-Коля и Митя учатся вместе, а Саша в другом классе.

                                             

А                А               А  

             В                  В                   В

         

  1. РАССУЖДАЛКИ.

а) Всё ли здесь верно?

-Все сепульки – жители Интеропии. Значит все жители Интеропии – сепульки.

-Ни одна сепулька на бронк. Следовательно, ни один бронк не сепулька.

-Некоторые грюмсы – сепульки. Следовательно, ни одна сепулька – не грюмс.

б) Обсуждение утверждений:

-Митя и Таня учатся в разных классах, Митя и Галя тоже учатся в разных классах.

Следовательно, Таня и Галя – одноклассницы.

-Некоторые числа делятся на 2; некоторые из них делятся на №.

Следовательно, некоторые числа делятся на 6.

-Не все кирпичи умеют летать, значит, кирпич – не птица.

  1. МОНОГРАММА.

С «б» зубною я бываю, с «м» меха я поедаю,

С «р» актёры я нужна, с «с» для повара важна. (Боль- моль – роль – соль)

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 30

Тема: Игры на развитие логического мышления.

Цели: Развивать умение обобщать слова и делать умозаключения.

           Способствовать общему развитию учащихся.

  1. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Дайте ей название.

-Постарайтесь, как можно больше запомнить объектов. (30 сек)

-Запишите по памяти, используя систематизацию.

Проверка: лев, тигр, медведь;

                  верблюд, обезьяна, слон, лошадь, жираф, белка;

                  крокодил, бегемот, лягушка;

                  гриф, сова, ворона, цапля, лебеди;

                  Винни – Пух, Пятачок, Волк.

  1. РАССУЖДАЛКИ

а) Дополни и объясни рассуждения:

-Все ученики 3 класса – спортсмены. Коля - ученик 3 класса.

(Следовательно, Коля – спортсмен).

-Все ученики 3 класса – спортсмены. Вася – не спортсмен.

(Следовательно, Вася – не ученик 3 класса).

-Все сепульки – жители Интеропии. Чак – не житель Интеропии.

(Следовательно, Чак – не сепулька).

-Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба.

(Значит, щука дышит жабрами).

б) Правильная или неправильная форма рассуждения?

-Все яблони цветут, шиповник – не яблоня. Следовательно, шиповник – не цветёт.

-Все сосны – хвойные деревья. Ель – хвойное дерево. Значит, ель – это сосна.

-Все собаки летают. Бульдог не летает. Следовательно, бульдог – не собака.

-Все деревья – растения. Берёза – растение. Значит, берёза – дерево.

-Все деревья – растения. Ландыш – не дерево. Следовательно, ландыш – не растение.

-Что важно, когда вы строите утверждение?

(Ход мыслей, форма высказывания, слова – связки)

-Как правильно строить рассуждение?

(Все А – это В, С – это А, значит (следовательно), С – это В).

  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ.

                           I                                                           II

Дополни частное и дай общее понятие:       Дополни общее понятие:

трактор, - …  кто? -…          Лариса, -…       малина, клюква  -…              пенал, ручка - …

 ж, ш,  - …      Обь, -.. .                                   точка, тире -…  суббота, среда - …  «и», «а» -…

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 31

Тема: Задачи повышенной трудности.

Цель: Учить находить нестандартные пути решения проблемы.

  1. РАССУЖДАЛКИ.

Дополни рассуждения следствием:

-Все насекомые имеют шесть ног. Сороконожка имеет … (сорок ног.

 Следовательно, сороконожка – не насекомое.)

-Слово тетрадь означает предмет. …(Предмет – это имя существительное.

 Значит, слово тетрадь – имя существительное).

-Четырёхугольник АВСД – квадрат. (Квадрат – прямоугольник.

 Следовательно, четырёхугольник АВСД – это прямоугольник).

-Бом кудрее Бима. Бум не кудрее Бима.

 (Значит Бум не кудрее Бома).

2. ЗАДАЧИ.

а) Умеете ли вы считать по-японски?

Сейчас мы это проверим. Вот японские числа:

1 – итти      2 – ни        3 – сан      4 – си      5 – го

6 – року     7 – иети     8 – хати     9 – ку     10 - дзю

Задача: «Мама купила ку яблок. Каждому из си детей она дала по ни яблок.

               Сколько яблок осталось у мамы?»

(ку – ни х си = итти   9 – 2 х 4 = 1).

б) Имеется непрозрачная канистра ёмкостью 10 литров с бензином и два пустых сосуда

    по  7 и 2 литров. Как из десятилитрового сосуда отлить в семилитровый, пять литров  

    бензина?

Решение: до перелива 10 л.                   0 л.                 0 л.

                 1 перелив     10 – 7 = 3       0 + 7 = 7            0 л.

                 2 перелив     3 л.                 7 – 2 = 5             0 + 2 = 2

                 3 перелив     3 + 2 = 5 л.     5 л.                     2 – 2 = 0

в) Праздничная свечка сгорает за 20 минут. На Рождество зажгли десять таких же свечек.      

     Сколько минут они будут гореть?

г) У Карлсона 5 плюшек, у Малыша меньше плюшек, а Фрекен Бок столько же, сколько

    у Карлсона и Малыша вместе. Каким может быть наименьшее число плюшек?

    А наибольшее?

 Решение: К – 5   М – 1   Б – 5 + 1  =12;  

                  К - 5   М – 4   Б – 5 + 4 = 18;

                  К – 5   М – 2   Б 5 + 2   = 14)                  

 

д) Я загадала число, вычла из него 40. Добавила к результату 200 и получила 502.

    Какое число я задумала? (342)

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 32

Тема: Задачи повышенной трудности.

Цель: Продолжить работу над построением  логических рассуждений.

1. РАССУЖДАЛКИ

а) Доказать утверждения:

-Предложение «солнце светит ярко» - распространённое.

-Каспийское море – не море.

-Названия улиц пишутся с большой буквы..

б) Опровергни утверждения:

-Все хищники – млекопитающие.

-Все реки впадают в море.

-Все живущие в воде животные – рыбы.

-Все существительные изменяются по  числам.

  1. ЗАДАЧИ

а) Катя и Митя собирали грибы. Митя нашёл 10 белых и 2 сыроежки, а Кете попалось

    только 6 сыроежек. Чтобы Катя не огорчалась, Митя положил ей в корзинку три

    гриба.

    Сколько грибов стало у каждого?

    Попал ли в  корзинку к Кате хотя бы один белый гриб?

б) Длина удава 12 метров, или 48 попугаев. Какова длина попугая?

    (1200 см : 48 = 25 см)

в) У Маши 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Миши?

     (2 брата и 3 сестры).

г) У игрального кубика на всех парах противоположных граней сумма очков одна

    и та же. Найдите эту сумму.

    (2 + 5 = 1 + 6 = 3 + 4 = 7)

д) В коробке лежат 15 шаров: красные, белые и чёрные.

    Белых шаров в 7 раз больше, чем красных.

    Сколько чёрных шаров лежит в коробке?

    (15 = 1 + 1 х 7 + 7)

  1. ОБОБЩЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ 33

Тема: Доказательное утверждение.

Цель: Развивать умение делать умозаключения, подбирать достаточные основания для

          своего утверждения.

  1. РАССУЖДАЛКИ.

Докажите или опровергните утверждения:

-Некоторые вещества растворяются в воде.

-Существуют солёные озёра.

-Все растения любят свет.

-В некоторых четырёхугольниках все углы прямые.

-Все трёхсложные слова состоят не менее, чем из шести букв. (Маяки)

-Существуют слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (палиндромы)

 

  1. УТВЕРЖДЕНИЯ.

Докажите утверждения:

-Некоторые существительные не изменяются по числам.

-Существуют слова, в которых после «ш» пишется «ю».

-Есть слова с одинаковым значением.

-Чак слабее, чем Чик, значит Чук сильнее Чика.

  1. ЗАДАЧИ.

а) В одном доме живут 13 учеников. Все они учатся в одной школе, в которой 12 классов.

    Докажи, что хотя бы 2 ученика, живущие в этом доме, учатся в одном классе.

б) Пятеро друзей выясняли, какой сегодня день недели.

    Андрей сказал: «Позавчера была пятница»;

    Володя сказал: «Послезавтра будет вторник»;

    Сергей сказал: «Вчера была суббота»;

    Дима сказал: «Завтра будет понедельник»;

    Егор сказал: «Сегодня четверг».

   -Кто из них ошибался?

(Егор ошибался, так как сегодня – воскресенье).

в) Три брата поймали 29 карасей. Когда первый брат отложил для ухи 6 штук, второй – 2  

    карася, а третий – 3, то у каждого осталось равное количество рыбы.

    Сколько карасей поймал каждый брат?

Решение:

1) 6 + 2 + 3 = 11 – на уху.                     2) 29 – 11 = 18 – всего осталось

3) 18 : 3 = 6 – у каждого осталось       4) 6 + 6 = 12 – было у первого

5) 6 + 2 = 8 – было у второго              6) 6 + 3 = 9 – у третьего.

   

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

ЗАНЯТИЕ 34

Тема: Итоговое тестирование.

Цели: Проверить умение делать умозаключения и выделять часть из целого.

           Развивать навыки самостоятельной работы.

  1. ВЫДЕЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ.

                                                                                                                 (8 баллов)      

Деление – класс, делимое, карандаш, делитель, бумага;

Огород – земля, забор, растение,   собака, лопата;

Куб – углы, дерево, камень, чертёж, сторона;

Слово – звук, письмо, речь, слог, учитель.

 

  1. ОБОБЩИ ПОНЯТИЕ, ИСКЛЮЧИВ ЛИШНЕЕ.

                                                                                                                 (8 баллов)

Холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной;

Роза, тюльпан, ветка, гладиолус, нарцисс;

Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;

Пословица, басня, сказка, былина, поговорка.

  1. ДЕДУКЦИЯ.

                                                                                                               (4 балла)

а) Сделай вывод:

-Все рыбы дышат жабрами. Кит дышит лёгкими.

Следовательно …

-Если число делится на 6, то оно – чётное. Число А нечётное.

Значит …                                                                                                              (4 балла)    

б) Докажите, что:

-Паук – не насекомое.

-Страус – это птица.

  1. АНАЛОГИЯ.

                                                                                                                   (6 баллов)

а) Допиши слово:

песня – композитор           жара – засуха                     берёза – дерево

самолёт – (конструктор)   дожди – (слякоть)             стихотворение – (поэзия)

б) Продолжи ряд в обе стороны:                                                                (4 балла)

-,   гора,   дом,   лиса,   -

-,   43,   54,   65, -

  1. *ЛОГИКА.

                                                                                                                  (2 балла)                    

Масса поросёнка и пса – 64 кг, барана и пса – 60 кг, а барана и поросёнка – 64 кг.

Какова масса поросёнка?

Решение: Из условия видно, что пёс и баран весят одинаково, значит 60 : 2 = 30 кг – весит

                 пёс или баран. Теперь из 64 – 30 = 34 кг – весит поросёнок.

  1. ОЦЕНИВАНИЕ.

1 уровень – 36 баллов;                   3 уровень – 18 баллов;

2 уровень – 29 баллов;                   4  уровень – 17 баллов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для развития логики.

Предлагаю задачи для олимпиадных заданий или просто на урок....

Развитие логики на уроках русского языка

Развитие словесно-логического мышления, абстрактно-логического мышления, развитие внимания к слову, анаграммы, ребусы....

Задания на развитие логики

Дидактический материал. Вопросы и задания для развития логики у учащихся  2- 4 классов...

КВН по математике для 4 класса (развитие логики у детей)

Используемые задания способствовуют развитию логического мышления, речи, памяти, внимания; активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математик...

Задачи на развитие логики, внимания...

Материал для внеурочных занятий по математике, для подготовки к олимпиадам....

Развитие логики у первоклассников.

Дистанционное обучение....

Развитие логики (тренажёр 1)

Цель: развитие логического мышления. Новые образовательные программы требуют более эффективного развития словесно-логического мышления младших школьников, отсутствие его необходимого уровня  прив...