«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов
план-конспект на тему

Пужанская Мария Федоровна

Цель:    Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tol_dlya_9a.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек, полюби человека…»

Психологическое занятие для 8-9-х классов

Педагог- психолог Пужанская М.Ф.

Цель:    Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.

Задачи:

  • Формировать позитивные отношения воспитанников к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
  • Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умению находить конструктивные пути выхода из нее;
  • Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
  • Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Цитата дня: «Личность – та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая»

С-2

С-3

Упражнение «Здравствуй, друг!» 

Задача: настроиться на занятие, получить заряд позитивного настроения..

Инструкция:

Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:

- Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.

- Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.

- Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

- Я скучал! -  Кладут руки себе на сердце.

- Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

- Хорошо! – Обнимаются

В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит доброта

 Утро доброе у нас

 Добрый день и добрый час

 Добрый вечер,

 Ночь добра

 Было доброе вчера

 И откуда спросишь ты

 В доме столько доброты.

 Доброта нужна всем людям,

 Пусть побольше добрых будет.

 Говорят не зря при встрече:

 «Добрый день» и «Добрый вечер».

 И не зря ведь есть у нас

 Пожелание «В добрый час».

 Доброта — она от века

 Украшенье человека…

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать        

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Упражнение «Чем мы похожи».

С-4

Задача упражнения:  создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.  

Необходимое время: 5-10  минут.

Участники  сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Анна, выйди, пожалуйста, в центр круга, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос». Анна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом (одинаковый рост, обувь, цвет глаз и т.д.) Упражнение  продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Как вариант этого упражнения можно использовать высказывание друг другу комплиментов.  Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его и также говорит комплимент другому участнику.  

прием «Мозговой штурм», при котором на доску записываются свойства, предложенные участниками группы, вырабатывается итоговое определение толерантной личности.

Мини-лекция

С-5

Задача: познакомить обучающихся с термином «Толерантность».

В последнее десятилетие, мы не можем не заметить, что в русский язык приходит много иностранных слов, например: эксклюзивная модель, электорат, превентивные меры и т. д. Значение многих  нам непонятно. В отдельных случаях можно обойтись родными словами. Но сейчас речь пойдет о слове, которому нет русского эквивалента. Это слово вам нужно угадать.

В переводе с английского это — "готовность и способность воспринимать личность или вещь, с французского это — "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, религиозных взглядов». В китайском языке это означает "позволять, проявлять великодушие в отношении других". Есть это слово и в других языках. Как вы думаете, что это за слово?

Правильно – это слово толерантность.

С-6

Очень давно, на рубеже 18-19 веков жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при различных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был уникальный человек- он всегда умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы. Известный мастер политической интриги. Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости.

С именем этого человека и связывают появление понятия «Толерантность».

Избранные цитаты.
Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Слова — это шпаги.

С-7

16 ноября – Международный день толерантности.

Послушайте, пожалуйста стихотворение.

С-8

Борис Заходер «Я Собака»

1.Я собака - всего лишь собака!
В голове у меня - пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.
Ни слова - потому, что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают…

2.Мы вступаем и в драки, и в браки,
Неизменную веру храня:
Что бы ни было - все мы собаки,
Все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные , вашего брата
Распознать неспособны никак…
Сразу видно – чутьё слабовато.
В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Словно он вам уже и не брат …

Это стихотворение принято считать гимном толерантности.

С-9

А флагом толерантности принято считать радужный флаг

Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

– Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

Где мы с вами можем проявлять толерантность?– В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо попытаться увидеть свои ошибки.

С-10

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ

Сегодня для россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют такие умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...

"Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001–2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами–членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачи документа – разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.   Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется   на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма.

Упражнение «Узнай себя»

Задача: провести тест на определение характера. 

Инструкция:

Каждому раздается листочек бумаги.

— Я предлагаю всем нарисовать круг диаметром 10см, а в центре изобразить себя в виде какой-либо геометрической фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник или зигзага).

— Одинаковые ли фигуры получились? Попробуем извлечь некоторую информацию. Если вы изобразили себя в виде квадрата, то вам, наверное, свойственна организованность, практичность, аккуратность, коллекционирование, занятия спортом, вместе с тем упрямство и конфликтность. Если треугольник, то скорее всего вы — лидер, решительный, уверенный в себе, несколько категоричный, нетерпеливый и самоуверенный. Круг—мифологический символ гармонии. Вероятно, вам дороги люди, общение с ними, вы скрепляете коллектив, чувствительны, легко общаетесь, порой стараетесь угодить, т. к. не любите конфликтовать. Прямоугольник символизирует состояние перехода. Это временная форма личности. В настоящее время вы не удовлетворены  своим образом жизни и заняты поиском лучшего положения. Зигзаг может сказать нам, что вы — натура творческая, вам свойственна интуиция, эстетические чувства, имеете природное остроумие, не любите скуки и рутины.

В повседневной жизни каждый человек, включаясь в общение с другими, поступает в соответствии со своим характером и стилем поведения, влияет на окружающих, которые, в свою очередь, влияют на него. Можно ли мирно сосуществовать нам, ведь мы такие разные?     

С-11

Толерантная личность                                     Интолерантная личность

Уважение мнения других                                Непонимание

Доброжелательность                                      Игнорирование

Желание что-либо делать вместе                    Эгоизм

Понимание и принятие                                    Нетерпимость

Чуткость, любознательность                             Выражение пренебрежения

Снисходительность                                      Раздражительность

Доверие, гуманизм                                 Равнодушие Цинизм  

                                                            Немотивированная агрессивность

         Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

СЛОВАРЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Антисемитизм заключается в дискриминации еврейского населения. Сторонники антисемитизма полагают, что евреи существенно отличаются от других людей и что они хотят управлять миром, пытаясь достичь этой цели путём международного заговора.

Ассимиляция - это подавление различий. Иногда индивидуумы выбирают ассимиляцию по доброй воле, но в большинстве случаев этот процесс осуществляется против их воли.

Беженец - это человек, кто бежит от опасности или угрожающей жизни ситуации.

Демократия - "правление народа" (др. греч.). Этот термин означает не только голосование за своих представителей на выборах, но и возможность человека участвовать в деятельности общества и принимать решение наравне с другими людьми.

Дискриминация может быть определена как любая форма подчинения или негативного отношения к отдельным лицам или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место.

Интернационализм - это - такое видение мира, когда человеческая жизнь, человеческие права и человеческое достоинство является важнее и существеннее, чем национальность.

Левый - правый. Политические термины "левый" и "правый" первоначально относились к распределению мест в Генеральной Ассамблее Первой республики во Франции. Они использовались в разные времена в разных значениях. Вообще, "левый" обычно обозначает прогрессивный, верящий в возможность перемен, выступающий в защиту равенства, слабых. Говоря о "правых", обычно предполагают, что они консервативны, верят в стабильность, победу лучшего и лидерство элиты.

Мигрант - это человек, который переезжает из своей родной страны в другую. Мигранты отличаются от беженцев. Они не бегут от опасности преследования

Мультикультурализм означает сосуществование или содействие сосуществованию различных культур в одной стране

Нацизм - это идеология и политика немецкого фашизма, которую характеризуют термины расизм, антисемитизм, тоталитаризм, социальная демагогия, агрессия и требования превосходства над другими нациями. Слово "нацизм" произошло от словосочетания национальный социализм, который являлся политическим движением в Германии.

Национализм - это политическая идеология, которая помещает интересы одной нации или национальной группы выше интересов других наций и различных связей, будь то семейные, дружественные, родовые или человеческие.

Нация - это группа людей, которые рассматривают себя как единое целое. Эти люди признают общую родословную, общую историю и общую территорию.

Нелегал - это люди без каких-либо правоустанавливающих документов.

Нетерпимость (интолерантность) - это неуважение к привычкам и убеждениям (верованиям) других людей. Примером тому является нежелание одного человека позволить действовать другим людям по их собственному усмотрению или иметь отличное мнение.

Права человека - это те права, которые должны быть закреплены за каждым человеком и которыми он может пользоваться

Предубеждение - это мнение о незнакомом человеке, которое основывается на предполагаемой характеристике группы, к которой, по вашему мнению, этот человек принадлежит. Предубеждения - это сложные идеи, которые являются заранее сформированными и предполагаемыми, и их правота недоказуема

Расизм - это вера, что некоторые люди, относящиеся к определенной расе, находятся на ступень выше представителей других рас.

Солидарность - это близость, общность между странами, нациями, группами людей, индивидами, которая проявляется в сочувствии, моральной поддержке, материальной помощи и сотрудничестве.

С-12

Упражнение «Пословицы», в котором к пословице того или иного народа нужно подобрать русский аналог (данное упражнение призвано подчеркнуть сходные черты национальностей):

 

Вражда и дружба-сестры. (Кыргызстан)

 От ненависти до любви-один шаг. (Россия)

 

Где нянек много, там дитя безного. (Белоруссия)

У семи нянек дитя без глаза. (Россия)

 

Два арбуза не удержишь. (Кавказ)

За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. (Россия)

 

От рябины яблок не жди. (Латвия)

От осинки не родятся апельсинки. (Россия)

 Нерадивый дважды делает. (Татарская республика)

 Семь раз отмерь-один отрежь! (Россия)

 

В чей обоз сел, те песни и пой. (Казахстан)

В чужой монастырь со своим уставом не лезь. (Россия)

 

Больше знай, меньше болтай. (Татарская республика)

    Больше думай, меньше говори. (Россия)

 Неторопливый осел раньше достигает цели, чем резвый жеребенок. (Узбекистан)

     Тише едешь – дальше будешь. (Россия)

 

Один утренний час лучше двух вечерних. (Украина)

      Утро вечера мудренее. (Россия)

 

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Эстония)

      Язык до Киева доведет. (Россия)

С-13

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

С-14

Упражнение «Христиане – мусульмане».  

Задача упражнения:  исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни.

Оборудование: листы - опросники.

Разделите участников на несколько групп. Каждая группа будет работать с одним из листов - опросников. Каждый участник самостоятельно заполняет рабочий лист. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Вы можете работать с теми национальными группами, которые являются актуальными для вашего региона, класса, города и т.д.

Обсуждение.

•        было ли трудно заполнять рабочие листы?

•        если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?

•        совпадают ли мнения всей группы?

•        действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?

•        каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?

•        влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Листы - опросники

ХРИСТИАНЕ (или русские)  

•        Мы все знаем, что русские любят...

•        Русских можно отличить по...

•        Русские всегда поступают...

•        Все остальные считают, что русские...

МУСУЛЬМАНЕ

•        Мы все знаем, что мусульмане любят...

•        Мусульман всегда можно отличить по...

•        Мусульмане всегда поступают...

•        Все остальные считают, что мусульмане.

ЕВРЕИ

•        мы все знаем, что евреи любят...

•        евреев можно отличить по...

•        евреи всегда поступают...

•        все остальные считают, что евреи...

С-15

Предрассудки.

Дать понятие «предрассудка».  Предрассудок - негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежностью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, даже  инвалидностью человека.

Предрассудок - это отрицательное или враждебное отношение к той или иной группе людей, основанное на обобщениях и неполной или искаженной информации. Зачастую предрассудок – это синоним суеверия, верование на событие, не подтвержденное осмысленными доводами. Почти все мы в той или иной степени подвержены предрассудкам, независимо от того, направлены ли они против этнической, национальной или расовой группы, против людей с иными сексуальными предпочтениями, против какой-либо определенной географической местности, выбираемой в качестве места жительства, или против конкретных продуктов питания.

  существует четыре основные причины возникновения предрассудка:

  • экономическая и иная конкуренция или конфликт

Количество предрассудков растет, когда наступают напряженные времена, и возникает конфликт между взаимоисключающими целями разных групп людей. См 

  • вытесненная и смещенная агрессия

Люди склонны обратить свою агрессию против тех групп, которые не вызывают у них симпатии, которые хорошо заметны и которые относительно безвластны. А потом объясняют это "как бы рационально". Так рождаются предрассудки. См.

  • личностные потребности
  • конформность (следование тому, что принято окружающими или властью, установка (желание и привычка) быть как все )по отношению к существующим социальным нормам.

С-16

Физкультминутка.  “Психологическая зарядка”.

Дорогие ребята, предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если у вас время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

=Если вас чаще хвалят, чем ругают и наказывают - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим   - постучите кулачком в грудь.

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим другом - моргните правым глазом.

--Если вы ученики 9-го класса- почешите себе левое ухо.

=Если вы считаете, что в жизни важен - пример взрослых - улыбнитесь.

=Если вы  любите родителей, учителей и друзей - погладьте себя по голове.

С-17

Послушайте притчу «Ворота сада»

Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

С-18-19-20

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, девочки и девушки, мальчики и юноши. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.

Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.

Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.

Толерантность – путь к миру

Дети читают сами С-21

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то,

что мамея на день рождения принес?

3.

Понял я, что это — уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту,

Взрослых уважаешь.

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

С-22

Рефлексия: Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

С-23

Прошу обратить ваше внимание- на доске   высказывания   великих людей, прочитайте, пожалуйста. Читают дети….:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)

"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)

"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)

"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)

"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)

"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

С-24

Рефлексия. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)

Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"...

Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».

Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....

Психологическое занятие в 5-6-х классах . Дружба

Цели:- расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе;- способствовать сплочению классного коллектива;- воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему;- развивать мышление и речь уч...

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...

Методическая разработка психологического занятия «Эмоции человека».

Знакомство младших школьников с эмоциями. Развитие умения распознавать различные эмоции....