Мастер-класс «Регулятивные УУД - одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования)
методическая разработка на тему

Шаталова Ирина Николаевна

В основе концепции мастер-класса лежит интерпретация некоторых классических приемов менеджмента организации для системы образования. 
Почему возникла такая идея? Все очевидно. Основная задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. Именно поэтому учитель должен создавать ситуации, в которых учащиеся учились бы планировать и управлять своей деятельностью. Сегодня основная функция педагога – функция менеджера.
Вводная часть мастер-класса посвящена освещению идей процессного подхода и базовых принципов системы менеджмента качества в контексте реализации основных требований ФГОС.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Николаевна Шаталова, заместитель директора по УВР,  учитель высшей категории МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова», «Отличник просвещения РФ», призер конкурса «Самый классный классный -2009», победитель конкурса лучших учителей России, 2009 год.

Мастер-класс

«Регулятивные УУД - одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени  и повышение эффективности его использования)

Идея мастер–класса

Реализация требований ФГОС требует от учителя качественно иного подхода к организации деятельности обучающихся. Наибольшую проблему вызывает, как уже показала практика, формирование регулятивных УУД. Нужны новые инструменты планирования и организации совместной продуктивной деятельности.

Содержание мастер–класса

В основе концепции мастер-класса лежит интерпретация некоторых классических приемов менеджмента организации для системы образования. 
Почему возникла такая идея? Все очевидно. Основная задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. Именно поэтому учитель должен создавать ситуации, в которых учащиеся учились бы планировать и управлять своей деятельностью. Сегодня основная функция педагога – функция менеджера.
Вводная часть мастер-класса посвящена освещению идей процессного подхода и базовых принципов системы менеджмента качества в контексте реализации основных требований ФГОС.
Практическая часть знакомит с инструментами, принятыми в менеджменте организации для эффективного планирования и анализа результатов деятельности, которые сегодня могут быть использованы педагогом для формирования регулятивных УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.

Как часто мы слышим в качестве причины невыполнения задания "Я не успел...", "Нам не хватило времени...", "Если бы в запасе было хотя бы два дня...", ""Делали в последний момент, поэтому...".
Именно поэтому в этом тренинге мы обращаемся к проблеме формирования у учащихся навыков планирования и управления деятельностью (как индивидуальной, так и групповой).

Регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Владение регулятивными УУД помогает школьнику:

• Регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий.

• Прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени.

• Контролировать с целью установления отклонений.

• Корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения.

• Преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:

  • уметь ставить себе конкретную цель;
  • планировать свою жизнь;
  • прогнозировать возможные ситуации.

Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий.
Ознакомившись со структурой регулятивных УУД, стало очевидным её сходство со структурой тайм-менеджмента.

А что по этой теме знают наши ученики?

Проведя опрос, мы получили следующие результаты. «Время надо беречь!» — говорят все без исключения, при этом соблюдают режим дня только 25% детей, а планируют свои дела только 10%.

Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

В 1 классе у детей уже складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: «Что значит уметь учиться?»

Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности:

«Что я не знаю?»

«Сам найду способ!»

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения) и преодолению препятствий (волевая саморегуляция).

Формирования регулятивных УУД, идёт от простого к сложному, в 1 классе регулятивные действия под руководством учителя;

 во 2 классе идёт переход от руководства учителя к самостоятельной организации своей работы,

а в 3-м и 4-м классах дети самостоятельно организуют свою деятельность, умеют ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку.

Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации.

Тайм-менеджмент помогает нам увеличить нашу продуктивность в разы, а также учит нас отбрасывать все ненужные дела в корзину. Появляется дополнительное время – и это уже Ваше дело, куда Вы его потратите.

Как использовать технологию Тайм-менеджмента?

  1. Постоянно планируйте конкретные задания. Когда вы работаете с составленным списком запланированных заданий, производительность и продуктивность своего времени увеличивается на 25%. Необходимо с вечера записать свой план заданий на завтра. Как только вы успешно справитесь с конкретной задачей – обязательно вычеркивайте ее из списка.
  2. Фильтруйте информацию для того, чтобы не перенасыщать свой мозг огромным количеством ненужной информации, а также не тратить на нее свое время – учитесь выбирать самое нужное и полезное.
  3. Исключайте по мере возможности из своей жизни «пожирателей времени» - электронная почта, социальные сети, контакты.
  4. Концентрируйтесь от начала до конца на одном задании.
  5. Учитесь расставлять приоритеты.
  6. Свой день необходимо начинать именно с самого трудного – и день пройдет гладко и легко.
  7. Чаще говорите «нет» ненужным делам.

Примеры упражнений для формирования регулятивных УУД.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         «преднамеренные ошибки»;

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         «ищу ошибки»

-         КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем воспользоваться разработанными "памятками": 

Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

 Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д. 
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то: - необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем,
как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников : коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: Игры с правилами и продуктивные виды деятельности 

Список литературы:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Асмолов А.Г. , М.,  «Просвещение» - 2010.
  3. Структура УУД и условия их формирования ,Горленко Н М.  и др. -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г.,
  4. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная роботехника». Лукьянович А.К. , Начальная школа плюс до и после. 2013. – № 2
  5. http://4brain.ru/time/
  6. http://psyfactor.org/lib/time-management-2.htm
  7. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/08/25/taym-menedzhment-upravlenie-vremenem   Алые паруса. Проект для одаренных детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Регулятивные УУД -одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования) Шаталова И.Н. учитель высшей категории МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»

Слайд 2

Выделяют 3 группы УУД, одна из которых - регулятивные УУД. К ним относятся: Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль в форме сличения с заданным эталоном Коррекция Оценка Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

Слайд 3

Владение регулятивными УУД помогает школьнику: • Регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; • Прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; • Контролировать с целью установления отклонений; • Корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; • Преодолевать препятствия (волевая саморегуляция ).

Слайд 4

Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации.

Слайд 5

Ознакомившись со структурой регулятивных УУД, стало очевидным её сходство со структурой тайм-менеджмента. Тайм — менеджмент (ТМ) — это технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Слайд 6

1.Учат ставить цели 2. Учат планировать 3.Расставлять приоритеты 4.Составлять план реализации 5.Контролировать достижения цели

Слайд 7

Тайм-менеджмент — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Это стиль жизни, позволяющий комфортно распоряжаться ценным временным ресурсом в стремительном потоке информации. Смысл тайм-менеджмента заключается в том, чтобы подчинить сначала минуты, а постепенно и всю жизнь истинным целям человека, а также научиться отделять жизненные ценности от того, что не требует внимания и не приносит результатов.

Слайд 8

1) Тайм-менеджмент : Представьте, что сегодня Ваш последний день. Мой Вам совет, прям сейчас возьмите листочек бумаги и сами для себя откровенно ответьте на поставленный вопрос. Я думаю Вам это будет интересно! 2) Тайм-менеджмент : Занимайтесь планированием. 3 ) Тайм-менеджмент : Фильтруйте информацию. 4) Тайм-менеджмент : Исключайте со своей жизни «пожирателей времени »! 5) Тайм-менеджмент : Концентрируйтесь от начала до конца на одном задании. 6) Тайм-менеджмент : Учитесь расставлять приоритеты! 7) Тайм-менеджмент : «Съешьте лягушку на завтрак !» 8) Тайм-менеджмент : Соблюдайте чистоту на столе. 9) Тайм-менеджмент : Почаще говорите «НЕТ» ненужным делам. 10) Тайм-менеджмент : У Вас должно быть комфортное рабочее место. 11) Тайм-менеджмент : Работайте в определенное время. 12) Тайм-менеджмент : Возьмите для себя заслуженный выходной день .

Слайд 9

Приведем примеры упражнений для формирования регулятивных УУД. Планировщики. Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Календарь на месяц. Купите ребенку красочный перекидной календарь на год. Пусть он висит в его комнате и меняет страницы каждый месяц. Ярким кругом обводим день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом.

Слайд 10

1.На сегодняшний день (листы ежедневника) 2.Работа с календарем (лист с календарем) 3.План на каникулярное время (листы еженедельника) Задание первое. Определите важные события на календаре на ближайший месяц. Обведите дни недели в кружок. Задание второе. Определите сроки осенних каникул. На листе еженедельника запишите главные события этой недели. Задание третье. Подумайте о завтрашнем дне! Определите значимые события завтрашнего дня, Сроки их выполнения и расставьте приоритеты. Распишите завтрашний день по часам. Завтра выполняя все эти дела – вычеркивайте из списка дел.

Слайд 11

О НАСТОЯЩЕМ УРОКЕ Когда на все и на всех хватает времени Когда спрашивают, что такое настоящий урок, я обычно отвечаю: “Прежде всего такой, на котором на все и на всех хватает времени и внимания”. “Беречь время” – нередко говорят по традиции. А нужно выигрывать время, считаю я. Выигрывать для большого количества упражнений, для постоянного повторения, для успешного продвижения вперед всех и каждого. Лысенкова Софья Николаевна

Слайд 12

7 советов по управлению временем 1. Оцените свое время в деньгах. Сколько стоит ваш час? А день? А теперь остановитесь на минутку. Когда вы поймете, что поход за чашкой кофе стоил вам 4 бакса (помимо стоимости самого кофе), то вам гораздо легче будет расходовать свое время разумно. 2 . Запланируйте чтение на свободное время, когда не можете заниматься другими задачами. По возможности, читайте, когда ожидаете чего-либо. Когда ждете автобуса или ожидаете встречи, но не тогда, когда можете занять свои руки и голову для выполнения других вещей . 3. Активируйте таймер на телефоне. Этот совет подходит тем, кто любит потрепаться. Звонки с пустой болтовней отнимают кучу времени - ставьте таймер, который будет сообщать о том, что вы заболтались . 4. Считайте время. Ведите учет времени, которым располагаете, сколько времени у вас тратится на выполнение различных задач, сколько уходит на поездки в течение дня . 5. Берегите свое время. Не позволяйте никому убивать ваше время и напрягать вас тогда, когда вы могли бы эффективно работать. Закройте двери, выключите телефон, закройте аську. 6. Составьте расписание и обязательно следуйте ему. Не только встречи, поездки. Составьте расписание для всего, чего только сможете . 7. В компьютере закройте все, что не связано с текущей работой. Нет смысла даже говорить, сколько времени уходит на чтение почты, общение по аське и т.п. занятия. К тому же, чем меньше всего вы открываете, тем быстрее работает компьютер . Лучшее, что вы можете сделать, - слежение за собственным временем, поставка целей, постоянная работа над эффективностью использования времени. Важно также не издеваться над собой и во всем знать меру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что...

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

 Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

Тренинг «Тайм менеджмент или искусство управления временем»

Цель: расширить представления учащихся о ценности понятия «время» как возможности человека воплотить задуманное. Развитие навыков управления временем для повышения эффективности работы и л...