ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ.
статья (2, 3, 4 класс)

Еремина Ирина Геннадьевна

 

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними  из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

В статье рассматриваются специфические инструменты, помогающие управлению временем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТАЙМ–МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Проблемы, связанные с неумением школьниками управлять своим временем, являются одними  из наиболее распространенных. Это отмечают и родители, и дети.

Анализ обращений родителей, беседы со школьниками 2-4 классов  в рамках консультаций, уроков психологии показали, что:

  • отдельные школьники до 36 часов в неделю тратят впустую;
  • многие дети сами не садятся за уроки, а многие из тех, кто садится сам, до последнего момента откладывают их выполнение;
  •  некоторые школьники любят оттягивать выполнение полезных дел на потом или вообще забывают про их существование;
  • многие дети не знают, чем себя можно занять в свободное время, кроме смотрения телевизора и игры на компьютере;
  • многие дети смотрят телевизор и играют в компьютер по 4-6 часов ежедневно, тратя на это лучшее время;
  • у отдельных школьников процесс выполнения уроков или полезных домашних дел растягивается надолго, потому что они отвлекаются в процессе выполнения работы на посторонние дела;
  • около половины детей признаются, что  не планируют свой день;
  • у значительного числа школьников отсутствует режим дня;
  • многие школьники жалуются, что у них мало времени на отдых  -основное время занимает приготовление уроков.

Вот, что говорят наши дети по поводу управления временем:

«Свои выходные я провожу так:

Можно спать до одиннадцати, потом телевизор смотреть часами, затем компьютер до ночи».

«…Мой день примерно такой… Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка…»

«А вот это мой учебный день:

Я люблю много гулять, а уроки – к ним я приступаю, когда мама на меня наорет».

«Я всегда тяну время, когда надо делать что–то по дому».

«Меня сильно отвлекает телевизор – я и хочу делать уроки, но не могу от него оторваться».

Наш успех во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие взрослые обращаются к технологиям тайм-менеджмента – технологиям управления временем, чтобы все успевать: и на работе, и в личной жизни. Значимость тайм–менеджмента для взрослых очевидна и неоспорима.

Важно отметить, что вопросы, связанные с управлением временем поднимаются педагогами, когда они с детьми работают над поговорками типа «Сделай дело, гуляй смело», или когда учат уроки с детьми на продленке, или на тематическом родительском собрании.

Задачи:

  1. Формирование у школьников позитивной мотивации на изучение данного курса.
  2. Формирование у школьников представлений о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких ситуациях.
  3. Обучение школьников планированию времени в учебный период и в  свободное от уроков время.
  4. Организация пространства проживания и проектирования  ребенком ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

Также в программу включены приемы, которые являются специфическими для тайм–менеджмента:

  • анализ количества потерянного времени с помощью календарика- пинарика и листа–хронометража;
  • планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием золотых правил управления времени; ведение ежедневника;
  • оценка выполнения запланированного и фиксация итогов.

Исходя из специфических приемов понятно, что дети в рамках программы знакомятся со следующими инструментами управления времени:

  1. календариком–пинариком,
  2. хронометражем,
  3. планом на день.

I. Рассмотрим основные методы и приемы, используемые в программе.

МЕТОД ПРОЕКТОВ и КОМАНДНАЯ РАБОТА.

Метод проектов предполагает поиск школьниками способов решения проблем, а также их непосредственное решение. В рамках программы школьники создают 2 проекта:

Пример. Карта к групповой работе  «Секреты  времени».

«Во вторник у Оли с Валерой намечалась контрольная за четверть по русскому языку, поэтому с родителями они договорились, что после школы будут готовиться к контрольной. Уроки у Оли и Валеры закончились в 13.00. 2 часа они шли из школы в соседний дом, а потом  час обедали. Затем Оля вспомнила, что начинается ее любимый сериал, и убежала в зал, а Валера уткнулся в компьютерную игру. Вот так они и просидели до 21.00. В 21.00, за час до прихода мамы, дети вспомнили про контрольную и стали искать по квартире учебник русского языка. В 22.00 учебник был найден, и тут пришла мама. До 23.00 мама рассказывала про работу, а в 23.00 спросила про подготовку к контрольной работе. Дети честно рассказали, что ничего не делали. В итоге мама решила их проучить, и они легли спать с невыученными правилами. И  в школе получили двойки».

Данная работа используется нами на этапе введения правил управления временем – анализ текста логически подводит школьников к необходимости введения правил времени, чтобы в жизни у людей не получалось как у школьников из ситуации.

Анализ ситуаций происходит в рамках групповой работы школьников. По итогам выполнения анализа, представители команд презентируют найденные ошибки в тексте, а затем предлагают исправленные варианты.

2. Ситуации–сценки. Несколько человек из класса спонтанно или после минимальной подготовки представляют в виде сценок ситуации, в которых люди нерационально используют время, не называя вслух ошибки. Класс определяет и называет ошибки, показанные в сценке, затем представители от класса показывают правильный вариант разрешения ситуации.

СОЗДАНИЕ ИСТОРИЙ.

В ходе  курса «Тайм–менеджмент для малышей» мы также обращаемся и к такому виду работ как создание истории.

Так, мы предлагаем школьникам написать авторскую сказку или историю, в которой бы главный герой в начале терял время попусту, а потом изменился.

Смысл данной работы в том, чтобы школьники вместе с героем прожили правильные и неправильные образцы управления временем,   в нестандартной форме актуализировали для себя правила управления временем, а также в тексте отреагировали те чувства, которые связаны у них с управлением времени.

Этапы работы:

  1. Введение школьников в создание историй.
  2. Создание текстов детьми в течение одной недели и их  фиксация.
  3. Презентация работ и обсуждение заключенных в них идей.

II Теперь рассмотрим специфические инструменты, помогающие управлению временем.

КАЛЕНДАРИК-ПИНАРИК представляет собой табличный календарь, где дополнительно к датам и дням недели  проставлено время суток с интервалом в 1 час (см. рисунок).

Идея инструмента 

Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать».  Календарик призван показать ребенку то, сколько времени он тратит впустую, а также мотивировать его на более полезное использование времени. Использование календарика–пинарика в работе со школьниками показало, что количество потерянных часов сокращается. Кроме того, дети отмечают, что стали бережнее относиться ко времени.

Это достигается за счет следующих эффектов:

  • Ребенок наглядно видит, сколько времени он потратил впустую, и это заставляет его задуматься. Получая в конце недели пугающую цифру о потерянных часах, в частности, были случаи, когда 41 час ребенок потратил впустую, которые можно было бы потратить с пользой, у многих детей наступает прорыв, и они начинают по–другому относиться во времени.
  • Ребенок собственноручно отмечает потерянные часы цветом, что дополнительно показывает ребенку, что именно от него зависит количество потраченного впустую времени. Кроме того, здесь срабатывает и желание ребенка «быть идеальным», что выражается в том, что ребенку хочется зачеркнуть как можно меньше квадратиков.
  • Календарик постоянно находится у ребенка перед глазами, ребенок постоянно видит и осознает, что ему надо будет его раскрасить – в данной ситуации календарик выступает своеобразным вынесенным контролем, некой напоминалкой, которая ежеминутно сигнализирует о нежелательности траты времени впустую.

Принцип действия календарика такой. Ежедневно учащийся отмечает то время, которое он потратил впустую, цветным карандашом (ручкой). Фиксация идет по часам. Например, ребенок с 15.00 до 22.00 играл в компьютер, хотя ему было позволено играть в течение часа, а остальное время он должен был учить уроки и убираться по дому. Поэтому диапазон с 16.00 до 22.00 выделяется цветом. Час с 15.00 до 16.00 идет как время отдыха и относится к полезному времени (ребенку в качестве отдыха положен час компьютера в данном примере). При этом,  календарик все время находится вместе с ребенком и ставится на самое видное место.

После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итоги».  

По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.

Этапы работы:

  1. Объяснение назначения инструмента и способа работы с ним.
  2. Самостоятельная работа школьников по ведению каленадриков–пинариков в течение недели.
  3. Индивидуальная мини–консультация психолога по итогам ведения календарика-пинарика.
  4. Совместное групповое (индивидуальное) обсуждение со школьниками заполненных календариков–пинариков и планирование дальнейшей работы с ними.
  5. Самостоятельная работа школьников по дальнейшему ведению кадендариков–пинариков в течение недели.
  6. Индивидуальная мини-консультация психолога по итогам ведения ребенком календарика.
  7. Совместное обсуждение и подведение итогов.

Опыт работы с каленадриком–пинариком в 4-х классах показал, что целесообразно его ведение в течение 2-3 недель. Этого времени  достаточно для получения отмеченных выше эффектов. Первая неделя в большей степени носит диагностический характер и позволяет психологу отследить количество потерянного времени у ребенка, хотя и здесь уже пинарик выступает как механизм вынесенного контроля.  Вторая и третья неделя - как раз благоприятный период для изменений, особенно, если после первой недели грамотно проведена рефлексия со школьниками.

Примерные вопросы для обсуждения со школьниками:

  • Расскажите, ваши впечатления от заполнения календарика–пинарика.
  • На что вы впустую тратили время?
  • Было ли ведение календарика полезным? Почему?
  • У многих получились внушительные цифры потерянного времени. Как вы планируете бороться с потерянным временем на этой неделе?

Наряду с календариком-пинариком, для анализа количества потерянного времени и мотивирования ребенка на более рациональное времени также можно использовать прием «Хронометраж».

ХРОНОМЕТРАЖ – это также инструмент для анализа количества потерянного времени.

Хронометраж реализуется в виде 2 последовательных этапов:

1. Фиксация всех событий, которые имели место быть у ребенка от подъема до отбоя. Ребенку предлагается записывать в течение одного–двух дней все мероприятия, которые имели место быть, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в той же последовательности, как они происходили. Ребенок просто записывает все, что он делает, или с ним происходит

2.Совместный с ребенком анализ листа зафиксированных  событий. В отличие от календарика–пинарика анализ работы с хронометражем позволяет выявить как количество потерянных часов впустую, так и определить, на  что конкретно  ребенок потратил время.

Вместе с тем, хронометраж более труден для выполнения, и его нецелесообразно проводить более 1-2 раз, потому что интерес падает. Обычно рекомендуется ребенку зафиксировать 2 свои дня – один рабочий день, а другой выходной,  т.к. по содержательному наполнению эти дни отличаются.

В целом, хронометраж целесообразнее использовать при индивидуальной работе с ребенком, где возможен детальный анализ. Вместе с тем, в рамках уроков психологии данный прием также эффективен, особенно в плане диагностики сфер, где ребенок теряет время впустую, а также в плане формирования мотивации для более рационального использования времени.

Был случай, когда мальчик принес свой хронометраж выходного дня, где день был поделен на 2 части: до обеда он играл в компьютер, после обеда – телевизор. Ничего полезного в дне просто не было. При обсуждении ребенок сам обнаружил, что он неправильно строил свой выходной день и в последствии стал по-другому планировать свой день.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Ваши впечатления от хронометража: что понравилось, что не понравилось, что было трудным?
  • Сколько времени вы потратили на просмотр телевизора, игры в компьютер, на приготовление уроков, прогулки?
  • Сколько времени потратили на помощь по дому и учебные дела?
  • Тратили ли вы время впустую?
  • На что вы тратили время впустую?
  • Как вы думаете, в выходной день нужно ли заниматься полезными делами или можно их забросить?
  • Полезным ли было для вас работа с Хронометражем? Если «да», то чем, если «нет», то почему?
  • Планируете ли вы что–либо изменить  в планировании по итогам Хронометража?

ПЛАН НА ДЕНЬ

План на день – еще один удобный инструмент в управлении времени, но к которому младшие школьники прибегают нечасто.

Работа со школьниками в рамках планирования дня позволила выявить следующие негативные особенности планирования времени младшими школьниками:

  • К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в разных секциях для того, чтобы успеть все. Школьники, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.
  • Дети склонны просто наполнять свой день мероприятиями – им больше свойственно просто придумывать мероприятия под время, а не планировать время под заранее продуманные дела.
  • Дети не склонны включать в свой план полезные дела по дому.

Для того, чтобы школьники научились более рационально управлять своим временем, в работе со школьниками  нами используется  такой инструмент  тайм–менеджмента как «План на день»

План на день – инструмент планирования времени и фиксации выполнения запланированных мероприятий.

Работа с планом учит:

  • Планировать время и рационально им управлять.
  • Контролировать и оценивать результаты.
  • Анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации.
  • Выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому и т.д.).

Анализируя выявленные особенности планирования и проектируя коррекционно-развивающие действия, мы пришли к следующим этапам  организации работы ребенка с планом на день. На наш взгляд, предложенные  ниже этапы в максимальной степени позволяют достичь коррекционно-развивающие эффекты.

  1. Осмысление и планирование предстоящих событий

Важно, чтобы работа по планированию дня начиналась с осмысления того, что ребенку предстоит завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Для того, чтобы дети обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы ребенок включал их в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку» -делать каждый день дела полезные, но не очень интересные.  Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Если ребенок работает над преодолением какой–то проблемы или выработки определенного навыка по системе «кнута и пряника», например, ребенок учится хорошо себя вести, то это тоже должно найти отражение в плане на день.

  1. Выявление наиболее важных дел. После того, как ребенок очертил круг мероприятий, важно чтобы он отметил для себя наиболее ВАЖНЫЕ мероприятия, которые необходимо сделать в первую очередь.
  2. Планирование порядка и времени выполнения того или иного дела.  Ребенку целесообразно прикинуть порядок и время выполнения намеченного. Важно, чтобы главные дела стояли в плане в числе первых, а не откладывались на потом.
  3. Фиксация планируемых мероприятий и времени их выполнения в плане на день.
  4. Фиксация ребенком факта выполнения и невыполнения мероприятий. В плане есть отдельная колонка, где ребенок фиксирует значком степень выполнения запланированного.
  5. Анализ выполненных и невыполненных мероприятий. Анализ причин невыполнения задуманного и планирование мероприятий по коррекции возникших трудностей.
  6. Составление плана на новый день с учетом возникших трудностей предыдущего дня.

ПЛАН НА ДЕНЬ

время

занятость

отметка о выполнении

  8.00-13.00

уроки в школе

 +

15.00-16.00

игра на компьютере

 +

16.00-18.00

приготовление уроков(!!!)

 +

18.00-19.00

мытье посуды(!!!)

 -

19.00-20.00

прогулка с братом

 -

21.00-22.00

сборка модели

 +

Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленного ежедневного планирования своего времени. Конечно, нельзя ожидать, что все дети после этого начнут вести планы на день. Но даже те дети, которые в дальнейшем не будут регулярно фиксировать свои действия, все равно задумаются о том, как они обращаются со временем и сделают для себя определенные выводы –возможно они будут обращаться к планированию во внутреннем плане.

Некоторые заметки из опыта…

Первоначально школьники демонстрируют достаточно подробные  расписанные планы, где отражено все – от подъема до сна, дети расписывают все по часам. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы дети фиксировали только самые основные  мероприятия.

Также, когда  мы начинаем работу с планами, часто школьники спрашивают, а кто мне будет напоминать, что я должен это сделать, да еще и лучше в это время.

Здесь можно порекомендовать школьникам следующие напоминалки:

- СМС–напоминалка и телефонный звонок от родителей,

- мобильная напоминалка, когда мобильник прозвенит и напомнит о том, что надо это сделать,

- метки на руке,

- приклеенные липкие бумажки на самом видном месте – над рабочим столом,  на дневник или на холодильник.

Памятка–алгоритм по составлению плана и работы с ним для ребенка:

1. Подумай, какие учебные мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения. Может быть, у тебя послезавтра контрольная работа и необходимо тщательно к ней подготовиться, или, может быть, художественная школа, про которую нельзя забыть.

2.  Спроси у родителей, как ты можешь им помочь завтра или, если у тебя есть фиксированные обязанности по дому, вспомни, что ты должен делать завтра. Может, завтра приезжает любимая бабушка, и к ее приезду необходимо срочно убраться в квартире или помочь маме постряпать торт. Помни про правило «Каждый день есть лягушку», и тогда твои полезные дела не будут накапливаться и откладываться до лучших времен.

3. Подумай, чем бы ты хотел заняться в свободное время. Может, ты хочешь доклеить любимую модель машинки или дочитать книгу?

4. Подумай, в каком порядке ты будешь завтра выполнять намеченные мероприятия. Помни, что ты должен успеть и отдохнуть, и поучиться, и помочь родным. Но все равно каждый день есть наиболее важные мероприятия, которые ты сделаешь в самом начале. Например, если у тебя в школе намечается контрольная работа, понятно, что ты после небольшого отдыха, пусть около телевизора,  начнешь подготовку к контрольной, а не останешься смотреть до вечера телевизор

5. Возьми ежедневник и запиши там то, что ты планируешь делать завтра в той последовательности, как это будет происходить. Укажи примерное время, когда ты собираешься это делать. Не забудь, что в план необходимо обязательно включить:

  • Учебные дела,
  • Полезные дела, – помощь по дому
  • Свободное время.

Однако помни, что нельзя спланировать каждую минуту - нужно оставлять в плане время для непредвиденных дел, которые могу возникнуть. Около особо важных дел, поставь восклицательный знак (!!!).

6. После того, как ты выполнил запланированное дело, поставь в плане отметку о выполнении. Если в течение дня ты выполнил запланированное, поставь «+», если не сделал – поставь «-»

7. Вечером посвяти 5 минут своему плану. Посмотри, что ты сделал, а что нет. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но основные важные дела должны быть выполнены…

Ответь для себя на ряд вопросов:

  • Все ли из запланированного я сделал?
  • Что мне не удалось сделать? Почему?
  • Не удалось выполнить дела из разряда важных или из блока «Отдых»? Или и те и другие…
  • Подумай, как можно исправить ситуацию с невыполненными  делами (особенно важными). ПОДСКАЗКА – сделай их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день.

8. После того, как ты обдумаешь выполненные и невыполненные дела, составь план на новый день, включив в него те дела, которые ты не успел доделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский тайм-менеджмент

Вместо того чтобы постоянно ругать детей за безответственность, неорганизованность и медлительность, познакомьте их с тайм-менеджментом — научите правильно организовывать свой день....

Как уберечь себя от профессионального выгорания или тайм-менеджмент для педагогов.

Статья отображает собстенный опыт борьбы с профессиональным выгоранием....

Мастер-класс «Регулятивные УУД - одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования)

В основе концепции мастер-класса лежит интерпретация некоторых классических приемов менеджмента организации для системы образования. Почему возникла такая идея? Все очевидно. Основная задача совр...

"Тайм-менеджмент для родителей и детей"

Быть родителем и строить карьеру – прекрасный и ценный жизненный опыт, но также это предполагает, что вам приходится разрываться между двумя требовательными, отнимающими массу времени и никогда ...

Тайм-менеджмент в начальной школе

Неумение считать время, ошибки при планировании дел и задач различной сложности, неспособность ставить цели, организовывать себя на их достижение, договариваться с другими людьми об эффективной совмес...

Мастер класс для педагогов и родителей "Тайм- менеджмент"

Материал кратко отражает суть технологии "потерянного времени" Тайм- менеджмента...

Применение технологии «Тайм- менеджмент» и «Развитие критического мышления» в обучении младших школьников.

Материал актуален для педагогов, психологов и родителей, раскрывает особенности технологии "Тайм- менеджмент" и актуальность её применения...