План - конспект корекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ с использованием ИКТ - технологий.
план-конспект на тему

Ольга Викторовна Еремина

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия из программы для младших школьников "Упражнения на каждый день: логикадля младших школьников" (Л.Ф. Тихомирова). занятие разработано с учетомтребований ФГОС и применением современных ИКТ - технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_s_ikts.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ψ

Государственное бюджетное учреждение -

 ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти Самарской области

         445057, РФ, Самарская обл.,  г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,  тел. (8482)34 81 41

План - конспект

корекционно-развивающего занятия

по программе «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» 

Подготовила:

педагог-психолог

Еремина О.В.

Для участия в конкурсе представлена методическая разработка  коррекционно - развивающего занятия из программы для младших школьников  «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» автора Л.Ф. Тихомировой. Занятие разработано с учетом требований ФГОС и  применением современных информационно-коммуникативных технологий:

  • ИКТ технология (развивающие психологические тренажеры) - позволяют  развивать какое-то конкретное свойство, качество или навык, повышают интерес к занятиям и повышают их эффективность. У ребенка формируется отношение к компьютеру как к средству  обучения и развития, где можно в интересной форме совершенствовать свои  мыслительные процессы.
  • Технология развивающего обучения - предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
  • Здоровьесберегающие технологии  - позволяет равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с активной, определять время подачи сложного учебного материала,  нормативно применять ТСО.

Тема занятия: Наблюдательность. Родовые отношения между понятиями.  (1ч.)

Тип занятия  по этапам формирования навыка: тренировочное занятие.

Режим занятия: интерактивное.

Цель занятия: развитие наблюдательности, формирование умения обобщать предметы и явления на основе существенного признака.

Задачи занятия:

  1. Обучающая: познакомить обучающихся с познавательными процессами и мыслительными операциями: наблюдательность, обобщение.
  2. Развивающие:

- формировать у обучающихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;

- развивать у обучающихся познавательные способности;      

      3)   Воспитательная: формировать у обучающихся умения, работать в команде,  организовывать  и контролировать свою деятельность.

Ресурсы:

  1. Информационные (УМК)

Программа:  Общеобразовательная (дополнительная) программа начального общего образования по социально-педагогической направленности  «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» (автор: Тихомирова Л.Ф.)

Технические

Средства ТСО: планшетные компьютеры (для работы с приложением Play Маркет «Поиск слов»).

Наглядность: карточки с заданиями

  1. Технологические

Используются технологии: интеграция ИКТ с технологией  развивающего обучения и элементами  игровой и здоровьесберегающей технологий.

1) ИКТ-технологии:

- работа  с планшетным  компьютером (приложение Play Маркет «Поиск слов»).

2) технология развивающего обучения:

- развитие познавательной сферы обучающихся с  вовлечением в различные виды деятельности.

Формы урока: групповая.

Этапы занятия

Содержание

(этапа занятия)

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные

УУД

1 Этап  Организационный

(2 минуты)

Обучающиеся приветствуют друг друга и педагога. Проверяют наличие необходимых для занятия школьных принадлежностей.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Формирование интереса к другому человеку.

2 Этап

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач занятия.

(5 минут)

На столах: карточки с заданиями, планшетные компьютеры.

Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему):

- Что там нужно будет сегодня на занятии делать? (актуализируются требования к обучающимся со стороны учебной деятельности («надо»);

- «Что бы вы хотели узнать сегодня на занятии?» (для создания условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

- «Как вы думаете, чему вы должны, сегодня научится?» (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки («могу»).

- Планирование учебного сотрудничества.

- Самоопределение;

-смыслообразование;

- мотивация на активность;

- внутренняя позиция школьника;  

- учебно-познавательная мотивация.

3 Этап

Разминка

(2 минуты)

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. (Направлено на  активизацию мозговой активности, настрой на дальнейшую работу).

- Умение концентрироваться на ощущениях своего тела,

- умение удерживать, распределять и переключать внимание.

Умение отключиться от внешних раздражителей и сосредоточиться на выполнении задания.

4 Этап

Практический этап занятия

(26 минут)

Упражнение «Самый внимательный». Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Обучающимся предлагаются карточки с заданиями:

  • Из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
  • Из перечня слов выбрать предметы мебели: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
  • Из перечня слов выбрать предметы одежды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
  • Из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
  • Из перечня слов выбрать предметы школьные вещи: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.

(По окончании упражнения детям предлагается  обменяться карточками для взаимопроверки, педагог предъявляет эталон)

Физминутка на 25 минуте занятия.

Гимнастика для улучшения слуха.

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  4. Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
  5. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
  6. Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Работа с приложением Play Маркет «Поиск слов» на планшетном компьютере. В поле с буквами обучающимся предлагается найти слова на заданные темы, например: Растения, животные, школьные принадлежности и др.

- Сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать,

 - внимание,

- зрительная память.

- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных),

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов,

- подведение под понятие, выведение следствий,

-контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений  и отличий от эталона ,

 - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,

- оценка – выделение  и осознавание учащимися того, что уже усвоено  и что еще подлежит усвоению, качества и уровня усвоения,

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных),

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации  объектов.

 

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству.

-Формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия;

- знание основных моральных  норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).

Положительная мотивацию обучения, активизация познавательной деятельности

 

5 Этап

Подведение итогов урока

(1 минута)

Каковы итоги нашего занятия?

На этом этапе фиксируется все то чему обучающиеся учились на занятии.

- Формулирование и аргументация своего мнения;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Мотивация на обобщение результата работы на уроке.

6 Этап

Рефлексия учебной деятельности на занятии.

(2 минуты).

На этом этапе фиксируется  практическое содержание, занятия и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Урок Я на уроке Итог (аргументированное оценивание своей деятельности обучающимися по нижеследующим критериям):
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

- Рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- формулирование и аргументация своего мнения;

- планирование учебного сотрудничества.

- Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические  особенности личности;

- умение проводить самооценку и взаимооценку;

- внутренняя позиция школьника;

- эмпатия;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Литература:

  1. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение. Практическое приложение).
  2. ФГОС НОО http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
  3. Информационные технологии в образовании http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
  4. Гимнастика для улучшения слуха http://pedsovet.su/load/244-1-0-1494
  5. Упражнение «Колечко» http://dob.1september.ru/articles/2010/09/16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 3-ем классе с использованием информационных технологий

План-конспект урока в 3-ем классе с использованием информационных технологий...

Конспект занятия на тему "Животные" с использованием игровой технологии

Данное занятие предназначено для учащихся 6-8 лет....

«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической культуре с использованием игровых технологий»

laquo;Развитие творческого потенциала личности в обучении»по теме:«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической  культуре с...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

план - конспект коррекционного занятия с детьми с РАС "Шум в ушах"

Конспект занятия "Шум в ушах" с детьми- аутистами. занятие выстроено удобно, просто. Структура понятна. Это занятие было представлено на фестивале уроков в гимназии. Присутствующие родители ...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...

Статья «Повышение качества занятия с детьми через использование здоровье-сберегающих и современных технологий .»

        От правильной организации занятия , уровня его рациональности во многом зависит эмоциональное и  работоспособное, функциональное состояние школьников в про...