Как уберечь себя от профессионального выгорания или тайм-менеджмент для педагогов.
статья ( класс) на тему

Просекова Юлия Витальевна

Статья отображает собстенный опыт борьбы с профессиональным выгоранием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как уберечь себя от профессионального выгорания или тайм-менеджмент для педагогов.

                                                                                                    Просекова Ю. В.

                                                          ГБОУ школа-интернат №1 им. К. К. Грота  

                                                    Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                 

  Каждый человек слышал такой термин «профессиональное выгорание», но вот что именно мы можем стать его жертвой не всегда верим. Так что же такое «профессиональное выгорание», и что можно сделать, чтобы его избежать?

   Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

    В современном мире, с его стремительным ритмом и постоянно развивающимися новыми технологиями, мы стараемся не отставать и идти в ногу со временем. Но как часто оказывается, этот бег нас на столько изматывает, что мы попадаем в стрессовую ловушку. Мы не можем себе позволить остановиться и сделать передышку, ведь это может сказаться на нашей карьере, но бежать дальше у нас больше нет сил. Каждый новый шаг нам даётся с трудом и мы всё больше загоняем себя, мы находимся в постоянном стрессе.

    Стресс (от англ. Stress - «туго натянуть») - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс- это реакция человека на события, которые меняет его биохимию и может нарушить работу всех органов и тканей. Первые и достаточно частые проявления стресса –раздражительность, усталость, утомляемость, общая слабость. Обычно люди замечают те стрессы, которые отрицательно сказываются на них. Фактически стресс служит мотивацией для личностного изменения и роста.

  Профессиональная деятельность педагога – один из наиболее напряжённых видов социальной деятельности. Работа в постоянном цейтноте, а мы – педагоги умудряемся ещё брать работу на дом (проверка тетрадей, различные отчёты, подготовка к открытым урокам, рабочие программы и многое другое), всё это приводит к хроническому переутомлению, синдрому «выгорания» и другим не менее неприятным последствиям.

Стадии выгорания

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

  • на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

  • на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

  • третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

 

    Если вовремя не заняться восстановлением и изменением подхода к использованию рабочего времени, то наступает черёд профзаболеваний. Для того, чтобы не было профессионального выгорания я, как педагог с многолетнем стажем, выработала для себя ряд правил. Именно эти правила помогают мне держать себя в рабочем тонусе, ведь педагог ежедневно затрачивает довольно много душевной и эмоциональной энергии.

Первое правило: никогда не брать работу на дом. Дома необходимо отдыхать, заниматься своими домашними делами. Работа не должна занимать все ваши мысли и время. Всю работу необходимо выполнять на своём рабочем месте, чтобы всё успевать я пользуюсь вторым правилом.

Второе правило: планируйте своё время. Процесс управления своим рабочим временем не требует больших усилий. Для того чтобы эффективно использовать рабочее время, прежде всего, нужно знать, на что оно расходуется и почему его не хватает. Как и любое планирование, планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные цели, которые в свою очередь разбиваются на оперативные частичные цели.

  Управление временем или тайм-менеджмент представляет собой эффективное использование и управление рабочим временем, выявление нерационального использования времени и определение способов его реализации.

 Элементы тайм – менеджмента:

  • Развитие ощущения времени
  • Постановка целей
  • Принятия решений
  • Реализация и организация
  • Контроль

 Основные этапы использования тайм –менеджмента:

  1. Определение целей деятельности как на короткий срок, так и на длительный. Цели, намеченные руководителем, не только определяют те действия, которые следует осуществить, но и стимулируют их использование. Необходимо преобразовать цель в план действие по её достижению, определить, какие цели и задачи самые важные.

  1. Инвентаризация времени, хронометраж. Учёт времени помогает определить причины потери времени, нормативы затрат на отдельные части плана и более рационально организовать работу. Сравнение фактических затрат времени по каждому виду работ с нормативными.

  1. Планирование задач и управление приоритетами. Составление списка, в котором отмечается главное, и начать работу с важнейших приоритетных задач. Принципиально важно составить план в письменном виде, так как это делает деловую активность более целенаправленной и ориентированной на следование составленной программе дня. Письменный план помогает лучше оценить потребность во времени и более реалистично планировать резервное время. Письменный план в идеале должен включать лишь то, что хочешь или должен, а также можешь сделать в этот день, чтобы сконцентрироваться на реализацию поставленных задач. Необходимо всегда перепроверять свои планы и изменять их, если они оказываются невыполнимыми или не позволяют достичь поставленной цели к сроку. Если какое-то дело начато, то оно должно быть доведено до конца.

      Третье правило: будьте детям, с которыми вы работаете, другом.  Ведь мы всегда рады встречаться и общаться со своими друзьями, это доставляет нам радость. Расскажите детям о дружбе, о том, что неотъемлемой частью дружбы является взаимное уважение и доверие. Проявляйте к детям уважение и они не будут вас расстраивать «плохими» поступками или поведением, тем самым не будут выводить вас из эмоционального равновесия. Всегда встречайте детей с доброй улыбкой, и получите в ответ улыбки и счастливые детские глаза, а также готовность плодотворно работать на уроке.

      Эти три правила помогают избежать мне профессионального выгорания. Каждый день мне хочется идти на работу, видеть улыбки и глаза своих учеников, давать им новые знания и радоваться их успехам. Я стараюсь составлять план своих дел на перспективу и на предстоящий день. Каждый день составляю письменный план своих дел на следующий день, тем самым их чётко распределяю по значимости. А так же с удовольствием иду домой, оставляя всю работу на работе, ведь дома ждут не учителя с его рабочими программами и тетрадками, а ласковую маму и приветливую жену.

Используемые источники:

  1. Интернет ресурсы: http://dorogaserdca.com/articles/aspirin-ot-stressa.html;

 http://xn--698-5cd4b3abhfw.xn--p1ai/pedagogam/professionalnoe-vygoranie.html;

http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/06/17/doklad-na-temu-professionalnoe-vygoranie-pedagogov

  1. Под научной редакцией Жолована С. В. «Компетентностный подход в работе преподавателя начального и среднего профессионального образования. Проблемы. Поиски. Решения». С-Пб., 2011 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает? ...

Статья "Профессиональное выгорание педагогов"

В статье рассматриваются стадии и формы развития профвыгорания, причины его возникновения, а также способы его профилактики....

Круглый стол "Профессиональное выгорание педагогов и его профилактика.Через ... лет педагогический труд надоедает."

Рассматриваются причины возникновения СЭВ /синдрома эмоционального выгорания/, ситуации, влияющие на возникновение СЭВ, стадии и симптомы профессионального выгорания, предлагаются рекомендации по ...

Клуб Родник" Презентация. Психологический практикум "Профессиональное выгорание педагогов ДОУ"

.Цель. Оценка синдрома эмоционального выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и развитие способности регуляции эмоционального состояния; освоение приемов антистрессовой защиты....

Мастер класс для педагогов и родителей "Тайм- менеджмент"

Материал кратко отражает суть технологии "потерянного времени" Тайм- менеджмента...

Выступление педагога-психолога на тему Как делать уроки.Школьный тайм-менеджмент

Выступление  педагога-психолога  Образцовой Г.В перед родителями учеников младшего школьного возраста на тему "Как делать уроки"....

Статья на онлайн-конференцию "Молодые педагоги". Тема: "Тайм-менеджмент в работе молодого педагога"

Учитель-это человек, который всё знает и умеет. Вы все -решительны и несгибаемы. Люди, которые успевают не только работать, но и жить. Вы вовремя уходите с работы, причём налегке. Читаете много интере...